06.10.2017
Компании без регистрации и адреса завалили горожан подозрительной макулатурой

В последнее время почтовые ящики улан-удэнцев стали настойчиво пополнять новые «письма счастья». На этот раз они напоминают о поверке счетчиков. Но неосторожный звонок по такому номеру может стоить горожанам серьезных затрат.

Подозрительная служба

В сентябре жителей Железнодорожного района завалили грозные «повторные» уведомления, подписанные «Единой Городской Службой обслуживания ЖКХ». Для солидности «в шапке» письма содержится QR-код, штрих-код и логотип службы. Еще больше веса бумаге придает номер уведомления с датой.

Письмо сообщает, что установленные в вашей квартире счетчики воды «имеют межповерочный интервал» и «нуждаются в метрологической поверке». В связи с этим автор письма – Единая городская служба обслуживания ЖКХ – сообщает про «утвержденный график проведения коллективной проверки приборов учета в вашем доме» с 18 сентября по 18 октября и призывает позвонить по номеру 38-38-46, чтобы записаться на поверку счетчика.

Дальше идет совсем уж «страшное» – ссылки на законы.

«Напоминаем вам, что согласно Федеральному закону от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а также Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 №354, индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку, без проведения которой приборы учета считаются не пригодными для учета водопотребления», – угрожает автор послания.

Так отправители подводят к мысли, что «во избежание начисления по общему нормативу» деваться некуда – придется позвонить по указанному номеру. Зачем мне «начисление по общему нормативу»? Надо провести поверку».

Тем более что письмо такое солидное. У него и шапка с исходящим номером, телефоном и логотипом. И ссылка на законы, и вроде как машиночитаемые коды.

Однако первая же «проверка» этой «организации» вызвала сомнения. Позвонив по указанному номеру с вопросом: «Какая это организация, в какой форме зарегистрирована и в каком городе?» мы услышали напряженный ответ: «Городская сервисная служба», после чего на остальные наши вопросы отвечать отказались. Девушка предложила оставить свой номер и пообещала, что нам перезвонят, после чего положила трубку. Однако никаких звонков от странной компании в итоге не было.

В Государственном реестре юридических лиц найти указанную организацию нам также не удалось. «Единую городскую службу обслуживания ЖКХ» никогда не регистрировали ни в одном уголке России, а две «городские сервисные службы» имеются в Московской области, но занимаются совершенно другими нишами. Кто рассылает нам письма, стало окончательно непонятно.

Казалось бы, да какая разница? Ну, работают ребята без регистрации… 

Однако кто же доверит метрологические приборы учета незарегистрированному лицу? Никто, ведь и выписывать разрешение некому. На это по номеру «Единой городской службы» поясняют, что сами они счетчики не поверяют, «поверка на дому признана с 2017 года недостоверной, вы сами поверяете в центре стандартизации, а мы вам заменим».
В каком-то смысле это может выглядеть как возможность сэкономить.

Средняя стоимость поверки счетчика в Бурятии (в среднем по городу) стоит 700 рублей. При поверке двух счетчиков – 1400. Если счетчики признают непригодными, эта же компания предложит вам установить новые счетчики. Два счетчика с установкой стоят еще до 7000 рублей. Но «Единая городская служба» обещает, что установит новые счетчики по 2500 рублей – «российского производства, нового поколения, со сроком службы 20 лет и межповерочным интервалом шесть лет», а проверку предлагает проходить самостоятельно и бесплатно.

На повторные вопросы, что за фирма стоит за данной листовкой, уже следующий оператор настойчиво утверждает, «как там написано». На вопрос, где зарегистрировано данное ООО, «как там написано», диктуют адрес регистрации в Улан-Удэ: проспект Ленина, 5, офис №305. Но ни проспекта Ленина, ни офисного здания на улице Ленина, 5 в Улан-Удэ найти не удалось. 

Отметим, напоминание о необходимости поверки счетчиков для многих более чем своевременно. Оплата по нормативу, особенно за горячую воду, может встать в значительные расходы. Но мы настоятельно не рекомендуем звонить по данному вопросу на первый же номер, указанный в почтовой листовке. Если через шесть лет выяснится, что вам установлен не поверенный (устаревший или еще неизвестно какой) счетчик, искать проспект Ленина в Улан-Удэ будет поздно. К слову, проверить работу данной организации мы попросили бы все ответственные госорганы.

На рынок заходят иркутяне 

Проверили мы и другое уведомление – поступающее на почтовые ящики от ООО «Энергоучет». Как выяснилось, данная фирма зарегистрирована год назад в Иркутске, ее доходы растут, судов нет, и обнаружить что-либо юридически подозрительное (кроме адреса в другом регионе) нам не удалось. 

Сомнения вызвало само письмо – «в результате осмотра вашего прибора учета выявлено превышение погрешности». Интересно, как можно выявить превышение погрешности электросчетчика, не зная, какие в квартире включены электроприборы? Выяснилось, что для этого достаточно взглянуть на счетчик и увидеть, что он устарел по классу точности. На  этом основании организация предлагает всем жителям не новостроек заменить электросчетчики. 

Отметим, на письме не указаны ни адрес, ни имя получателя. То есть однотипное письмо раскладывается по всем ящикам, не фильтруя адреса, где счетчики заменили. Таким образом, на уловку повальной рекламы может попасть, например, бабушка, которой прибор учета заменили дети. Если в «Энергоучете» не проявят добросовестности, то доверчивой старушке могут поменять новый счетчик на новый.

Кроме того, у ООО «Энергоучет» нет договора с «Читаэнергосбытом», который важен больше соседям, чем самому владельцу счетчика. Снимая старый прибор учета, исполнитель обязан передать гарантирующему поставщику его последние показания. Если показания не зафиксировать и не сообщить официально, потраченная энергия войдет в ОДН и ляжет на счета соседей. 

В целом это все риски, с которыми в данном случае может столкнуться улан-удэнец, отозвавшись на данное предложение. 

Отметим, безусловный плюс обоих поступивших за неделю писем – они напоминают о необходимости менять счетчик. В случае с водой напоминание может сильно сэкономить деньги горожан.

Ну, а чтобы избежать сомнений при обращении за заменой счетчика, мы рекомендуем, как минимум, позвонить в кол-центр поставщика энергии (тепло, вода, электричество) и  уточнить, вправе ли данный исполнитель проводить работы по замене счетчиков. Судя по всему, до установления порядка и учета на этом рынке у новой системы стандартизации еще будут свои жертвы.

Елена Буерачная, «Номер один».
^