Прорыва пока не добились

Подведены первые итоги «бурятского НЭПа»
A- A+
Весной прошлого года в Бурятии приняли закон «О промышленной политике». Он был призван прояснить и систематизировать этот аспект. Стояла цель помочь промышленности открыть новые перспективы. 

Осенью нынешнего года можно констатировать, что грандиозного рывка вперед пока не произошло. 

Конечно, политика – это генеральная линия, общее направление, принципы. От нее трудно ждать быстрого положительного результата. В этом все еще раз убедились на заседании Совета Хурала, где обсуждался процесс реализации указанного закона.

Промышленность вновь упала

Промышленная республика включает в себя не только авиазавод и еще пару заводов. В регионе работают около тысячи промпредприятий. К сожалению, показатели падают, и наращивание «промышленных мускулов» несколько откладывается. 

Это один из основных вопросов, который обсуждали на заседании депутаты Хурала, представители правительства, руководители ряда предприятий. 

«В течение последних двадцати с лишним лет мы потеряли полностью промышленную политику Республики Бурятия. Она исчезла. В связи с этим у нас исчезли крупные промышленные предприятия», – подчеркнула значение закона депутат Хурала Екатерина Цыренова.

Сегодня, по ее словам, деградация продолжается.  

«По итогам 2016 года и I квартала текущего года республика заняла первое место по стране по темпам падения промышленности. За I полугодие 2017 года в республике отмечено наибольшее падение промышленного производства среди регионов СФО – на 26,5 процента», – отметила Екатерина Цыренова.

По среднедушевым объемам промышленного производства Бурятия находится на 72-м месте по стране. 

Собравшиеся также услышали, что «суммарная доля основных отраслей нашей промышленности составляет только 25 процентов ВРП. В то время как сфера услуг превысила треть в структуре хозяйства Бурятии. Мы давно превратились в республику, в которой занимаются торговлей и управлением». 

Табу на разговоры об экономике

Экономический блок правительства упрекнули в желании обойти «острые углы».

«Вы обратили внимание, что ни одно министерство не пытается открыто говорить, что происходит с экономикой Республики Бурятия, что происходит с промышленностью. Когда касаемся сельского хозяйства, такой же вопрос возникает», – привлекла внимание зала Екатерина Цыренова.

Республиканский закон «О промышленной политике» наделил правительство региона полномочиями создать координационный (совещательный) совет по вопросам промышленной политики. Эта площадка для обсуждения развития промышленности с весны прошлого года так и не создана. 

Также правительство получило полномочия на заключение специальных инвестиционных контрактов. В настоящее время ни один не заключен. 

Минпрому республики «поставили на вид» сложившуюся ситуацию. Ведомство, кстати, всегда говорит, что отвечает не за всю промышленность, а только за предприятия обрабатывающих отраслей. Но и в этом отдельном сегменте нерадужная обстановка. 

«Почти все ключевые показатели предприятий обрабатывающих производств имеют отрицательную динамику. За 2016 год индекс производства по отрасли уменьшился на 17,2 процента – третье место в стране по падению. Общий объем отгрузки сократился на 23,5 миллиарда рублей (на 28 процентов)», – напомнили бурятскому минпрому. 

За последние пять лет количество работников по отрасли сократилось на 3670 человек. Если бы при этом объемы производства оставались прежними, то можно было бы списать сокращение кадров на внедрение промышленных роботов и автоматизированных систем. Но, увы, цифры говорят о другом: объемы продукции также падают, а значит, в сокращениях людей виноваты отнюдь не роботы.

Возрождение водочной промышленности

Закон о промышленной политике, принятый Хуралом, разумеется, нельзя назвать совсем мертвым. В его рамках идет поддержка. За минувший год она оказана 11 мелким и средним предпринимателей-промышленников почти на 18 миллионов рублей. За I полугодие текущего года поддержаны три промпредприятия на 1,6 миллиона рублей.

Активизирована работа по наращиванию импортозамещения. Стоит цель по наращиванию конверсии мощностей «оборонки». Динамично развивается промпарк. В промсфере он является, наверное, единственным заметным и удачным примером создания чего-то «с нуля». 

«Положительный опыт работы министерства на сегодня можно привести пока один. Год назад мы, депутаты, возмущались, что на территории промпарка не было предприятий, а сегодня там заполнено 80 с лишним процентов территории, восемь резидентов. Ликеро-водочное производство будет в следующем году восстановлено.

