Петр Базарон: «Бурятия для меня в приоритете»

Бурятский хореограф-балетмейстер ставит спектакли по всему миру
A- A+
«Это мой дядя» – показывая на знаменитую статую Петра Абашеева и Ларисы Сахьяновой, говорит Петр Базарон. Молодому человеку всего 30, а его приглашают сотрудничать театры и коллективы по всей России, странам СНГ и зарубежью. Хореограф приехал на несколько дней отдохнуть в родной Улан-Удэ.

Жителям Бурятии Петр Базарон знаком по нескольким постановкам – «Пенелопа» (на основе «Одиссеи» Гомера, главную роль исполняет Баярма Цыбикова), «Четыре сезона» (на музыку Вивальди, балет создан для учащихся Бурятского хореографического училища), «Намжил» (на основе творчества народного поэта Намжила Нимбуева).

На сегодня бурятским хореографом поставлено свыше 40 танцевальных номеров и миниатюр, как для профессиональных артистов балета, так и фигуристов, гимнастов, исполнителей разных возрастов и с разным уровнем подготовки. Его постановки можно видеть в Санкт-Петербурге, Москве, Петрозаводске, Твери, Иркутске, Лондоне, а также в Белоруссии и на Украине. Он попробовал себя и как постановщик танцев в фильмах-балетах Елены Сидоровой «Треплев», «Бегущая по волнам», создал несколько номеров для учащихся Детской школы балета Ильи Кузнецова и воспитанников Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. 

Однако свой путь в мире балета Петр начинал как артист-исполнитель. 

– Однажды я увидел по телевизору Riverdance (театрализованное танцевальное степ-шоу. – Прим. ред.) и сказал маме, что очень хочу танцевать ирландскую чечетку, – рассказывает Петр Базарон. – Но мама услышала только слово «танцевать». Отвела в хореографическое училище, и меня без особых проблем взяли. Помню, думал: «Вот теперь буду танцевать чечетку!». В счастье был диком. Но меня раздели до трусов и завели в балетный класс. И до девятого класса я благополучно училище прогуливал. Каждый год меня исключали, причем именно за профессиональные навыки – с общеобразовательными предметами как раз все было хорошо. Уже хотел бросать училище, но в девятом классе пришел новый педагог Баярто Дамбаев, и все перевернулось. Благодаря ему я не только окончил училище, но и продолжил свой творческий путь.

Первый опыт хореографа-балетмейстера Петр получил, когда коллега попросила поставить хореографическую миниатюру для концерта. В результате эта стезя его увлекала больше и стала складываться успешнее. Недавно – 8 июля – Петр Базарон попрощался со сценой и завершил карьеру танцовщика.

– Я остаюсь в театре, но перехожу на другую сторону, – говорит Петр Базарон. – Прощаться со сценой как артисту было тяжело и грустно. Все-таки я 20 лет отдал танцу, и сцена, конечно, тянет. 

Сейчас Петр развивается в двух направлениях – хореография и педагогика. Кстати, несмотря на знаменитого дядю, именем которого названо Бурятское хореографическое училище, рос Петр среди врачей и учителей. Возможно, этот фактор определил его интерес к детской педагогике.

Сейчас молодой человек пишет диссертацию о том, как хореограф взаимодействует с детьми. 

– Сегодня все книги по детской психологии говорят об очень общих вещах, – рассказывает Петр Базарон. – Если же залезать в более профессиональные труды, то там можно найти что-то полезное, но, к сожалению, очень мало информации о том, как можно работать с ребенком в творческой, танцевальной сфере. Ведь в балете совершенно иное давление, особое взаимодействие исполнителя и педагога.

Для бурятского хореографа стало открытием то, как дети относятся к профессии артистов балета. Они верят в искусство и пока не обременены материальными ценностями.  
Жанр, в котором работает молодой хореограф, – неоклассика. 

– Это не тот классический балет, как «Лебединое озеро», «Жизель», где балерина изображает жестом «я тебя люблю» или «не люблю», – говорит Петр Базарон. – Это другая форма, другое построение балета и музыка более современная. Неоклассика ближе к эстетике тела, эстетике формы. Это отображение современного мира.

По словам хореографа, последние 20 лет в балете была мода уходить в «бессюжетику», где существует только чистая форма, музыка и физические возможности тела. Сейчас же зритель хочет видеть сюжет, поэтому актуальны драматургически развитые спектакли.

Из Улан-Удэ Петр уезжает в Санкт-Петербург, где сразу приступает к новому проекту. А 17 сентября в Екатеринбурге состоится премьера его балета «Жар-птица» на музыку Стравинского. Однако, где бы ни был наш известный земляк, Бурятия для него всегда в приоритете: 

– Я всегда с удовольствием работаю в Улан-Удэ. Могу отменить другие проекты ради возможности поработать на родине.

Соня Матвеева, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.