Спектакль без подтекстов

Театр кукол «Ульгэр» представил остросоциальную постановку
A- A+
3 сентября дан старт Международному фестивалю театров кукол «Путь кочевника». Конкурсную программу фестиваля открыл театр «Ульгэр», представив премьерный спектакль «Сайнэр. Говорящий с ветром».

Стоит отметить, что это первая за долгое время премьера в бурятском кукольном театре, предназначенная не детской аудитории, а взрослой. Ставил спектакль художественный руководитель театра «Ульгэр» Эрдэни Жалцанов. 

Если взглянуть на постановки режиссера, то можно увидеть, что Эрдэни Бато-Очировича интересуют, в первую очередь, мифы и легенды народов. Основу его спектаклей составляет информация, которую он нашел, исследуя традиции, язык, культуру бурятского народа и народов Сибири и Дальнего Востока. Это в свое время принесло режиссеру две «Золотых маски».  

В новой постановке Эрдэни Жалцанов продолжает свою традицию и снова обращается к мифологии бурятского народа. «Сайнэр. Говорящий с ветром» рассказывает о нескольких эпизодах, ставших легендой в народе. Эти эпизоды изложены в форме притчи.

«Сайнэры были самыми выдающимися личностями, которые вышли на особую ступень бурят-монгольского общества как борцы за независимость своего народа. По всем аймакам появлялись молодые люди с глубоким чувством любви к родине, которые давали клятву на особых сакральных местах отдать жизнь за свой народ, помочь каждому обездоленному скотоводу. Сами сайнэры, отбирая у богатых нойонов скот и коней, раздавали их среди бедняцкого населения. Взамен сайнэр не имел права ничего просить или брать. Он до последнего дыхания своей жизни не нарушал клятвы, данной себе и своему народу перед Вечным Синим Небом и Матерью-Землей. Сайнэры были живым примером высокого духа, смелости, отваги, беспримерной честности и бескорыстия. У сайнэра должна была быть только одна собственная лошадь, юрта и более ничего», – говорит Эрдэни Жалцанов.

Легенду о сайнэрах режиссер слышал еще в детстве, но не придавал ей особого значения. Сегодня же при взгляде на происходящее в мире в голове режиссера все чаще звучит песня о смелых бурят-монголах, которую пела его мать.

Идея спектакля довольно проста и понятна, так же как и его образы. Вот мы видим могучую фигуру сайнэра – он беден и благороден, но закован в цепи и стоит на коленях. А вот и тот, кто превратил его в раба, – богатый нойон, надувной синий человечек, из которого в конце выскочит маленькая, писклявая душонка. 

Разделение общества на бедных и богатых, огромная пропасть между ними, социальная несправедливость – темы вечные, и спектакль мог бы получиться классическим, если бы не одно «но».

В спектакле по своей сути нет подтекстов. Здесь все заложенные мысли выпуклы и раскрыты перед зрителями на ладони. И здесь начинается противоречие между тем, что хотел сказать режиссер, и тем, что происходит на сцене и считывается зрителем в итоге.

Тункинский национальный парк, Байкальская природная территория, водоохранная зона, самоволки, леса, которые людям запрещено посещать, – таков контекст спектакля. К этому нужно добавить приближающиеся выборы, в условиях которых постановка приобретает особую остроту.

«Мы все сегодня не свободны, загружены проблемами, кредитами, какими-то навязанными ложными воззрениями, – говорит Эрдэни Жалцанов. – Нам диктуют, что делать, как себя вести. И все это затем перерастает в ранг законов, по которым мы должны жить. А кто создает эти законы? Не зря в финале из синего человечка выскакивает маленькая душонка. Меня просто переполняет возмущение от всей этой несправедливости!».

Сайнэр – истинный патриот, вобравший в себя лучшие качества своего народа: любовь матери и отца, которые дали ему мощную платформу, отношение к семье, дружбе – все важные аспекты,  формирующие человеческую личность.

Сегодня, когда в мире происходят ужасающие события, политические интриги, и непонятно, кому верить и что вообще происходит, люди теряют себя. Для главного же героя все предельно ясно – он хочет высшей справедливости, он стремится быть свободным и жить по законам вечного синего неба, то есть придерживаться высших человеческих ценностей. Это ему удается благодаря памяти о своих корнях и о своем народе.

Но в то же время сайнэр – конокрад. И это противоречие между благородством и воровством в спектакле не снято. Фигура главного героя в этом плане плохо разработана. Из-за этого считываются такие выводы, как «во всем виноваты богачи!», «законы нужно нарушать, потому что они написаны алчными людьми». В итоге смысл всей постановки ставится под сомнение.

Над спектаклем работали: автор сценария и режиссер Эрдэни Жалцанов, исполнитель протяжной бурятской песни Алдар Дашиев, композитор Баттулга Галмандах, музыкант и аранжировщик Хэшэгто Бодиев, художник-постановщик Ольга Акимова, концепт-художник Солбон Лыгденов.

Соня Матвеева, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.