Молодцы, сработали, учли наши замечания. Дальше надо развиваться. И идея министерства тиражировать этот опыт по республике – актуальна. В Гусиноозерске уже изъявили желание создать собственный промпарк. Давайте закончим этот и дальше будем работать», – выступил Анатолий Кушнарев, глава комитета Хурала по экономической политике.

Как видим, мало принять нормальный закон – надо его и максимально исполнять.

«У нас хороший закон. Работает 16 месяцев», – отметил спикер Хурала Цырен Доржиев.

Он напомнил, как Хурал согласился создать минпром республики, передав ему часть полномочий минэкономики.

«Надеялись, что новое министерство даст толчок развитию промышленности Бурятии. Если смотрим статданные, то, конечно, результаты сегодня не красят деятельность этого министерства», – констатировал спикер.

Заострил внимание он и на общих обстоятельствах, в которых находится Бурятия, призвал шире развивать предпринимательство в сферах, что наиболее эффективно дадут рабочие места, рост зарплат, налоги.

Цырен Доржиев сказал минпрому определиться с подобными направлениями и заверил, что депутаты поддержат. Депутат Леонид Белых высказался за проведение маркетингового исследования, дабы предприниматели знали, чем лучше заняться. «Бизнес не должен развиваться вслепую», – заявил руководитель авиазавода.

Правительство займется корректировкой

Игорь Зураев, зампред правительства по экономике,  постарался убедить депутатов и руководителей предприятий, что правительство видит реалии и действует.

По его словам, скоро будет рассматриваться прогноз социально-экономического развития республики на три года.

«Здесь, конечно, мы должны будем внести серьезные коррективы в нашу работу, в прогноз и прописать, наверное, более отчетливо меры поддержки. Чтобы у нас пусть небольшой, но начал формироваться рост промышленного производства», – пообещал зампред.

От лица исполнительной власти получила поддержку идея создания новых производственных цепочек. Речь идет о предпринимателях, которые будут поставщиками для крупных российских холдингов, чьи предприятия, филиалы, работают в республике (авиазавод, «Хиагда» и др.). «Здесь серьезные возможности для нашего малого, среднего бизнеса. Надо оказывать им полную поддержку», – озвучил Игорь Зураев.

О такой работе говорят давно. Может, теперь все-таки будет сделан шаг вперед? 

Уникальные предприятия терять нельзя

Перспективы есть. Так, Анатолий Кушнарев выступил за поддержку и развитие «Улан-Удэстальмоста».

«Это 700 работников, специалистов. Через окно генерального директора, в укор нам, смотрят развалины «Бурятферммаша». Не надо нам этого допустить. Уникальное предприятие с современным оборудованием», – предупредил депутат Кушнарев.

Он уверен, что Хурал скоро примет закон о развитии биофармпромышленности, которым предусмотрят льготы. Собравшиеся услышали, как в одной школе ученики сейчас выращивают траву. Не газонную, а целебную. Это может стать сырьем для фармацевтической промышленности.

Вообще, ряд участников заседания выказали недовольство «льготной» политикой Бурятии. Льготы получают даже филиалы мощных, богатых холдингов страны, хотя эту форму поддержки можно сконцентрировать на малом и среднем бизнесе. 

За развитием будут следить 

В принятом постановлении Совета Хурала в адрес правительства даны рекомендации создать-таки упоминавшийся координационный совет (с включением в его состав депутатов Хурала), помогать предпринимателям-промышленникам участвовать в федеральных программах и так далее. 

Кстати, Игорь Зураев прямо на заседании заявил, что работа по координационному совету начнется в ближайшие дни. 

В отношении минпрома Бурятии отдельным пунктом стоит – обеспечить в 2017 году финансирование (за счет средств на поддержку малого, среднего предпринимательства) проекта бурятских инноваторов по созданию передвижной плазменной установки для переработки твердых бытовых отходов, медицинских отходов.

Необходимо приобрести недостающие комплектующие, собрать установки и уже начать ездить по республике, перерабатывая мусор на месте. Особенно актуально это для побережья Байкала. Однако чиновники почему-то не спешат поддержать уникальную разработку. И это несмотря на то, что уже дважды  собирались крупные совещания (депутаты Хурала, правительство, филиалы федеральных органов власти, муниципалитеты), где принимали решение по минпрому – поддержать мобильную плазменную установку. 

Во II квартале будущего года депутаты намерены рассмотреть выполнение правительством данного постановления Совета Хурала. Будем надеяться, что «Бурятский НЭП» все же даст результаты.

Станислав Сергеев, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.