23.08.2017
В республике отметили десятый юбилей объединения активных женщин

Они начинали бизнес в стране, пережившей дефолт, они поднимают частные детские сады вопреки законодательным препонам, они призывают отцов объединяться во имя будущего республики. Успешные женщины предложили Алексею Цыденову разработать программу развития женского предпринимательства в Бурятии.

«Дом должен быть центром, но не границей мира женщин». Эти слова Маргарет Тэтчер стали главным лейтмотивом встреч в рамках форума «Женщины Бурятии». Мероприятия форума, приуроченного к десятилетию образования общественной организации «Женщины Бурятии», состоялись на прошлой неделе в Улан-Удэ при активной поддержке правительства республики и с участием исполняющего обязанности главы Бурятии Алексея Цыденова.

Проблемы и возможности развития бизнеса в Бурятии обсуждали за круглым столом по женскому предпринимательству. Провел заседание исполняющий обязанности заместителя председателя правительства Бурятии Игорь Зураев.

– Хотя бизнес переживает непростые времена, я очень благодарен всем вам, кто остался в предпринимательстве и развивает его. Тем, кто работает в социальном предпринимательстве – эти женщины не просто занимаются бизнесом, а заботятся об окружающих, – отметил он. 

Вопреки стереотипам 

По сложившейся за сотни лет традиции в российском обществе остается стереотипное мнение: бизнес и карьерный рост – не женское дело. Женщина должна хранить семейный очаг, растить и воспитывать детей. И «скидку» на эту занятость ни общество, ни государство для слабого пола не делают. Зачастую женщина стоит перед выбором – семья или собственное дело. Законодательство не предусматривает понятия «семейный бизнес», не делает налоговых и других скидок для мам с малыми детьми.

В результате с большим количеством многодетных мам в стране соседствует большое количество безработных женщин. Они заявляют, что у них нет знаний для открытия бизнеса, нет достаточных компетенций и нет веры в себя. 

Но, вопреки традиционным представлениям, тысячам женщин удается выбиться из привычного образа мыслей и начать свое дело. Они идут от обратного – бизнес дает им свободу не зависеть от графика и начальства, они могут заниматься собой и ребенком в удобное время, их рост ограничен только собственным желанием.

Как отметила руководитель ассоциации «Женщины-предприниматели России» Татьяна Думнова, по статистике, почти половина всех предпринимателей Бурятии – женщины. Они же причастны к созданию трети всех предприятий республики. Они открывают 90 процентов бизнесов в социальных сферах, успешны в индустрии красоты, туристическом бизнесе, сфере детских товаров и услуг, торговле и общепите. В Бурятии зарегистрированы даже 344 женщины – главы крестьянско-фермерских хозяйств и 22 женщины-адвоката. Как бы ни было трудно, они доказывают: создать и развивать свой бизнес в республике женщины могут не хуже мужчин.

От дикого бизнеса к устойчивому успеху

О своем пути к предпринимательскому успеху участницам форума рассказали бизнес-леди с многолетним опытом – создатель центра развития детей «Киндер Плюс» Людмила Модогорова, основатель брендового салона красоты SOLO Елена Калашникова, директор ателье по пошиву эксклюзивной одежды «Сезон» и магазина «Маленькая Италия» Галина Баранникова и другие. 

Некоторые начинали свое дело в девяностых годах – в условиях жесточайшего постдефолтного кризиса, когда в стране не работали законы, не говоря о дикости зародышевого кредитного рынка. И каждая из них сегодня лидирует в своей нише, несмотря на все стереотипы и предрассудки. 

Директор студии «Соло» Елена Калашникова, куда с 1999 года за месяц записываются на стрижку топовые политики и телеведущие, рассказала, что «сложности были и будут всегда, поэтому бояться ничего не надо». За 18 лет работы ее салон сохранил и укрепил свой статус. Сейчас Елена, мастер-стилист международного класса, открывает новое направление – первую в республике международную академию красоты.

– Если развиваться, обучаться, инвестировать в собственный рост, мы можем достичь чего угодно, – уверена она. 

Работа стилиста, тренера и предпринимателя не помешала Елене стать успешной матерью 16-летнего сына: 

– Сегодня ребенок вырос, берет с меня пример, упорно идет к своим целям. 

Галина Баранникова, уже около 15 лет одевающая первых лиц республики, заявляет, что все необходимое для бизнеса в Бурятии есть. С нехваткой кадров и оборотных средств предприниматель научилась справляться.

