Повторение – мать мучения

Руководство Бурятии ходит по кругу в решении проблем «приборки» и «Стальмоста»
A- A+
Недавно глава Бурятии в эфире одного из телеканалов рассказал, каковы перспективы крупнейших промышленных компаний Бурятии. Его слова странно перекликаются с предложениями и заявлениями, звучавшими несколько лет назад, после которых эти же предприятия медленно погрузились в кризис.

Алексей Цыденов, выступая на БГТРК, рассказывал об авиационных победах, перспективах туризма, добыче ископаемых, про повышение тарифов, перспективы северных территорий. И даже обещал бабушке новый мобильный телефон.

Отдельно глава Бурятии рассказал про перспективы таких предприятий, как «Приборостроительное объединение» и «Улан-Удэстальмост». В обоих случаях Алексей Цыденов настроен оптимистично. Он рассказывает про пути развития и решения накопившихся проблем. Но у нас эти разговоры вызвали чувство дежавю. Ведь все обещания в том или ином виде уже звучали с разных трибун. Результат налицо – никаких подвижек.

Проваленное импортозамещение

Начнем с «приборки». У нее, по словам руководителя республики, «очень хорошие перспективы». Эту фразу мы слышим уже много лет. Слышит ее и руководство предприятия. Вот только с каждым разом радости от таких заявлений все меньше.

Во время последнего визита в Улан-Удэ полпред президента в СФО Николай Рогожкин заявил, что «приборка» – нужное и перспективное предприятие.

– Я познакомился с производством, с его возможностями. Сегодня я еще раз убедился в нужности работы этого предприятия. Полагаю, что есть достаточно большие перспективы по его развитию, – говорил в 2015 году тогдашний полпред президента в СФО Николай Рогожкин.

Именно тогда чиновники вслух возлагали надежды на импортозамещение, сулили предприятию огромные объемы заказов, обещая сделать его флагманом бурятской промышленности. Но время шло, и руководство предприятия стало хвататься за голову. Ведь ничего, кроме проблем, «забота» чиновников тогда не принесла.

– С трудом очень реализуются эти планы, – вздыхал в том же 2015 году тогда еще генеральный директор предприятия Сергей Соляник. – В связи с тем, что та документация, которая передается, настолько сырая, что мы погрязли в опытных работах. Сейчас мы сделали вывод, что нужно начинать с проектно-изыскательских работ, потом – опытно-конструкторских работ. Потому что по той документации, которая существует, невозможно что-то сделать.

Были проблемы с деньгами на модернизацию оборудования, бюрократически сложности, в итоге слово «импортозамещение» стало вызывать у менеджмента только негативную реакцию.

– Заказы приходят от федеральных предприятий. Но там тоже бардака столько, что «мама, не горюй». Нам передали заказ, а оказалось, что ряд изделий уже делают наши российские заводы. То есть они дубляжем занимаются – для чего, непонятно. Некоторые изделия уже не соответствуют техническим характеристикам, которые позволяют военные. Там тоже вопрос. Я уже начинаю вздрагивать при слове «импортозамещение», – говорил тогда Сергей Соляник.

Снова – здорово

Сегодня – новая волна оптимизма со стороны чиновников. Причем местами они едва ли не слово в слово повторяют то, что несколько лет назад говорилось, но так ни к чему и не привело.

– У них очень хорошие перспективы по ключевому профильному виду деятельности, по оборонной тематике, в рамках корпорации «Ростех». У них уже есть заказы, то есть они обеспечены работой, – сыпал оптимизмом Алексей Цыденов во время недавнего прямого эфира на БГТРК. – Помимо этого сейчас ведется новым руководством предприятия активная работа по диверсификации видов деятельности, по выходу на новые рынки – тема с развитием беспилотной авиации.

По его словам, «Россети» уже готовы заказать «приборке» производство интеллектуальных приборов учета.

– Очень большой, очень емкий, как по количеству, так и в деньгах, бизнес, у которого очень хорошие перспективы. Сейчас нашему предприятию надо дать хорошие предложения по техническим параметрам, соответственно, по ценовым. Но, повторюсь, востребованность есть. Заказы есть как по основному профильному, так и по дополнительным видам деятельности. Поэтому абсолютно четкая уверенность в том, что предприятие будет развиваться, – повторял Алексей Цыденов тезисы своих предшественников.

Инвестор или рейдер?

Дальше – «Улан-Удэстальмост». Здесь все гораздо сложнее. Речь идет не о бюрократических проволочках и провале программы импортозамещения. Предприятие буквально на грани банкротства. Причем балансирует оно на ней уже не первый год.

Все началось с уменьшения количества заказов, которые стало получать предприятие. Одновременно возникли проблемы с заказчиками, которые не спешили рассчитываться за проделанную работу. В итоге сам завод оказался в долгах – как перед банками, так и перед своими работниками.

– Экономистам понятно, что сегодня заводу необходим партнер, который бы зашел и помог оздоровить финансовую ситуацию, – говорил тогда еще глава Бурятии Вячеслав Наговицын.

В итоге на горизонте замаячил спаситель в лице Иркутского завода тяжелого машиностроения. Было заключено некое соглашение, разработана дорожная карта. Правда, до сих пор непонятно, что именно говорилось в этом соглашении и каков был список мероприятий в этой дорожной карте.

Впрочем, недолго музыка играла. Соглашение вскоре расторгли, а директор «Стальмоста» Анатолий Суслов заявил о попытке рейдерского захвата предприятия со стороны ИЗТМ. Попытка завести инвестора закончилась скандалом и никак не способствовала решению проблем нашего завода.

«Все будет хорошо»

И теперь, спустя два года, уже новый глава заявляет о новом инвесторе, который спасет завод. История повторяется. Спрашивается: какой будет финал у этой серии?

– Вы знаете, что предприятие стоит на грани банкротства. Единственное, почему оно не вошло в процедуру банкротства, потому что предприятие содержит котельную, которая отапливает дома. И как субъект естественной монополии, там другая процедура банкротства, – уже менее оптимистично говорил Алексей Цыденов во время недавнего прямого эфира. – Мы сейчас работаем, чтобы обеспечить поиск инвесторов и заказов для «Улан-Удэстальмоста».

Глава рассказал, как встречался с Олегом Белозеровым, президентом ОАО «РЖД», как беседовал с ним по вопросу размещения заказов или выкупа завода. И буквально на днях – с «заинтересованным инвестором», который уже готов зайти на завод, «купить его со всеми долгами».

– Но при этом обеспечить заказами. Уже сейчас этот инвестор разместил заказы на заводе, уже поставили металл по факту, металл находится на заводе как давальческое сырье. Завод имеет работу. Там проблема по зарплате. Более 20 миллионов рублей – задолженность предприятия перед своими работниками. И мы сейчас смотрим, чтобы первые же платежи, которые пойдут по этим заказам, были направлены, в первую очередь, на погашение долгов по зарплате, – продолжил глава.

Конечно, можно быть оптимистом и надеяться, что повторение одних и тех же тезисов чиновниками – всего лишь совпадение, что уж Цыденов-то разберется… Можно быть пессимистами и кричать, что «все разворуют и обанкротят». Но мы будем реалистами. То есть дождемся результата, и только тогда будем делать выводы.

Артем Самсонов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.