11.09.2017
Как и почему школьное насилие превращает детей в преступников?

Начался новый учебный год, а это значит, что многие дети снова вернутся туда, где их постоянно унижают. Загнанные в угол дети не знают, как справиться с этой проблемой. Поделиться с родителями опасно – одноклассники будут обзывать «стукачом». Если поговорить с классным руководителем, обидчики объявят бойкот, а потом подкараулят после уроков. «К сожалению, многие родители  даже не подозревают, что их ребенок подвергается насилию. Мало внимания этой проблеме уделяется и в школах. А ведь нужно срочно помогать детям, причем не только ребенку-жертве, но и агрессору. Это их крик о помощи», – уверена психолог Алена Симонова.

Наболевшая проблема

– Алена Николаевна, тема насилия среди детей, к сожалению, часто напоминает о себе трагическими случаями. Не так давно в детском лагере девочка покончила с собой из-за травли, устроенной ребятами по поводу ее излишнего веса. Как помочь детям справиться с натиском унижений? 

– Действительно, проблема буллинга – длительного физического или психологического насилия со стороны детей в отношении ребенка, который не способен защитить себя, – очень большая и серьезная проблема. Она усугубляется тем, что ей почему-то мало уделяется внимания, а детям практически никто не помогает. Ребята могут находиться в этой психотравмирующей ситуации годами, но самое страшное, что травля со стороны сверстников может их убить.

В наших школах травля – очень распространенное явление. Чуть ли не в каждом классе есть детки, над которыми издеваются. Проблемой буллинга занялись еще в начале прошлого века в Англии. Исследователи сделали выборку из тысячи учеников начальных классов в возрасте семи-одиннадцати лет и пришли к выводу, что 23% детей подвергаются издевательствам со стороны одноклассников. 19% детей испытывали унижения и агрессию со стороны ребят в течение нескольких лет. Согласитесь, неутешительные результаты. 

Агрессорам не хватает любви и внимания

– Почему так происходит? Это зависит от детей, которые унижают, или от психологии жертв?

– Один педагог решил выяснить, в чем причины такого положения вещей. Он провел опрос класса, который находился под постоянным давлением одного из учеников. Этот мальчик задирал детей, отбирал у них деньги, придумывал одноклассникам обидные прозвища. Справиться с ним никто не мог. Некоторых ребят он не трогал, но они тоже боялись с ним связываться. Отношения в классе были напряженными, но ни учителя, ни родители не знали, как решить проблему. 

Одноклассники задиры отметили, что мальчик сильнее всех в классе, он никого не боится.  А главное, дети написали, что учителя не вмешиваются в ситуацию. Педагог начал выяснять, что это за мальчик, и оказалось, что он из неблагополучной семьи. Дома у него агрессия, пьющие родители. В семье он не получал должного внимания, любви и заботы, чувствовал себя слабым. В разговоре мальчик рассказал, что когда впервые обидел сверстника, почувствовал удовольствие. Ему понравилось обижать – так он чувствовал себя сильнее. Кроме того, в школе он получал внимание, пусть и негативное. 

Статистика показывает, что большая часть детей-агрессоров – дети из неблагополучных или неполных семей, дети брошенные. Они бы и рады вести себя должным образом, но им просто необходимо отреагировать душевную боль, поэтому они и применяют силу. Самоутвердиться в какой-то социально приемлемой сфере деятельности, например, в учебе или спорте, они часто не могут. 

– Спорт мог бы помочь им выплеснуть негативную энергию?

– Да, но спортом они не занимаются. У родителей нет на это средств, а кроме того, их никто туда не привлекает. Учителя отмахиваются от них, а в классе их боятся. Поначалу они в школе бывают отвергнутыми, незаметными детьми, а потом начинают самоутверждаться, проявляя агрессию. 

Жертвам нужно говорить о проблеме

Был такой случай. Второклассник хорошо учился, не дрался, дружил с ребятами. Однажды он пришел домой в синяках и в порванной куртке. Родители забили тревогу, обратились в школу. Тогда и выяснилось, что вот уже месяц его терроризируют шестиклассники – отбирают у него деньги. Когда он не смог отдать им нужную сумму, мальчишку просто избили. 

О прессинге он боялся рассказывать родителям, ведь ему пригрозили, сам дать отпор хулиганам он не мог. Мальчик чувствовал, что выхода из этой ситуации нет. Родители подключили администрацию школы, с агрессорами начали работать, и нападки прекратились.  

Часто дети просто не знают, с кем поделиться этой проблемой. Они просто запуганы. Поэтому первое, чему нужно научить детей, – говорить о проблеме. Не важно кому – родителям, классному руководителю, старшим брату или сестре, знакомому из старших классов. 

– Дети, которых обижают – кто они?

– Как правило, это дети с ранимой психикой. Часто это застенчивые ребятишки с низкой самооценкой. Бывает, у них низкий социальный статус, они плохо одеваются. Неопрятный вид или запах могут стать предметом насмешки одноклассников. Стоит одному задире обозвать его «вонючкой», как к травле подключаются все одноклассники.  Порой даже благополучный класс становится агрессивным. 

