Пиво у дома – здоровье на ветер

Число забегаловок «свежего и разливного» в Улан-Удэ достигло рекордных значений
A- A+
В Улан-Удэ за последние годы открылось несколько сотен пивных кафе, в большинстве своем расположенных на первых этажах многоквартирных домов. А общее количество пивных баров, ресторанов, кафе и магазинов, торгующих пивом, достигло в республике, по данным минпромторга Бурятии, 1800 штук! Что стоит за этими дикими цифрами – в материале «Номер один».

Зеленый змий поднимает голову

«Наливайки» – так называют их в народе. Речь идет о пивных забегаловках, хозяева которых скупили в Улан-Удэ первые этажи домов. Продающие там, часто по федеральным «франшизам», пивные напитки сомнительного качества. Именно здесь в круглосуточном режиме спаивается молодежь, многие из которых потом спускаются на этаж ниже – в подвалы. Власти раньше как-то реагировали на проблему, сегодня же  наблюдается полное бездействие.  

– Когда я был депутатом Народного Хурала, ко мне поступали многочисленные жалобы жильцов домов, на первых этажах которых размещались пивные, люди жаловались на шум, постоянные разборки под окнами, на запах мочевины во дворах и подъездах, – вспоминает политик Игорь Бобков. – Естественно, мы жестко реагировали, и хочу сказать, что многие подобные точки по жалобам жильцов в «нулевые» годы были закрыты. 

Однако сегодня пивной бизнес снова поднимает голову – если официальные продажи крепких спиртных напитков год от года снижаются, то потребление пива растет.

Так, по данным министерства торговли Бурятии наиболее резкий скачок в потреблении  пива произошел на рубеже 2014–2015 годов. Тогда потребление пива подскочило за год с 235 тысяч до 362 тысяч декалитров! И сегодня увеличивается примерно на 20% ежегодно! Очевидно, это напрямую связано с банкротством «Байкалфарма» и с введением временных ограничений на продажу крепких спиртных напитков.  Произошла массовая переориентация спроса и, как следствие, выросло число алкоголиков.  

Именно тогда, в 2014–2015 годах, в Улан-Удэ были открыты сотни новых забегаловок, которые получили разрешение работать круглосуточно в крупных жилых массивах города.  Где заманивают людей призывами отведать «свежего» и «живого» пива, хотя по факту никое оно не свежее и не живое. А скорее наоборот. Мертвое, поскольку напичкано консервантами, стабилизаторами пены, гормонами и прочей химией, от которой, как утверждают ученые и медики, половая принадлежность постепенно размывается. Вместе с декалитрами выпитого у мужчин появляются пивные животы и грудь, а у женщин грубеет голос и растут усы. 

От пива до «боярышника»

Главный врач частного наркологического кабинета Андрей Диль рассказывает, что скорость, с какой плодятся пивнушки в Улан-Удэ, ничего, кроме возмущения, у него не вызывает. 

– Желание получить сверхприбыли не останавливает их ни перед чем, а ведь основной контингент посетителей – это молодежь, которая приобщается к алкоголизации именно там, в этих барах,  – говорит врач. – Ведь органолептические качества напитков позволяют гораздо быстрее, чем от водки, алкоголизировать население. Вначале идет закрепление по пиву, а потом они начинают пить все подряд.

Призывы к «культурному питию», по словам нарколога, отдают лукавством. Это не для нас, у нас все по-другому.

– В США я наблюдал в барах такую картину: сидит молодежь, у каждого пивной бокал, пол-литра максимум, так вот они весь вечер его цедят, разговаривая друг с другом, – сетует Андрей Диль. – У нас же приходят в бары не общаться, а напиваться, официантки только успевают полные кружки носить. 

Если здоровье молодежи для чиновников – пустой звук, то влияние  подобного пития на состояние уличной преступности вызывает у властей некоторый дискомфорт.

– В 2016 году на 9,5 % увеличилось количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. Не может не вызывать опасений рост алкогольной преступности, темпы роста которой особенно выросли с 2014 года – 16,2 % – и продолжают увеличиваться ежегодно, – отмечают в пресс-службе МВД по Бурятии.

Добавим, что,  по данным ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер», в 2016 году на учете с диагнозом «хронический алкоголизм» состояло 3,4 тысячи улан-удэнцев.

Кто потушит «пожар»?

Какие выводы из всего этого можно сделать? К сожалению, мы имеем дело с сочетанием целого букета факторов, одним из ключевых является, как ни парадоксально, рост предпринимательской активности.

С активным наступлением розничных сетей на небольшие магазины и с началом экономического кризиса многие предприятия торговли оказались в убытках. Свою роль сыграл запрет на продажу крепкого алкоголя в павильонах и ограничение времени продаж алкоголя в магазинах. И бизнес – небольшие магазинчики – срочно переориентировался на создание пивных точек. Тем более что федеральные  сети тут же предложили открывать новый бизнес под раскрученной маркой «живого и разливного» без  оплаты вступительного взноса и ежегодного роялти. Когда главным для федералов на данном этапе развития бизнеса является максимальный сбыт пива и расширение географии и торговых точек. 

Окупаемость проектов, особенно на начальном этапе, по словам бизнесменов, была просто колоссальной, в том числе за счет перетока клиентов, которые ранее покупали спиртное в магазинах. Но развитие подобного бизнеса вступает в явное  противоречие с интересами общества. Как говорил знаток российской реальности Отто Бисмарк, «пиво делает человека ленивым, глупым и бессильным». Пока же создается ощущение, что импотенцию в этом вопросе демонстрируют чиновники многочисленных контролирующих ведомств, не способных остановить пожар  алкоголизма и работающих лишь статистами.

Дмитрий Родионов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.