25.08.2017
Алексей Цыденов и Дмитрий Рогозин анонсировали сразу несколько проектов для авиазавода

Новости, прозвучавшие во время визита Дмитрия Рогозина в Бурятию, без преувеличения можно назвать судьбоносными для экономики республики. Речь идет о флагманском предприятии, которое обеспечивает местный бюджет миллиардными отчислениями, – Улан-Удэнском авиационном заводе. Выяснилось, что здесь будут производить средний многоцелевой вертолет Ми-171А2, а также легкий многоцелевой вертолет Ка-226Т, который будет поставляться в Индию. Это значит, что завод увеличит и загрузку, и объемы производства. И обеспечит экономику региона подушкой безопасности для последующего развития.

Пропуск на рынок

Хорошие новости для Бурятии появились как раз перед приездом вице-премьера России Дмитрия Рогозина. Холдинг «Вертолеты России», в состав которого входит наш авиазавод, получил от Росавиации сертификат типа «А» на средний многоцелевой вертолет Ми-171А2 в конвертируемом варианте.

Другими словами, холдинг получил подтверждение, что Ми-171А2, разработанный на Московском вертолетном заводе имени Миля, может безопасно перевозить пассажиров и грузы днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях, в том числе над водными акваториями, по правилам как визуальных, так и приборных полетов. Кроме того, документ подтверждает возможность эксплуатации вертолета на международных воздушных трассах.

По сути, сертификат – это документ, позволяющий запустить вертолет в серийное производство и поставлять его коммерческим заказчикам. Более того, аппарат сертифицирован по категории «А», предусматривающей выполнение самых жестких требований безопасности полетов, предъявляемых к гражданским вертолетам. В частности, одно из требований – возможность продолжать взлет с максимальной взлетной массой при отказе одного двигателя.

– Получение сертификата типа «А» является одним из самых важных событий проекта и означает возможность начала поставок данного вертолета коммерческим эксплуатантам. Ми-171А2 открывает широкие перспективы к обновлению парка вертолетной техники отечественных и зарубежных операторов, имеющих опыт эксплуатации вертолетов семейства Ми-8/17, – говорил по этому поводу Андрей Богинский, генеральный директор холдинга «Вертолеты России».

Летные испытания вертолета Ми-171А2, в которых были задействованы четыре опытных образца, начались в 2014 году. Еще два опытных образца были задействованы в статических испытаниях. С начала 2017 года на вертолете Ми-171А2 выполнено более 200 полетов. 

В итоге тесты по шести программам с оформлением актов дополнительных сертификационных испытаний прошли успешно. При этом на авиасалоне МАКС-2017 вертолет выполнил восемь демонстрационных полетов без отрыва от испытательной программы.

Новое поколение

Как сообщают в пресс-службе правительства Бурятии, Ми-171А2 являет собой результат глубокой модернизации вертолетов всемирно известного семейства Ми-8/Ми-17. При создании Ми-171А2 ставилась задача снизить затраты на эксплуатацию вертолета, повысить его характеристики и привести их в соответствие жестким современным нормам летной годности гражданских воздушных судов.

В конструкцию Ми-171А2 внесено более 80 изменений относительно базовой модели. Вертолет оснащен двигателями ВК-2500ПС-03 (гражданская версия двигателей, устанавливаемых на боевых вертолетах Ми-28) с цифровой системой управления. В связи с увеличением мощности силовой установки усилена трансмиссия. Применение цифрового пилотажно-навигационного комплекса с дисплейной индикацией данных позволило сократить состав экипажа до двух человек. Введение в состав бортового электронного оборудования аппаратуры диагностики и контроля состояния основных систем повысило надежность вертолета и дало возможность сократить затраты времени на его техническое обслуживание. 

Одним из важнейших отличий Ми-171А2 от вертолетов семейства Ми-8/Ми-17 является новая несущая система. На вертолете установлены более эффективный Х-образный рулевой винт и новый несущий винт с цельнокомпозитными лопастями усовершенствованной аэродинамической компоновки. Таким образом, только за счет аэродинамики тяга несущего винта Ми-171А2 возросла более чем на 700 килограммов, что положительно сказалось на всем комплексе летно-технических характеристик.

Но самое главное – по крайней мере, для Бурятии – серийное производство Ми-171А2 развернуто на Улан-Удэнском авиационном заводе, который недавно посетил сам Дмитрий Рогозин, заодно и осмотрев перспективный вертолет.

Интерес из-за границы

Заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин посетил Улан-Удэнский авиационный завод 17 августа. Вместе с исполняющим обязанности главы Бурятии Алексеем Цыденовым он осмотрел производственные цеха и тот самый вертолет Ми-171А2.