– Срабатывает эффект толпы?

– Да, и это, если ребенок не знает, как себя вести, и начинает реагировать на нападки. Чем больше внимания он обращает на дразнил, тем больше они его терроризируют. 

Правила защиты

– Как вести себя детям, которых в школе унижают? 

– Обидчики могут приставать к любому человеку, но они чувствуют слабого и срываются на нем. Нужно объяснить ребенку, который подвергся нападкам, чтобы он не поддавался на провокации. Ему не нужно плакать и убегать, развлекая и подзадоривая обидчика. Следует смотреть ему прямо в глаза, держаться прямо и уверенно. Если его обижают, спокойно уйти. Ребенку нужно сохранять спокойствие и ни в коем случае не выходить из себя. Говорить медленно, твердо и четко. Если пристают группой, стараться не оставаться в одиночестве – попросить друзей быть рядом, обходить стороной те места, где они могут находиться. 

Детям не нужно брать с собой в школу дорогие вещи, те же телефоны. Многие родители дают своим чадам больше денег, чем ему необходимо. А это может стать причиной, чтобы к ребенку подошли и отобрали ценности. 

Я бы посоветовала ребенку, которому дали смешное прозвище, отнестись к нему с юмором. Не нужно бояться быть смешным. Чем больше ребенок реагирует на кличку, тем больше обидчики его применяют. Если он перестанет их замечать, тогда у них просто отпадет смысл его использования. 

Если прозвище оскорбительное, не нужно нервничать. Нужно научить ребенка, чтобы он смог спокойно объяснить обидчику, что в его словах нет ничего остроумного. Кроме этого, я бы посоветовала никогда не угрожать задирам – обычно это агрессивные ребята. Но самое главное – нужно рассказать о прессинге родителям. Ребенок должен понимать, что у него есть защита и что говорить правду не значит ябедничать. Если обидчика не остановить, ему может понравиться издеваться, и он перейдет на других детей. 

Уметь говорить «нет»

Важно научить детей противостоять задирам, научить отказывать им. Почему дети не умеют говорить «нет»? Потому что в семье они не имеют права перечить родителям, должны соглашаться с ними во всем и всегда. 

В некоторых семьях, где преобладает авторитарный стиль воспитания, дети должны делать только то, что говорят взрослые, мыслить так, как родители. Так мамы и папы, желая, чтобы малыш их беспрекословно слушался, отказывают ему в свободе выбора и своего мнения. 

Дети еще в младшей школе должны учиться отстаивать свою точку зрения. А если мама требует верить только ее мнению, если педагог в школе учит, что точка зрения автора книги – единственная, то ребенок перестает доверять себе. Он понимает, что его мнение ничего не значит, поэтому не умеет отстаивать свою позицию. Сказать обидчикам «нет» он не может. 

– Какую работу должен провести учитель, чтобы исключить буллинг в классе?

– Классному руководителю нужно сплотить ребят. Способов, как это сделать, много. Например, можно принять классные правила, одно из которых будет гласить – «один за всех и все за одного». Всю политику жизни класса нужно свести к взаимовыручке, к девизу заступаться за слабого. 

Как помочь агрессору и жертве?

В ситуации буллинга требуется серьезная, комплексная помощь со стороны школы – как в отношении ребенка-жертвы, так и ребенка-агрессора. Оба этих явления – две стороны одной медали, и им обоим нужна помощь. У обоих заниженная самооценка.  

Нужно в индивидуальном порядке разобраться, откуда в ребенке агрессия. Может быть, у него проблемы в семь, или ему нужно помочь реализоваться в каком-то виде деятельности. 

Агрессоры –  часто обыкновенные мальчишки, брошенные дома и в школе. Морально они страдают не меньше жертвы – они не получают никакой похвалы, поэтому и привлекают к себе внимание плохими поступками. Хулиган даже похваляется тем, что его вызывали к директору. «Меня на учет поставили, я такой крутой», – хвастается он. А ведь это начало криминального пути. 

Такие мальчишки понимают: если я ничего плохого не сделал, меня не признают как человека, а набедокурил – обо мне гудит вся школа. Важно, чтобы ребенок понял, что можно проявить себя в другом, положительном, русле. Поднять его самооценку в спорте или творчестве, но не в агрессии.    
 
Учитель должен постараться, чтобы обиженный классом ребенок повысил свой статус среди сверстников. Нужно включать его в мероприятия, развить его сильные стороны, чтобы он завоевал уважение класса. Показать, что он на многое способен. Ведь если мальчика унижать годами, его психика будет надломлена. 

В будущем детский прессинг может обернуться для него серьезными последствиями. Он может стать преступником, семейным садистом или уйдет в зависимость и станет алкоголиком. Именно поэтому проблеме буллинга должны уделять самое пристальное внимание как родители, так и школа.  

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
^