Другой музей

Искусствовед Надежда Абзаева внедряет в Бурятии новое восприятие выставочных экспонатов
A- A+
На днях она провела лекцию на тему феминизма в искусстве, чуть ранее состоялось открытие двух ее проектов с Кяхтинским краеведческим музеем имени Обручева. О новых выставках, искусстве Бурятии, оттоке молодых специалистов Надежда рассказала «Номер один». 

«Синтетическая сфера»

Однажды я зашла в галерею Беляево. Спросила про вакансию. Познакомилась с директором Мариной Сергеевной Бушуевой – это необыкновенно талантливая женщина, художник. У нас завязался разговор, потом я посетила несколько выставок галереи. Я помню, у меня тогда было состояние, будто я попала в какой-то удивительный, светлый, творческий мир. Мне захотелось его узнать лучше. И меня взяли на работу в галерею.

Тогда я училась в РУДН на факультете журналистики, специализация «Документальное кино». При поддержке галереи и Марины Сергеевны я пошла на второе высшее и стала искусствоведом. Это был осознанный шаг. Я с детства люблю изобразительное искусство, творчество и мне очень хотелось изучать мировую культуру, знакомиться с работами разных художников. Для меня это очень красивый, невероятный мир.

Работать в этой сфере на тот момент мне казалось какой-то мечтой. Знание о культуре, о том, что было до нас, обогащает. Искусство затрагивает важные философские вопросы – вопрос жизни и смерти, любви, красоты, через которые ты больше узнаешь о себе.

У меня есть большой интерес, любовь и, я бы сказала, азарт по отношению к нашей национальной культуре. Я многого не знаю о ней, об истории нашего народа. Поэтому мне интересно изучить ее и затем, возможно, создать некий выставочный проект, объединить старинные экспонаты с чем-то современным. В этом я вижу смысл своей работы, чтобы пришедшие люди увидели предметы под новым ракурсом, делать не только описание того, что есть, но и инициировать разные тематические проекты.

Это мне и нравится больше всего в профессии искусствоведа – возможность создавать большие выставочные проекты просветительского характера, где можно работать не только с историческими экспонатами, документами, но и с разными творческими людьми, работать с обществом. И, как мне кажется, в этом аспекте профессия шире, она объединяет музейные практики с практиками современного искусства – эта синтетическая сфера нравится мне своей динамичностью.

«Современный подход»

В рамках музыкального фестиваля «Голос кочевников» мы с Молодежным художественным театром сделали инсталляцию «Голос театра». В открытом пространстве – степи – стояли старые кресла с наушниками. Зрителям предлагалось сесть, наблюдать за природой и слушать голос театра. Кресла выполняли роль артефакта театра. В наушниках звучала нарезка из звуков, голосов разных спектаклей разных времен, плюс музыка.

Еще один интересный проект создан в рамках спектакля Олега Юмова по произведению японского писателя Ясунари Кавабата «Элегия». Моя задача была в том, чтобы сделать выставку в пространстве филармонии, где шел показ спектакля, – это такое объединение изобразительного искусства и театра.

В Москве я много занималась выставками бурятского искусства. Например, «Страна у Байкала» была приурочена к 350-летию вхождения Бурятии в состав России и включала в себя работы до 20 художников родом из Бурятии.

Что касается последних работ, только что открылись две выставки в сотрудничестве с Кяхтинским краеведческим музеем имени академика В.А. Обручева, это один из крупнейших музеев Бурятии и России. Его называют «Сибирским Эрмитажем» за количество экспонатов в фондах. Очень богатые фонды: около 120 тысяч единиц и около 25 тематических работ. Там есть чайная коллекция, этнографическая, коллекция культовых предметов буддизма и православия, есть научно-технические предметы XIX века, живопись, графика. Мне было интересно даже просто заглянуть в эти фонды, не говоря о том, чтобы попробовать сделать проект.

С музеем мы разработали два проекта. Один из них – «Десять шедевров музея». Задача заключалась в том, чтобы смонтировать легкий передвижной проект, который мог бы путешествовать по разным городам России и рассказывать о нашей истории, культуре, формировать представление о богатстве коллекций музея.

Проблема в том, что организовать передвижную музейную выставку – всегда сложно, зачастую неподъемно. Существует большая статья расходов – это страховая стоимость экспонатов. Поэтому в нашем случае это десять предметов, но не простых, а самых раритетных и уникальных.