– Сегодня мы отмечаем важное событие – сертификацию вертолета Ми-171А2. Это шаг вперед, у вертолета большой экспортный потенциал. Улан-Удэнский авиазавод становится базовым предприятием «Вертолетов России» не только в рамках той продукции, к которой привыкли. Мы будем продвигать технику Улан-Удэнского авиазавода совместными усилиями, она стоит того – высокого качества, – подчеркнул Дмитрий Рогозин.

Он отметил и роль Алексея Цыденова в продвижении продукции авиазавода. Ведь не секрет, что лобби региона с его назначением заметно усилилось, в том числе, и в части поддержки промышленности.

– Алексей Самбуевич всегда уделял этому внимание, знает по своей бывшей работе, что такое эксплуатация авиационной техники. Сейчас у него есть возможность совместно с Коллегией военно-промышленной комиссии практически все организационные вопросы решить, – отметил вице-премьер правительства России.

Безусловно, получение документа на выпуск Ми-171А2, производство которого развернуто на Улан-Удэнском авиационном заводе, открывает большие возможности для наращивания потенциала флагманского для экономики региона предприятия. Тем более что перспективы на рынке у него хорошие.

– Многие интересуются этим вертолетом. Недавно приезжали соседи из дружественной страны, он им очень понравился. По некоторым характеристикам этот вертолет превосходит зарубежные аналоги, а ценовые параметры ниже, чем у западных машин. Сертификат типа и высокие летно-технические характеристики открывают вертолету хорошие перспективы на рынке, – заявил Леонид Белых, гендиректор Улан-Удэнского авиазавода.

Алексей Цыденов, в свою очередь, поблагодарил Дмитрия Рогозина за визит на завод и отметил важность тех решений, которые были им приняты.

– Улан-Удэнский авиазавод – один из основных работодателей и налогоплательщиков. Мы заинтересованы в его стабильной работе и развитии, – отметил Алексей Цыденов.

Кроме прочего, Дмитрий Рогозин рассказал, что сейчас в России разрабатывается государственная программа по поддержке авиации, и Улан-Удэнский авиазавод имеет все шансы на поставку техники для внутреннего рынка.

Индийские перспективы

Но и это еще не все. Кроме Ми-171А2, авиазавод может рассчитывать еще на один серьезный проект. Улан-Удэнский авиационный завод получит возможность производить легкие многоцелевые вертолеты Ка-226Т для поставок в Индию.

– Мы сейчас завершаем Федеральную целевую программу «Развитие оборонно-промышленного комплекса» и вместо нее будет государственная программа, в рамках которой будет подпрограмма, где будут прописаны все мероприятия – финансовые, организационные и административные, которые касаются развития гражданской составляющей. С этой точки зрения мы смотрим на Улан-Удэнский авиационный завод. Также я хочу сказать, что мы решили вопрос, чтобы освободить необходимые производственные цеха под очень перспективный российско-индийский проект. Мы договорились с нашими индийскими коллегами, они заинтересованы в поставках вертолетов Ка-226Т, – сообщил Дмитрий Рогозин.

Речь идет о поставках 200 вертолетов, из которых 60 должен поставить Улан-Удэнский авиазавод, еще 140 вертолетов будут локализованы на территории Индии, но все агрегаты будут производиться на бурятском предприятии, отметил вице-премьер правительства России.

– Сегодня Дмитрий Олегович принял решение, которое много лет не решалось – это освобождение от оснастки самолета, я хотел бы поблагодарить его за оперативность и конкретику в решениях и за индийский контракт, – подчеркнул исполняющий обязанности главы Бурятии Алексей Цыденов.

Многоцелевой вертолет Ка-226Т отличается исключительной точностью висения, превосходной маневренностью и управляемостью, имеет большую энерговооруженность, максимальную безопасность, а также неприхотлив в эксплуатации. Улучшенные летно-технические характеристики вертолета Ка-226Т, экологичность, экономичность, современный комплекс авионики и дополнительные решения в области безопасности полета делают этот вертолет одним из лучших в своем классе.

Таким образом, Улан-Удэнский авиазавод по сути обеспечен заказами и загрузкой на ближайшие годы, а возможно, и на десятилетия вперед. Автоматически экономика Бурятия получила финансовую базу в виде миллиардных отчислений в местный бюджет. И наличие этой базы делает дальнейшее развитие по всем отраслям гораздо более безопасным и реалистичным.

Станислав Сергеев, «Номер один».
^