«Чужеродный Хранитель»

Жители Ольхона пожаловались Путину на скульптуру Даши Намдакова
A- A+
«Мы, жители Ольхона и просто неравнодушные к судьбе острова люди, обеспокоены планами установки скульптуры Даши Намдакова «Хранитель Байкала» – так начинается письмо, которое инициативная группа планирует передать Владимиру Путину. Кроме президента, в списке еще ряд высокопоставленных чиновников, которые, по мнению жителей Ольхона, помогут им сохранить девственную красоту острова.

Угроза эндемикам

Напомним, в 2017 году на мысе Хобой планируется появление «Хранителя Байкала». Поговаривают, что памятник не только украсит местность, но и защитит озеро от всяческих напастей – загрязнения, обмеления и даже привлечет на Ольхон еще больше туристов. Ранее в популярной иркутской газете «Восточно-Сибирская правда» вышла статья об установке скульптуры. Автор публикации – бизнесмен и финансовый партнер проекта Виктор Бронштейн – в красках рассказал о том, какой прекрасной она будет: «Ветви этого дерева с колокольчиками и камнями похожи на рога огромного оленя и соответствуют древнейшим наскальным рисункам. Скульптура для мастера – не простое, а глубоко личное мистическое произведение».

По замыслу художника, в композиции зритель сможет увидеть историю жизни этого дерева: от ростка, пробившегося из береговой гальки, несмотря на страшные ветра, до седого столетнего засохшего ствола, с корявой корой, в глубоких бороздах которой угадываются черты старика – мифического «Хранителя Байкала» или шамана-бурята в облачении и короне из рогов сакрального животного.

Однако жители острова Ольхон не разделяют радости всех тех, кто подписался за установку необычной скульптуры. Стоит напомнить, в «Заповедном Прибайкалье» в декабре 2016 года сообщали, что скульптуре на Хобое не быть. На сегодняшний день позиция руководства Прибайкальского национального парка осталась прежней.

– Никаких официальных документов, разрешений на установку скульптуры к нам не поступало, – сообщили «Номер один» в пресс-службе «Заповедного Прибайкалья».

К слову, жители Ольхона в своем письме внесли предложение для предполагаемых адресатов: «Предлагаем рассмотреть альтернативные варианты мест для установки скульптуры Намдакова на «материковой» части, вблизи населенных пунктов Еланцы, Куреть, Шара-Тогот, жители которых одобрили эту модель», – пишут разъяренные ольхонцы.

Противники установки изваяния считают, что в связи с большой нагрузкой на почвенный и растительный покров в северной оконечности острова уже наблюдается их деградация. А размещение статуи в этой зоне приведет к окончательному уничтожению редких и эндемичных растений. Они также считают, что произведение из железа на мысе Хобой будет чужеродным.

«Имитация поддержки» 

Есть еще один аспект, который беспокоит людей, – это бизнес. 

«На самые живописные и почитаемые места все больше претендует бизнес, появляются попытки ослабить природоохранное законодательство, переделать схемы функционального зонирования Прибайкальского нацпарка, чтобы развивать туристические проекты. Проекты протаскиваюися правдами и неправдами. Предпринимаются попытки имитировать поддержку жителей Ольхона», – пишут они.

В письме также сообщается, что жители Ольхона не раз категорично высказывались об установке скульптуры. В большинстве своем они решили, что скульптуре вообще не место на острове. 

Тем временем как гром среди ясного неба для жителей острова стала новость, опубликованная на сайте «Байкальского международного экологического водного форума». Здесь сказано, что открытие скульптуры все-таки будет. Оно запланировано на 14–16 сентября. «Даши Намдаков приедет из Лондона на церемонию открытия нового монумента», – гордо сообщает пресс-служба БЭВФ.

«Даши Намдаков сам выбрал место на возвышенном берегу с крутым склоном, где чудом сохранились старые лиственницы. Около этих священных деревьев возвысится бронзовая экспозиция в виде древнего дерева, крона которого превратилась в окаменевшую «корону» и в ней будто застряли окатыши байкальской гальки. От самой верхней точки возвышенности открывается панорама озера, картина величественной природы этого края», – сообщается на сайте водного форума.

Между тем до визита президента России на Байкал, который прошел 4 августа, на Ольхоне не планировали строить даже дорогу.

«Нарушаются законы «Об охране озера Байкал», «Об особо охраняемых природных территориях». Проекты не предоставляются общественности на обсуждение, не публикуются, не производится оценка воздействия на окружающую среду, невозможно оценить ущерб от строительства и использования техники», – говорится в письме.

Отметим, что мыс Хобой – одно из самых величественных и сакральных мест Байкала. 

Люди приходят сюда, чтобы полюбоваться красотой жемчужины мира с высоты птичьего полета, подумать о смысле жизни или помедитировать. Свое название мыс получил за необычную каменную плиту, формой напоминающую клык зверя («хобой» с бурятского – «клык»). Хобой считается священным местом и служит для проведения культовых обрядов. В настоящее время мысу присвоен статус ландшафтного памятника природы. 

Мария Абросимова, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.