В Бурятии – «урожайная паника»

Дачники говорят об исчезновении пчел-опылителей
A- A+
Бурятские дачники и огородники в этом году были встревожены распространившимися слухами. Поговаривали, что огородный сезон будет плохим, ведь в республике по неизвестной причине стало меньше пчел-опылителей. «А без пчелиного опыления-то какой урожай ждать? На моем участке пчел совсем мало», – беспокойно говорили люди друг другу. 

Пчелиный июнь был хорош

Откуда взялись слухи и страхи, не совсем понятно. Видимо, какому-то огороднику показалось, что пчелы не посещают его грядки. Рассказал за кружкой чая соседу. Тот сообщил другому. И начался трезвон по домам и дачам.

Что происходит с «бурятскими» пчелами в нынешнем сезоне? «Номер один» узнал об этом из первых уст – от пчеловода со стажем Сергея Максимова. Пчеловодом работал его отец. И он сам имеет более чем солидный опыт в этом деле.

Опасения дачников-огородников республики о том, что в Бурятии «исчезли пчелы», опасения за урожай Сергей Максимов называет вполне субъективными. В реальности пчелы в регионе есть.

– Нет никаких данных, что наблюдаются отрицательные явления, что пчел стало меньше, – ставит он точку в «урожайной панике».

По его оценке, нынче весна и июнь, будем говорить, первая половина активного сезона, были достаточно благоприятными для пчеловодства. 

– Почти во всех наших районах. Почему? Потому что прошлогодняя осенняя влага была. Август, сентябрь – прошли тогда хорошие дожди. Они потом в мае-июне дают влагу. Но в июле все-таки произошло небольшое «ущемление». В начале июля ощущалась уже нехватка водоемкости, – говорит Сергей Максимов. 

По этой причине произошел спад по меду, замедлился темп. Июнь-2017 не идет ни в какое сравнение с июнем прошлого года. 

– Это небо и земля. В прошлом году в июне вообще никто не брал (меда. – Прим. авт.) практически. А нынче все взяли, – констатирует наш собеседник.

Улан-удэнцы стонали – когда же будет настоящее лето, но на «медовом фронте» Бурятии все было хорошо. Пчеловоды получили до 30, а кто-то, возможно, до 40 процентов от сезонного сбора.

С осадками в начале июля было плохо, но затем по республике – полосами – прошли дожди.

– Ситуация выравнивается. Хотя есть места, которые еще страдают от недостаточной влажности. Тарбагатайский район, например. Медосбор еще не совсем активный, – отмечает пчеловод.

– В прошлом году также была засуха. К счастью, в августе пошли дожди, цветы зацвели, и мы начали мед качать. Нынче опять июнь-июль засуха, надеемся на дождливый август.  Хорош на урожай был 2014 год, тогда мы несколько фляг меда накачали. Сейчас же не знаем, чего ждать от погоды. У нас почти все сельчане держат пчел, для некоторых семей это единственный доход. Насколько я знаю, в Джидинском районе очень хороший урожай, знакомые пчеловоды рассказывают, что у них дожди идут, все цветет, благоухает. В Закаменском районе тоже неплохо. А у нас уже третий год засуха, – подтверждает пчеловод Валентин Русин из тарбагатайского села Верхний Жирим. 

К слову, несмотря на все трудности, Валентин Леонидович не первый год становится лучшим пчеловодом Тарбагатайского района.

Но вернемся к Максимову. Из общения с коллегами из соседних регионов – Иркутской области, Забайкальского края – он видит, что там в отношении осадков было лучше, чем в Бурятии. И по меду положение тоже лучше. По предположениям Сергея Максимова, процентов на 20. Хотя, конечно, итоги «медового сезона» подводить в республике рано. 

– Сбор идет, не сказать что бурный, – ниже среднего. Но что скажет август? Пчеловоды будут выезжать, например, на гречиху. Если сейчас ситуация с дождями улучшится, то август будет в норме… Надо сказать, что нынче не совсем плохой год будет. Если август будет благоприятный, то будет выше среднего. В прошлом году дожди шли, и они потом положительными были…  Хотя лишними как бы были. У нас все же регион засушливый. Наш песок залить сложно. 14 июля в прошлом году дожди сильные пошли, – говорит наш собеседник.

Но даже если август «пересушит» или «перельет», то все равно меда получится почти по обычному среднему объему.

О росте цен и пчелах-«метисах»

По словам нашего собеседника, в республике как таковой породы пчел нет. 

«У нас местная популяция. Завозились различные породы, и в связи со скрещиванием говорим только о местной популяции. Пчелы адаптируются. Раньше украинская была – когда колхозы, совхозы существовали. Потом с Дальнего Востока много завозили – пятьдесят процентов была дальневосточная пчела. А сейчас, видите, коммуникация большая стала. Маток привозят. Из различных регионов, различных пород, – разъясняет «внутрипчелиные» процессы пчеловод.

Весна нынче пришла в Бурятию на семь-десять дней раньше среднестатистической. С началом цветения растений заметных проблем не было.

Экспертному мнению Сергея Максимова можно доверять. Он профессиональный пчеловод, а также преподает в вузе, доцент кафедры биологии. Много лет работал рядовым пчеловодом. 

– Раньше же при каждом колхозе были пасеки. Я окончил институт пчеловодства в Подмосковье. Кандидатскую защитил по теме бурятского пчеловодства, – говорит он.

Сейчас работает с учхозовскими ульями, плюс личные. Итого в пределах ста ульев. Как специалист не ожидает, что в республике будет рост цен на мед. Во-первых, ситуация лучше прошлогодней. Во-вторых, кризис ударил по материальному положению жителей Бурятии. Дорогой мед просто не будут покупать.

– Поэтому у меня цены последние лет пять-шесть одни и те же. Реализую по 350 рублей. Другие ставят примерно так же – кто-то побольше, кто-то поменьше (если продают оптом). В этом году, думаю, розничная цена будет в пределах 350–400 рублей за килограмм, – приводит личный пример и прогнозирует Сергей Максимов.

В нынешнем медовом сезоне первый мед он получил примерно 20 июня. Взял немного, для пробы. Последний мед думает получить в конце августа – начале сентября. 

Петр Санжиев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.