18.08.2017
В Улан-Удэ, несмотря на кризис, возводятся новые школы и детсады

В сентябре этого года в пяти детсадах Улан-Удэ будут дополнительно открыты 275 мест. На это выделено 3,5 миллиона рублей. Они пошли на приобретение мебели и дооборудование пищеблоков. Впереди очередной учебный год. Городская система образования сталкивается с трудностями, но продолжает развиваться. Об этом наш разговор с Ульяной Афанасьевой, председателем комитета по образованию Улан-Удэ.

Детсады на первых этажах

– В вашем ведении 141 учреждение, в том числе 50 детсадов и 54 школы, 30 учреждений дополнительного образования. Огромное и проблемное хозяйство. Давайте начнем с дошкольного образования. Сколько детей стоят в городе в очереди в детсад?

– С учетом миграции и роста рождаемости очередь в муниципальные детсады растет. На начало августа 2017 года в ней стоят 4390 детей в возрасте от трех до семи лет.

В плановое майское комплектование на 2017–2018 учебный год в детские сады, а также дошкольные группы в школах зачислено 4307 детей. Доступность мест в муниципальных детских садах является проблемой, в то время как в частных детских садах города есть свободные места, но, к сожалению, из-за высокой оплаты родителям не представляется возможным отдавать своих детей в эти учреждения.

Отмечу, что второй год в системе дошкольного образования реализуются новые стандарты. Среди результатов внедрения – пакеты не только примерных образовательных программ, но и авторские.

В большинстве садов заметно изменился внутренний уклад. В групповых – дизайнерские решения. Во двориках – замечательные спортивные сооружения. Мы хотим поблагодарить наших заведующих за энтузиазм и творчество при создании пространственно-развивающих зон.

К слову, мы планируем строительство новых современных садов, а также использование площадей первых этажей в многоквартирных домах.

– Насколько эффективны другие формы охвата дошкольным образованием, кроме муниципальных детских садов?

– Негосударственные учреждения, семейные, воскресные группы, группы кратковременного пребывания играют свою роль. С их участием общий охват детей от трех до семи лет составляет 97 процентов. Здесь важно не путать дошкольное образование и обеспечение местом в детском саду – это разные вещи. 

К сожалению, потенциал альтернативных форм, которые помогают в решении проблемы очередности, используется далеко не на сто процентов.

Частные ресурсы загружены не полностью

– Будущее образования – это не просто доступность любого образовательного учреждения, но и возможность выбора учреждения, программы, педагога.

Поддержка некоммерческих организаций позволит уменьшить проблему доступности, а для нас это 30 процентов от желающих получить место в детсаду. Для получения господдержки учреждения вынуждены будут конкурировать. Повысится качество услуг.

Наша работа по правовой поддержке частного сектора помогла облегчить проблему очередности. Но мы видим, что из 2500 мест, имеющихся в частном секторе Улан-Удэ, используются только 1700.

Большинство частных садов не имеют лицензии на образовательную деятельность.  Это влечет за собой высокую родительскую плату. Субсидии позволили бы частному саду получить лицензию, а наличие лицензии – снять расходы на заработную плату.

Поэтому необходима разработка нормативно-правовой базы для сертификатного, концессионного или иного механизма поддержки негосударственных форм дошкольного образования.

В целом цель нашего стратегического планирования до 2035 года – формирование многофункциональной, мобильной, постоянно развивающейся сети различных по организационно-правовой форме учреждений. 

Необходимо создавать систему, предельно доступную каждому для получения качественного современного образования. Однако без решения острых проблем сегодняшнего дня этого ждать сложно.

Прогресс налицо

– Кроме дошкольного образования, в столице немало проблем и в среднем. Впрочем, есть и достижения. Чем запомнились итоги прошлого учебного года?

– Хочу поделиться успехами наших выпускников и учителей: в этом году 232 выпускника школ получили медаль «За особые успехи в учении» (в прошлом году – 201).

Портфолио половины выпускников школ наполнены успехами в научно-исследовательской деятельности, спортивными достижениями. «Стобалльников» нынче 17, в прошлом году – 12.

В республиканском конкурсе «Учитель года-2017» учитель начальных классов школы №25 Елена Анатольевна Бурдукова стала обладателем Гран-при.

Четыре   учителя стали победителями конкурса среди лучших учителей России и получили из федерального бюджета поощрение в размере 200 тысяч рублей каждый. Это Руслана Викторовна Цыренова, учитель химии физико-математической школы №56, Константин Анатольевич Стрижков, учитель технологии школы №32, Ирина Константиновна Анганова, учитель бурятского языка школы №35, Ирина Павловна Цыренова, учитель русского языка и литературы школы №49. Пять учителей получили поощрение по 50 тысяч рублей из республиканского бюджета.

В 2015–2017 годах восемь улан-удэнских школ – гимназии №14 и 33, школы №8, 26, 32, 35, 49, музыкально-гуманитарный лицей – попали в топ-рейтинги 100 и 500 лучших школ России. Победителями конкурсов ФЦПРО стали  школы №7, 35, 38 и детский сад №86.

