17.11.2017
На десятки наболевших вопросов ответили за два дня

В Бурятии прошел первый инфраструктурный форум. Участники обсуждали, как снизить стоимость тепла и электричества, решить вопрос экологии города, как продолжать строить новые дома, не боясь энергетического коллапса, и многое другое. Идеи форума лягут в основу развития энергетики Бурятии.

В понедельник и вторник в правительстве Бурятии проходил Байкальский региональный инфраструктурный форум (БРИФ). Федеральные эксперты в области энергетики обсуждали основные проблемы коммунальной инфраструктуры республики и варианты их решения.

Как отмечали практически все выступающие, на сегодня в Бурятии достаточно энергетических мощностей только для текущих нужд. Возможности для развития столицы республики сильно ограничены. Усложняют положение тарифы, которые для поставщиков услуг слишком низкие. Обновлять объекты инфраструктуры на заложенные в тарифе суммы невозможно.

Как пояснил министр по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства РБ Сергей Козлов, уже сейчас Советский и Железнодорожный районы Улан-Удэ не могут развиваться из-за ограничений теплоцентрали - на существующих точках подключения недостаточно выработки тепла. К 2021 году начнется дефицит тепловой энергии, и новые стройки могут поставить под вопрос энергобезопасность Улан-Удэ. Кроме того, как отметили эксперты, Улан-Удэ - самый энергозависимый в России город с населением свыше 200 тысяч человек.

Проблемы и решения тепловиков

На систему теплоснабжения города воздействует множество факторов, один из важнейших - износ оборудования. Как пояснил гендиректор ПАО «ТГК-14» Алексей Лизунов, компания ежегодно ремонтирует 10-12 километров сетей - на 119 миллионов рублей, предусмотренных в тарифе. Но чтобы процент износа сетей начал сокращаться, необходимо модернизировать в три раза больше.

- В текущем режиме к 2022 году мы получим полностью изношенную инфраструктуру, которая в самый критический момент может выйти из строя и нарушить жизнеобеспечение города, - заявил Алексей Лизунов. - Производитель не рассчитывал, что сети будут работать так долго.

Для обновления теплосетей ТГК-14 ищет инвестиции. Как пояснил директор ТГК-14, ими могут стать особые ценовые зоны, рост тарифов (в идеале - с софинансированием из федерального бюджета), прямое софинансирование затрат в инвестиции из бюджета или рост стоимости техприсоединения.

Эта тема в Бурятии также вызывает значительные вопросы. Застройщик платит установленную сумму за подключение от ближайшей точки, при этом реконструкция существующих сетей не производится.

- Магистрали не резиновые и имеют максимальную пропускную способность. В итоге новых потребителей мы подключаем в ущерб существующим, - пояснил гендиректор ТГК-14.

Он также отметил, что реконструировать и, тем более, строить теплоцентрали для компании - небезопасно. Оказывается, взаимодействие с городскими властями таково, что в итоге планы по строительству и развитию «могут уйти в другую сторону», что закончится пустой тратой денег. Этот вопрос также активно обсуждался на форуме. Городские власти предоставили компании согласованные планы развития. Дальше эта тема легла в резолюцию форума - теперь городские власти будут заранее уведомлять энергетиков о развитии территорий. Кроме того, сами городские власти будут в первую очередь развивать те территории, на которых возможности по техприсоединению больше.

Спасение от всех бед

Дело в том, что имеющиеся в Улан-Удэ станции не удовлетворяют требуемый уровень надежности, а электричество генерирует лишь одна из них. На сегодня ТЭЦ-1 в Улан-Удэ генерирует и тепло, и электрическую энергию, но ее износ превышает 70 процентов. При проектировании и строительстве ТЭЦ-2 также была запланирована генерация электричества. Однако из-за развала Советского Союза финансирование прекратилось, позднее не выполнило эту задачу и РАО ЕЭС. Как пояснил Сергей Козлов, теплоцентраль можно доделать, построив на базе ТЭЦ-2 два новых энергоблока. На это потребуется порядка 33 миллиардов рублей.

Строительство повысит общую энергетическую безопасность республики и ее зависимость от электрогенерации соседних регионов, а одновременно снизит стоимость электричества и тепла в Бурятии. Попутно строительство поможет решить важную экологическую проблему почти половины населения республики.

Напомним, в отопительный сезон в воздух города поступает 297 видов загрязняющих веществ. За последние годы Улан-Удэ прочно закрепился в тридцатке самых «грязных городов» России.

Достройка ТЭЦ-2 в значительной степени решит и вопрос экологии. Соответствие этим потребностям признает и Росприроднадзор - по розе ветров отходы ТЭЦ-2 большую часть календарного года выносит за пределы населенных территорий.
Строительство энергоблоков позволит закрыть до 48 мелких городских котельных. Их производительность гораздо ниже, а стоимость генерации тепла на них вдвое дороже, чем на ТЭЦ, и эти затраты удорожают общий тариф на тепло. Ко всему прочему на долю  всех городских котельных приходится 34 процента всех загрязнений атмосферы города (80 тысяч тонн выбросов ежегодно).