Выставка включает в себя одну картину, один культовый предмет из буддийской коллекции – маска Цам, один культовый предмет из православной коллекции – дары Хранительницы, гуннская печать – это уже археологическая коллекция, национальный костюм, предметы декоративно-прикладного искусства в виде японского набора для пикника. Присутствует и скульптура китайского мастера, научно-технический предмет XIX века – гониометр, которым пользовались путешественники для составления карт. Дегустационный набор, предназначенный для дегустации чая, рассказывает о расцвете Великого чайного пути. Таким набором пользовались китайские и кяхтинские купцы.

Они все уникальны по разным причинам и являются произведениями искусства, которые созданы с большим мастерством и раскрывают историю. Например, для меня было удивительно узнать о Библии на старомонгольском языке. Она рассказывает историю об английских миссионерах, которые приехали к нам в Забайкалье с целью строить миссионерские школы. Они первыми создали словари с переводом слов с монгольского или бурятского языков на английский. Они адаптировали на наш национальный язык такие общеобразовательные дисциплины, как арифметика, геометрия, тригонометрия и т.д.

Второй проект отвечает основной функции Кяхтинского краеведческого филиала – познакомить зрителей, школьников, студентов с историей самого музея и Кяхты, когда она была образовательным, культурным, научным центром. Это было время открытия отделения Русского географического общества в Кяхте, бурное время открытий. Экспозиция охватывает около 200 лет и представляет около 80 экспонатов.

Я старалась подать выставку по-современному. В центре зала установлена инсталляция, посвященная истории. Выставка только открылась, и хотелось бы, чтобы ее посмотрели как можно больше людей.

Феминизм в современном искусстве

14 октября в творческом пространстве Zam состоялась лекция на тему феминизма в современном искусстве. Почему была выбрана эта тема? В современном искусстве есть система тем, которые востребованы среди художников, одна из них – феминизм. Есть идейное направление в современном искусстве – художницы-феминистки, которые создают работы на тему гендерного неравноправия.

В рамках лекции я познакомила слушателей с работами самых популярных художниц этого направления, основательниц феминизма в искусстве. Они создают большие инсталляции с помощью техник – вязание, макраме, шитье – и ищут свою идентичность либо показывают в работах проблему принижения социального статуса женщин, борются со стереотипами домохозяек, клише, которые были навешаны на женщин.

В 70-х годах были популярны кулинарные шоу, где такая стереотипная красивая женщина готовит блюда. Работа Марты Рослер (видеоработа «Семиотика кухни», 1975 год) – это некая пародия, противопоставление традиционному пониманию роли женщины на кухне. Та же кухня, те же кухонные предметы, но женщина совершает ими совсем другие действия. Например, она берет нож и режет им. Зритель понимает, что что-то не так, и начинает думать, почему она это делает. Еще одна версия: Марта Росли демонстрирует кухонные предметы как предметы пыток, которые приносят боль, но кому? Женщине.

Важно, что через свое искусство они старались разрушить стереотипы о женщинах в обществе, семье, быте, профессиональной деятельности. Во многих работах отражен протест против потребительского отношения к женщинам (идеалы красоты, сексуальность и другое). Их работы важны для всех, для развития искусства в общем.

До нас эта волна феминизма в художественном плане не дошла. Я не видела подобных работ бурятских авторов. Но начало есть: например, создано фам-общество «Я – свобода». 

Мир фантазий

Новая подача, дизайн, идеи – я стараюсь отслеживать работы разных кураторов. Мне очень нравится деятельность Государственной Третьяковской галереи. Например, они к каждой выставке делают тизеры – видеоанонсы. У нас можно было бы внедрить нечто подобное. У выставок может быть своя музыка, они могут принимать разные форматы. 

Задача в том, чтобы человек пришел на выставку, и что-то его задело, чтобы он испытал какие-то чувства и запомнил их. Для меня выставка – это мир фантазий, который ты создаешь, и в который попадает человек.

Я планирую продолжать создавать проекты. У меня есть идеи, я веду переговоры с разными музеями по разным темам. Для меня работать с местной культурой – огромное удовольствие, находиться в поисках национальной идентичности. А это можно понять, находясь здесь, в нашей среде, где сконцентрирована богатая культура, которую еще изучать и изучать.

К тому же, можно сотрудничать удаленно с разными городами и странами. Условия современного мира таковы, что можно делать проекты, находясь в разных местах, соответственно, художники, которые участвуют, могут быть отовсюду.

Екатерина Лонская, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.