Улан-Удэ охватила бизнес-лихорадка

Как горожане открывают свое дело с нуля
A- A+
В кризисное время, когда зарплаты застыли на месте как вкопанные, все больше жителей Бурятии мечтают о своем деле. Однако первое, что останавливает начинающих предпринимателей, – это отсутствие капитала. «Номер один» нашел пример местных стартапов с бюджетом в 100 тысяч рублей и спросил, с какими трудностями сталкивается мелкий бизнес в Улан-Удэ.

Говорят, предпринимательская жилка – черта характера, присущая всем успешным людям. Утверждать, что это люди «особенные» не совсем корректно. Но все же их объединяет одно: решимость реализовать себя и начать бизнес «с нуля». Статистика неумолимо свидетельствует, что лишь 20 процентов новых стартапов увенчиваются успехом, а главным препоном для открытия своего дела россияне называют отсутствие первого капитала.

Заработать на традициях

Превратить свое хобби в бизнес – это первое, что советуют гуру. Первыми «клиентами» Елены Федоровой стали куклы, которым она придумывала костюмы еще в детстве.

– Я шью, сколько себя помню. После школы были курсы закройщика, – вспоминает девушка. Первым учителем стала мама, которая преподавала в колледже традиционных искусств народов Забайкалья. Она же привила любовь и знание о национальном костюме, который, по словам Елены, является настоящим произведением искусства.

– С возрождением традиций и проснулся интерес к национальному костюму. Люди чувствуют, что такой наряд делает их ближе к истокам. Но, кроме желания, нужны и знания, ведь по дэгэлу («платье» – бур.) можно понять, откуда родом человек, замужем ли девушка и много еще чего, – рассказывает швея.

Идея открыть свое ателье пришла вместе с просьбами сшить костюм для праздничной делегации. Потом появились и частные заказы, причем бурятские костюмы Елена создает для всех возрастов.

– Если летом было затишье, то сейчас мы обеспечены работой круглый год. Обращаются все – от детей до бабушек. Также в последнее время шьем наряды и для шаманских обрядов, – говорит Елена.

Снимать помещение девушка не решилась из-за высоких арендных ставок – рулоны с тканями и фурнитура разместились у нее дома.

– Думаю, всплеск моды на свой бурятский костюм связана с монголами, которые часто приезжают в Улан-Удэ. Но из-за них наши люди зачастую носят «неправильные» дэгэлы. Из Улан-Батора привозят головные уборы, которые потом не сочетаются с нашими бурятскими костюмами. Все-таки монгольский костюм уже сильно отличается от бурятского. Главное, чему мы должны учиться у монголов, – это желанию чтить свои традиции, вот и нам не надо стесняться, – отмечает девушка.

Шелковые ткани для костюмов обходятся недешево, отсюда и цены. Так, мужской дэгэл обойдется в 12 тысяч рублей, головной убор «малгай» – в две тысячи, для ребенка набор на «милан» стоит в районе четырех тысяч рублей.

Фирма по зачистке

Реши проблему и получишь бизнес – гласит другой бизнес-постулат. У Ирины и Антона маленький ребенок, именно дочка натолкнула семейную пару на идею для своего дела.

– Сами знаете, когда ребенок маленький, а грязи много. Однажды муж пришел и говорит, давай купим пылесос моющий. Мы подумали, зачем покупать простой, если можно профессиональный. Промониторили запросы по друзьям и в итоге заказали немецкий пылесос из Москвы, – рассказывает Ирина.

Чудо-машина обошлась в 70 тысяч рублей, также закупили специализированную бытовую химию той же немецкой марки. Итоговый бюджет – 100 тысяч. Первыми клиентами стали друзья и родственники, а дальше заработало сарафанное радио.

– Мы давали объявления по подъездам, потом пошли в Интернет, завели группы в соцсетях – «ВКонтакте», Инстаграм, – вспоминает девушка.

С пылесосом и набором чистящих средств супруги выезжают по первому звонку, чаще всего чистить приходится ковры.

– Больше всего пачкают животные и маленькие дети. Труднее всего вывести следы кошек, хотя у нас были случаи, когда собака успевала замарать отчищенный ковер. А у детей бывают не только мокрые дела, это и пластилин, и краски, и фломастеры, и жвачки, – рассказывает Ирина.

Сегодня к услугам выездной химчистки прибегают не только обычные горожане, но и компании.

– В этом году мы стали работать с юрлицами – в садиках чистим ковры, матрасы, дорожки, а в офисах больше всего страдают стулья – чистим от жира, грязи и разных пятен.  Также работаем и с кожаной мебелью, которой придаем первоначальный вид, – делится предприниматель.

Несмотря на все сложности с сезонностью и особенностями работы, супруги ни разу не пожалели о своем выборе.

– Работа у нас сложная, много чего вытерпишь, но это лучше, чем работать «на дядю», – считает Ирина.

Интересно, что даже краткий мониторинг социальных сетей дал множество примеров местных стартапов с небольшим бюджетом – ателье авточехлов, выездной бар, детская комната в аренду, ачери-клуб и многое другое. При этом все они вкладывают силы и средства в рекламу своего товара именно в Интернете.

– Нужно не закрываться от новых способов продвижения – боты в Телеграмме, канал на Ютубе, контекстная реклама, – советует известный предприниматель Саян Галсандоржиев.

По словам руководителя бизнес-центра Like, главная ошибка – опустить руки.

– Любой бизнес – это количество попыток. Надо пытаться, пытаться, даже если первая попытка ничем не закончилась. Также нужно не терять фокус-внимание на своем продукте. Четко описать свой продукт, изучить конкурентов и понять, в чем ваше отличие, – отмечает бизнесмен.

Лев Хандажапов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.