Людмила Модогорова второй десяток лет успешно преодолевает непонимание со стороны законодательства. Лицензии оно дает только при наличии помещения, а субсидии – только при наличии лицензии. Усугубляется ситуация жесткими требованиями СанПиН, для которых малого детского сада не существует, а огромная кухня должна быть в любом детсаду, даже на 30 детей. 

– Нужно понимать, что детское образование – это не совсем бизнес. Сегодня у нас 30 детей, а завтра ветрянка, и их уже 15. Рассчитывать на хороший, стабильный заработок не приходится – это не должно быть первичной мотивацией в нашей сфере. Организация качественных услуг для детей требует очень больших вложений, и было бы неплохо, если государство начнет помогать предприятиям в этой сфере. Субсидировать аренду, снизить требования санитарных и прочих норм, утвердить бюджетные субсидии на частные детсады, помочь льготными кредитами, – говорит Людмила Модогорова.

Новые возможности

По мнению опытных предпринимателей, сегодняшний день почти идеален для старта и развития собственного дела.

– У нынешних новичков есть много преимуществ – масса ресурсов, где можно черпать информацию, обучаться без отрыва от производства. В Интернете можно найти массу лекций бизнес-тренеров, в Улан-Удэ стали приезжать крупнейшие коучи, – отмечает Елена Калашникова, стартовавшая еще на заре цивилизованного бизнеса.

О возможностях Сети отдельно поведала интернет-маркетолог, коуч (тренер) Юлия Парс. За несколько минут она успела дать собравшимся краткий курс: как позиционироваться в Интернете и с чего начинать.  

– Первая ошибка – это начинать с создания собственного сайта. Сначала нужно протестировать хорошо работающие каналы. Затем – посмотреть, какие каналы используют конкуренты. Потом упаковать ваш продукт для презентации в Сети – создать уникальное торговое предложение. И запускать автоматизированные воронки продаж, – рассказала коуч. 

Юлия уверена: на рынке Бурятии много эксклюзивных предложений, и они теряют целые регионы рынков сбыта, не используя возможностей мировой Сети. Несмотря на то что большая часть населения республики активно пользуется Интернетом, донести до местного бизнеса, что такое интернет-маркетинг, зачастую оказывается крайне сложно. Что это за реклама, которую нельзя потрогать руками и как она может приносить миллионные прибыли, чаще всего вызывает сомнения. 

Именно поэтому Юлия пока предпочитает работать с московскими и петербургскими заказчиками. В числе ее клиентов в Бурятии – салоны фитнеса и красоты, турбизнес и даже автошколы. Уже три года девушка успешно зарабатывает на интернет-рекламе, что не помешало ей стать молодой мамой. Ее опыт показывает, что свободных ниш для самозанятости, как и инструментов развития существующего бизнеса, в Бурятии еще неисчерпаемо много.

Предложения приняты в работу

Обсуждались проблемы и возможности развития бизнеса в районах, в том числе – достоинства и недочеты программ господдержки. В итоге женщины, имеющие десятилетний стаж продуктивного сотрудничества, пришли к выводу: Бурятии нужна собственная программа развития женского предпринимательства.

Согласно резолюции, в ней должны быть разделы «женское», «семейное» и «социальное» предпринимательство. Каждый блок должен учитывать образовательную программу (в том числе – по обучению удаленной работе), а также включать механизмы финансирования, включая грантовую поддержку. Учли в резолюции и другие предложения по развитию женского и социального предпринимательства в республике.

Принятая за круглым столом резолюция была передана исполняющему обязанности главы республики Алексею Цыденову и зачитана на пленуме, завершавшем форум. В ответ Алексей Цыденов пообещал принять предложенные инструменты в работу. 

На других мероприятиях форума в этот день обсуждали развитие и воспитание подрастающего поколения, здоровье женщин и пропаганду здорового образа жизни, развитие некоммерческих общественных организаций. 

– В организации две тысячи участников и более пяти тысяч сторонников. «Женщины Бурятии» показали, что они могут, хотят и делают все для того, чтобы жизнь в нашей республике становилась все лучше, – отметил Алексей Цыденов. – Это общественное движение поднимает острые вопросы воспитания, социального развития. Конечно, такое привлечение внимания и сил вносит свой вклад в развитие республики.

Ирина Вершинина, «Номер один».
^