Наши школьники побеждают на республиканском этапе всероссийских олимпиад по разным предметам, а в финале Всероссийской олимпиады школьников ученица Лингвистической гимназии №3 Ольга Тумурова завоевала серебряную медаль и получила диплом второй степени.

Мы живем в ХХI веке, и если хотим иметь конкурентоспособное поколение в будущем, необходимо готовить грамотных специалистов с детства, выявляя и поддерживая предрасположенность к техническому творчеству. В Улан-Удэ с сентября 2016 года работает городской образовательный округ «Техносфера» на базе Малой академии наук с включением 11 школ, четырех домов творчества, восьми детских садов. У воспитанников техноцентра уже немало побед: на XIII Балтийском научно-инженерном конкурсе в городе Санкт-Петербурге в феврале 2017 года учащиеся заняли I место в секции «Робототехника», на Всероссийском интернет-конкурсе «ЦМИТ ONLINE» в апреле 2017 года получили диплом I степени в направлении «Радиотехническое конструирование», на Всероссийской конференции «Юность. Наука. Культура-Сибирь» в городе Новосибирске нашими детьми завоевано десять дипломов.

Учительские деньги

– В половине школ Улан-Удэ зарплата учителей недотягивает до установленного уровня. Где решение проблемы?

– К таким решениям можно отнести реформирование системы оплаты труда. Комитетом проработано увеличение размеров должностных окладов по профессиональным квалификационным группам, определение предельного уровня соотношения средней зарплаты руководителей и средней зарплаты работников учреждений в кратности от одного до четырех.

Проработано установление предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого, вспомогательного персонала в Фонде оплаты труда – не более 40 процентов.

Но уже становится понятно: без федерального значения финансового норматива не обойтись, а оптимальная система оплаты труда учителей – это окладная система (с базовым окладом, установленным РФ).
 
– Сегодня многие говорят о дефиците педагогических кадров. Идут ли молодые учителя в школы Улан-Удэ? 

– Сегодня в образовательных учреждениях города работает более четырех тысяч педагогов. Количество классов-комплектов увеличивается, и открываются новые вакансии. Особенно среди учителей начальных классов, русского языка, математики. Если честно, дефицит кадров «закрывается» на 70 процентов – как правило, за счет ежегодной миграции учителей из сельских районов.

Доля молодых специалистов со стажем до двух лет незначительно растет. Но процент закрепляющихся в профессии учителей со стажем до пяти лет стабильно уменьшается.

Причины – в невысокой заработной плате. Механизмов увеличения зарплаты для молодых практически нет, поэтому они не могут, например, приобрести жилье.

Отрицательно влияет на талантливых молодых педагогов и гигантский объем отчетности и надзора. Министерством в этом году была проведена ревизия документов, требуемых для отчетности, анализа и так далее, но… ситуация не изменилась.

– За нехватку учителей отвечает директор?

– Законом ответственность за кадровое обеспечение полностью возложена на директора школы. Так же как ответственность за обеспечение получения образования. Ежегодный прирост учащихся в школах Улан-Удэ составляет не менее трех тысяч.

Судебные тяжбы из-за переуплотнения в школах, влекущего некачественное предоставление услуг, заканчиваются штрафами, которые накладывают на руководителей. Вины директоров, конечно, в данной ситуации нет. Постоянно не хватает также учебников. По мере сил стараемся решать вопросы.

Новые школы \\

– Как идут дела по строительству школ? 

– 1 сентября состоится долгожданное открытие школы №2 после реконструкции (на 370 мест). К декабрю планируется завершить работы по капитальному ремонту здания по улице Пушкина, 40 и провести открытие пристроя на 350 мест к школе №63. К сожалению, три школы города продолжат работать в три смены.

На 1 августа все улан-удэнские школы приняты к учебному году, за исключением гимназии №29, где ведется капремонт здания. Кроме того, в текущем году выделялись средства на капремонт здания школы №7, бассейна школы №32. Ожидаем открытия новой школы в 112-м  квартале (720 мест).

– Какие еще места стоят в приоритете?

– Исходя из актуальности, принято решение о строительстве школы по улице Кабанской, 28, приобретение здания школы на 744 места и двух детсадов вместимостью 240 мест каждый в 104-м микрорайоне Улан-Удэ, выкуп детского сада по улице Ключевской, 90 на 200 мест.

Очень остро стоит вопрос переуплотненности школ Левобережья. Сегодня мы готовим все необходимые документы для строительства школ в этой части города в ближайшие годы.

Мы рассматриваем разные варианты строительства. Хочу напомнить, что более половины средств бюджета Улан-Удэ направляется на отрасль образования. Это говорит о внимании, которое уделяется образованию муниципальными властями.

– Спасибо за беседу!

Станислав Сергеев, «Номер один».
^