Машина из будущего

В Улан-Удэ многодетная мама катает семью на электромобиле
A- A+
Нажимаешь на кнопку запуска, и приборный щиток машины озаряется десятком вспыхнувших лампочек и дисплеев, словно ты находишься на каком-то космическом корабле или в автомобиле из будущего. Добавляет незабываемых ощущений то, как машина движется – плавно и совершенно бесшумно. На этом чудо-агрегате улан-удэнка Светлана Чебунина каждый день возит своих малышей. 

Чудо-машина для семьи

Похоже, экотранспорт добрался и до Улан-Удэ. Постоянно растущие цены на бензин заставляют жителей Бурятии все чаще выбирать гибридные автомобили, которые сочетают батарейку и традиционный двигатель внутреннего сгорания.  Если «Тойота-Приус» или «Хонда-Инсайт» уже давно стали привычными для наших улиц, то электромобили в Улан-Удэ пока можно посчитать по пальцам. 

Для улан-удэнки Светланы Чебуниной, мамы четверых детей, автомобиль – жизненно важная вещь. Целый день она мотается по городу – увезти в садик и школу, заскочить в магазин, съездить по делам, а потом и забрать детишек. При этом Светлана успевает работать организатором совместных покупок, поэтому приходится крутиться целый день как юла. 

Первое время она передвигалась по городу на семейном мини-вэне «Тойота- Виш». Спустя несколько месяцев Светлана села с мужем за подсчеты и ужаснулась расходам на вторую машину. 

– Мы потратили на «Виш» больше 70 тысяч рублей за год, –  рассказывает Светлана. – Решили продать его и купить что-нибудь более экономное. Муж на «Дроме» наткнулся на электромобиль «Ниссан-Лиф», долго читали отзывы и характеристики, ездили общаться с продавцом. В итоге решили заказать во Владивостоке – так дешевле. 

Стоимость электромобиля 2011 года без пробега по России вышла в районе 400 тысяч рублей, плюс 40 тысяч за перегон. Новой машиной Светлана пользуется несколько месяцев и пока довольна своим выбором. 

– Она такая динамичная, маневренная, при этом жесткая и хорошо держит дорогу. Что немаловажно, «Лиф» – вместительная,  можно сравнить с «Пассио» или «Тиидой», – говорит Светлана.  

Забыть о бензине

Что касается технических характеристик, «Ниссан-Лиф» – компактный пятидверный хэтчбек. Мощность 12-вольтового аккумулятора в лошадиных силах – 109. Время одной зарядки составляет порядка восьми часов. 

– Я заряжаю вечером в гараже возле дома: просто вставляешь в обычную розетку, и все. Это единственная забота, я забыла, что такое расходники – ни тебе замена масла, ни свечи. Красота! – радуется электрокару девушка.  

При этом нужно помнить, что при простое авто основная батарея быстро разряжается – за две недели стоянки аккумулятор сядет на 60%. Как признается Светлана, электромобиль – это идеальная вторая машина в семье, его стихия – это город. В характеристике авто пишут, что одного заряда батареи должно хватать на 160 километров – если использовать авто при теплой погоде и только по городу в спокойном режиме, то запаса хода должно хватить на один день. 

– На Байкал, на ней, конечно, не уедешь, – делится опытом автоледи. – Датчик при полном заряде показывает 130–140 километров. Я живу на спиртзаводской трассе, мне хватает в город до «Саян» и еще три-четыре выезда. 

При потреблении 3,3 киловатта в час пользование электрокаром обходится семье Чебуниных в 1,5 тысячи рублей в месяц.  

– Если бы в городе была быстрая зарядка, как в Европе, то «Лифу» вообще бы цены не было. Но прогресс не стоит на месте, в новом «Лифе», говорят, батарея рассчитана уже на 400 километров. Будем копить, – говорит Светлана. 

Интересно, что в соседнем Иркутске, где цены на электричество – самые низкие по стране,  обладателей «Ниссан-Лиф» гораздо больше. На интернет-форуме автолюбители активно делятся опытом владения электрокаром. Учитывая разницу в тарифах, месячное обслуживание подобной машины в Иркутске не превышает 500 рублей!  

Подсчитать каждый километр

Чтобы протестировать подобный автомобиль, мы нашли продавца на популярном сайте «Дром». Баир Дамбиев привез подобный агрегат для себя два года назад, однако с развитием бизнеса решил продать автомобиль. 

Вместе с владельцем мы провели несколько часов за рулем этого суперкара. Первое, что бросается в глаза, – это приборный щиток. Нажатие на кнопку запуска, и щиток озаряет с десяток вспыхнувших цветов, лампочек и дисплеев, как на каком-нибудь космическом корабле из фантастического фильма.

Под левой рукой пухлая и нарядная шайба, которая управляет режимами адаптированного вариатора. Легкое скольжение к себе и назад – включается Drive. И тут в абсолютной тишине машина начинает движение – очень непривычное и необычное чувство. В этой тишине эконтранспорт набирает 60 километров в час и легко вписывается в поток. 

Как поясняет Баир, запас километража остатка хода – это своеобразный депозит. Каждое действие либо добавляет, но чаще отнимает какое-то количество километров. 

– Главный минус – это батарея зимой. Вместо 140 километров ты получаешь максимум 70. В итоге, выезжая утром на работу, ты четко должен знать, куда ты сегодня поедешь и сколько до места назначения километров. Любая незапланированная точки назначения, и все – ты можешь просто до дома не доехать. Я один раз так попал, пришлось оставить машину на работе,  – отмечает минусы автовладелец. 

Новая эпоха

Конечно, «Ниссан-Лиф» – не единственный электрокар, который можно купить в России. Из тех, что на слуху, это «Тесла». Суперкар разгоняется до сотни меньше чем за четыре секунды. Но поражает не только его техническое оснащение, но и цена – 100 тысяч долларов. 

Из доступных электромобилей (в пределах одного миллиона рублей) Nissan Leaf пока самый популярный – во всем мире продано более 150 000 моделей. Его конкуренты – Ford Focus III Electric и Fiat 500-e. 

«Форд» – пятидверный хэтчбэк с заявленной мощностью в 143 «лошадки». По сравнению с «Ниссаном» в машине более вместительный салон. В Улан-Удэ таких «американцев» пока нет, ближайший агрегат – в Иркутске.   

Вот только фанатов экотранспорта возмущает  отсутствие льгот для них. Несмотря на то что семья Чебуниных внесла свой вклад в очищение воздуха загрязненного Улан-Удэ,  никаких привилегий им не полагается. 

– Налог высчитывается так же, просто приравнивают к лошадиным силам. У меня их примерно 109, поэтому налог в районе 1900  рублей. Но все равно, по сравнению с прежней машиной, выгода, конечно, есть. Да и популярность моей машинки зашкаливает. Меня постоянно спрашивают о ней: характеристики, стоимость, затраты, хоть объявление на стекло вешай, – смеется Светлана Чебунина. 

Лев Хандажапов, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.