«С надрывом, танцами и бубнами»

Кто сменит на посту Тимура Цыбикова?
A- A+
25 сентября стали известны некоторые решения нынешнего главы Бурятии по кадрам и структуре правительства. От занимаемых должностей освобожден ряд руководителей, среди них и министр культуры республики Тимур Гомбожапович Цыбиков. 

Плотоядные тонкие натуры

Есть информация, что снятие с поста Цыбикова, возможно, связано с тем, что по-прежнему остается вакантным место ректора ВСГИК. Кресло тогда еще академии (ныне института) культуры два года назад освободила Раиса Пшеничникова. Не исключено, что карьера Тимура Цыбикова продолжится во ВСГИК. Также звучат версии о том, что бывший министр культуры перейдет на работу в одну из коммерческих фирм в Москве. Именно там на данный момент находится Тимур Цыбиков.

Тимур Гомбожапович пришел в сферу культуры Бурятии в 2008 году, а министром назначен в 2009-м, что было вполне ожидаемо на фоне непонятной фигуры Юлии Ангаевой, недолго занимавшей этот пост, и того, что фактически он и вел работу с учреждениями. Еще тогда экс-глава Бурятии Вячеслав Наговицын отметил: «Вы должны понять, что это непростая, может быть, самая политизированная отрасль, потому что люди от искусства – такие особые, тонкие натуры. Там же нельзя просто поставить человека с шашкой: его же «съедят». Он должен быть свой в среде культуры и все-таки быть реформатором, вносить изменения в отрасль, которые, безусловно, сегодня требуются».

С тех пор плотоядность «тонких натур» периодически давала о себе знать. Анонимные жалобы, истерики в соцсетях, бунты – сферу культуры периодически сотрясали скандалы. Однако изменения в этой отрасли Тимуру Цыбикову все же удалось провести.

Движение было

Для начала стоит отметить, что экс-министр культуры РБ – в первую очередь, управленец с хорошим экономическим образованием, опытом. И хотя его профильное образование не связано с культурой, Тимур Цыбиков обладает кругозором, который не ограничивается морин-хууром, горловым пением и ехором. 

Первое, что бросается в глаза, оборачиваясь на восемь лет деятельности Тимура Цыбикова, это то, что с его приходом в культурной жизни Бурятии началось движение. Появились различные фестивали, конкурсы, акции. Жителям Бурятии предоставилась возможность получать новый культурный опыт, открывать новые имена или, наоборот, вживую посмотреть на то, что можно было увидеть только на экране телевизора. При нем завершены строительство и реконструкция основных культурных объектов.  

Музеи, библиотеки, театры стали делать то, что раньше было не принято: открывать свои двери не только с девяти утра до шести вечера, но и устраивать «Ночь в музее», «Библиосумерки», «Ночь в театре».

Изменен принцип работы со зрителями – о них стали думать: выстраивать концепцию, маркетинговую стратегию, информировать, не только привлекать в свои стены, но и воспитывать, формировать вкус, а потому рисковать, реализуя проекты, не ориентированные на массовую публику. Конечно, не везде эта работа проходила и проходит эффективно, но начало положено.

В культурные учреждения стало интересно ходить. И не только старшему поколению, но и молодежи. Это стало возможным, в том числе, благодаря некоторым кадровым решениям, которые, на первый взгляд, казались неожиданными, но стали удачными. Например, Наталья Уланова в качестве художественного руководителя Бурятской государственной филармонии добилась того, чтобы филармония стала филармонией, а не местом для циркачей и художественной самодеятельности. Большой удачей стало появление в Русском драматическом театре такой фигуры, как Сергей Левицкий, ставший художественным руководителем. Это и вправду была удача, и благодаря экс-министру культуры она не была упущена.

Кадровая боль

Были и не совсем удачные назначения, но проблема в том, что кадры – пожалуй, самая большая головная боль в сфере культуры, а точнее, их отсутствие. Балетмейстеры, дирижеры, режиссеры, пианисты – в Бурятии только около 40% работников культуры имеют профильное образование, не говоря уже о том, что мало быть профессионалом, нужен еще и талант. 

Еще не появился, например, в театре бурятской драмы тот человек, который мог бы направить потенциал коллектива в нужное русло. А в театре оперы и балета, как бы восторженно ни отзывалось руководство театра о самом себе, нет постановок ни в части оперы, ни в части балета, глядя на которые можно было сказать: «Вот он – прорыв!». В театре кукол «Ульгэр» царит странное апатичное настроение, как будто и не было «Золотых масок». 

Это те застойные точки, которые не позволяют культуре Бурятии двигаться вперед. К этому стоит добавить сложную ситуацию с музеем природы, давние обиды театра «Байкал» насчет своей сцены.

Как считает театральный критик Туяна Будаева (Николаева), возможно, этого застоя можно было избежать, если бы экс-министр использовал все шансы: «Несмотря на то что бывший министр культуры ничего не сделал для того, чтобы создать пул высококомпетентных менеджеров, молодых, активных, адекватных, такие люди все же есть. Может быть, не такие блистательные, как бы нам хотелось, как могло бы быть. Но они есть. Я могу назвать четыре-пять фамилий, и все они, между прочим, не из назначенцев Цыбикова. Люди, чей потенциал он игнорировал. Но без их разрешения я не могу их имена вбросить на досужее растерзание».

Что касается перспектив для культуры Бурятии, то эксперт отметила: «Если пост займет ретроград с советскими мозгами, да еще и опутанный нашими местными клановыми «особенностями» и с программой «чтоб все было, как раньше, и каждому пусть хоть по маленькому, но кусочку»,  застой расцветет махрово, минкульт станет дублером министерства соцзащиты. Если министром станет человек с современным мышлением, то есть шанс, что с точки неблагополучия, на которой мы уже уютно устроились, культура все же сдвинется».

Тем временем в самой культурной среде есть мнение о том, что каким бы ни был прежний министр, снимать его с должности, не имея при этом достойной кандидатуры на замену, – слишком опрометчиво. 

«Место вакантно, объявлен конкурс. И все бы хорошо, только очереди из достойных кандидатур не наблюдается, и это глава должен бы понимать. Отсюда я делаю вывод, что для него культура далеко не приоритет», – пишет на своей страничке в соцсетях художественный руководитель Русдрама Сергей Левицкий. 

Так или иначе, но в соцсетях уже прогнозируют, что битва за кресло министра культуры будет «самой зажигательной, с надрывом и танцами с бубнами». 

Екатерина Лонская, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.