Соответствующая потребностям республики собственная генерация электричества поможет снизить тарифы на тепло и электроэнергию. В итоге ожидается, что на централизованное отопление начнут переходить и частные домовладения. На сегодня домашние котлы и печи также являются важнейшими загрязнителями атмосферы, но стоимость централизованного тепла для них пока неприемлема.

Тема достройки ТЭЦ-2 была одной из основных, обсуждавшейся в первый день на большинстве площадок форума. По его итогам обращение с обоснованием необходимости строительства энергоблоков будет направлено в правительство Российской Федерации для принятия соответствующего решения.

- Если Бурятия обоснует затраты, будет решаться вопрос финансирования из федерального бюджета, - отметил руководитель Санкт-Петербургского отделения аналитического центра «Эксперт» Александр Курячий.

Риски и шансы на инвестиции

Другой важнейшей темой развития коммунальной инфраструктуры республики стал вопрос финансирования. Мнений об этом было озвучено немало, но все они свелись к емкому заявлению эксперта, изучающего ситуацию с инфраструктурой, складывающуюся в большинстве крупных городов страны.

- Дальше двигаться невозможно. Мы уперлись в пределы мощностей и отсутствие финансов. Источники финансирования - это либо тарифы, либо бюджет. Все остальное, что придет инвестор, возьмет кредит и построит - это фантастика, - озвучила квинтэссенцию мнений член рабочей группы при экспертном совете ФАС России Ольга Гиличинская.

На сегодня коммунальные объекты Бурятии, как и в большинстве регионов страны, вновь передают на обслуживание инвесторам по концессионным договорам.

Как отмечают эксперты, сам этот инструмент в ряде стран уже признан не работающим. К примеру, в Германии всю коммуналку, напротив, изымают из частных рук и передают в государственные с единственной целью - заставить сети работать бесперебойно, а прибыль иметь от стабильности развития экономики. В России пока идет принятие решений, которые закрепят права концессионеров и позволят им заниматься восстановлением коммуналки на выгодных и надежных условиях.

Одновременно от властей, заключающих концессионные соглашения, требуют жесткого контроля - и выполнения инвестпрограмм, и достижения утвержденных показателей.
Отметим, концессионные соглашения - это на сегодня единственный законный повод для тарифных служб, чтобы принимать от поставщика коммунальных услуг повышенные тарифы.

Но, по мнению Александра Курячего, «разница между экономически обоснованным тарифом и социально приемлемым должна возлагаться на бюджет». И, судя по числу экспертных сторонников этого мнения, в конечном итоге именно таким станет решение об источниках финансирования на развитие инфраструктуры. Во всяком случае там, где за дело не возьмутся частный инвестор или государство. 

Результаты и цели

Отдельная тема, поднятая на форуме, - дефицит квалифицированных кадров. Сегодня он наблюдается в большинстве отраслей энергетики. Для обеспечения отрасли кадрами работодатели и правительство республики рассмотрят вопросы обеспечения молодых специалистов жильем через участие в МЖК. Также будет вестись работа над имиджем технических профессий, а подготовкой кадров на основе государственно-частного партнерства будут заниматься совместно государство и работодатели.

По итогам заседаний участники форума рекомендуют администрации Улан-Удэ синхронизовать градостроительные планы с планами теплоснабжающих организаций. Правительство республики вместе с Республиканской службой по тарифам разработает целевые модели энергоснабжения и обеспечит их поддержку. После разработки технико-экономического обоснования ТЭЦ-2

в правительство России направят проект ее модернизации для включения в схему и программу развития ЕЭС России.

В области развития возобновляемых источников энергии будут разработаны проекты электроснабжения отдаленных сел и районов Бурятии. Эту задачу вместе с республиканскими властями готово выполнить ООО «Авелар Солар Технолоджи», запустившее во время форума первую в Бурятии солнечную электростанцию.

Министерство строительства и модернизации ЖКК Бурятии будет координировать создание регионального Единого информационно-расчетного центра. ЕИРЦ готов взять на себя обязательства контролировать прозрачность коммунальных начислений. Для выполнения этой задачи всем участникам рынка рекомендовали подписать соглашения об информационном обмене.

- Поскольку в Бурятии много вопросов по инфраструктуре, форум позволит применить у нас наиболее эффективные наработки и опыт, - отметил глава Бурятии Алексей Цыденов. - В системе регулирования тепло- и электроэнергетики предстоят большие изменения.
 
Он отметил, что прозвучавшие на форуме обсуждения «сложно переоценить», а принятые решения и проекты нужно оперативно довести до реализации при помощи федерального центра.

Елена Буерачная, «Номер один».
^