27.11.2017
Всем нам известно такое понятие, как комплекс неполноценности

Мы привыкли объяснять им свои и чужие проблемы в общении, личной жизни или профессии. Но что это за комплекс, как он рождается, какие мифы порождает и можно ли с ним справиться? Об этом расскажет психолог Игорь Бадиев.

Родом из детства

Игорь Валерьевич, что это за явление – комплекс неполноценности? 

– Нужно начать с того, что комплекс неполноценности – это эмоционально-когнитивный феномен. Это определенное эмоциональное отношение человека к самому себе в результате некоего когнитивного образа о том, какой он есть на самом деле и каким он должен быть.  

– Получается, это образ о себе? 

– Да, это, в первую очередь, то, как человек воспринимает сам себя. А во-вторых, насколько это представление о себе расходится с представлениями о том, каким я должен быть. Можно считать, что комплекс появляется тогда, когда есть расхождения между «я-реальным» и «я-идеальным». 

– Почему появляется это расхождение? 

– Давайте попробуем разобраться, как зарождаются образы «я-реальное» (какой я есть на самом деле) и «я-идеальное» (каким я должен быть). Образ себя есть результат усвоения внешних оценок своей личности. Наиболее активно присвоение чужих оценок происходит в детстве. Как правило, этот процесс начинается с оценивания родителями своего ребенка в сравнении с другими детьми, чего психологи не рекомендуют делать. Ведь это основа для формирования у ребенка комплекса неполноценности и неблагоприятного отношения к себе. 

Комплекс неполноценности – родом из детства, однако в некоторых случаях он появляется уже во взрослой жизни. Например, комплекс неполноценности может появиться у взрослого человека, например, в сексуальной сфере. И некоторые из этих комплексов также вышли из детства. 

Коварная привычка сравнивать

– Каков механизм формирования комплекса неполноценности? 

– Представьте: родитель говорит сыну, что он хуже, чем другой ребенок. Почему это плохо, и что происходит в мыслительных схемах ребенка? Он не просто принимает на себя негативную оценку родителей, хотя может быть с ней не согласен, но и усваивает определенный способ мышления: для того чтобы узнать, какой ты, нужно сравнить себя с другим человеком.  

– Если мама с папой меня сравнивали, то и я буду сравнивать себя с другими?

– Да. И проблема даже не в том, что если говорить ребенку – «ты плохой, а Сережа хороший», то он будет считать себя плохим. Это не так страшно, ведь оценка с возрастом может поменяться. Хуже, когда усваивается «сравнительный» способ мышления и получения информации о себе. 

Мы всегда задаем себе вопросы: успешен я или нет, есть у меня какие-то достижения или нет? Усвоенный в детстве способ получения ответа на эти вопросы говорит нам, что, для того чтобы узнать, преуспел ты в жизни или нет, нужно сравнить себя с другим человеком. Проблема заключается в том, что всегда есть люди, которые достигли больше, чем мы. Поэтому этот способ неадекватен, ведь он всегда говорит нам, что мы хуже, чем кто-то другой. 

Если мы повторяем ребенку «ты слабый», то он будет считать себя слабым. Это его «я-реальное». «Быть слабым – плохо, хорошо быть сильным. Я хочу быть очень сильным», – размышляет ребенок. Это «я-идеальное». Между этими образами большой диссонанс, который может негативно сказаться на таких явлениях, как самоотношение, самовосприятие и самооценка. 

Как справиться с комплексом?

Когда мы говорим «сильная личность», мы имеем в виду силу как некое генерализованное свойство, которое описывает всю личность целиком. Когда же говорят о комплексе неполноценности, то здесь имеют в виду тот же самый механизм, но очень узко локализованный относительно каких-то областей. 

Например, в целом человек считает себя вполне успешным, у него есть определенные достижения. Здесь большого разрыва между «я-реальным» и «я-идеальным» нет. Но в каких-то частных ситуациях и случаях он чувствует себя значительно хуже, чем другие. Например, он считает, что не умеет командовать людьми. В остальном все хорошо – он общительный, умеет договариваться, находить общий язык с людьми, но заставлять людей что-то делать помимо их воли не может. В этом он чувствует себя неполноценным. 

– Каким образом он может справиться с комплексом неполноценности?     

– Естественно, что такое положение вещей переживается человеком негативно, и его психика пытается с этим дискомфортным состоянием справиться, используя два способа. Первый способ – компенсация. Человек боится показать свою слабину и  избегает тех ситуаций, в которых проявляется его комплекс неполноценности. При этом он пытается компенсировать ущербность за счет своих сильных сторон. 

Он считает: «Да, я плохо командую людьми, но очень хорошо умею договариваться. Поэтому я не буду приказывать людям, и в той ситуации, где надо покомандовать, я постараюсь с ними договориться, тем самым «выезжая» на своей сильной стороне».   

Другой способ побороть комплекс неполноценности – гиперкомпенсация. Когда человек, чувствуя неуверенность или какую-то ущербность в определенной сфере, направляет всю свою активность именно на эту сферу. Он начинает гиперкомпенсировать свою неполноценность, доказывать себе и окружающим, что проблемы с какой-то сферой жизни у него нет. В нашем примере человек, который не умеет командовать, будет командовать всегда и везде, доказывая, в первую очередь самому себе, что он может командовать. 

Гиперкомпенсируясь, комплекс начинает делать поведение человека менее гибким, менее приспособляемым. Так, во всех ситуациях, где нужно было бы договориться, он начинает командовать. «Они хотят, чтобы я договаривался, потому что чувствуют мою слабину, сейчас я докажу им, что еще как умею командовать», – решает человек. 

Борьба с комплексом может родить маньяка

Если относительно коммуникативных навыков мы можем лавировать достаточно свободно, то в некоторых сферах жизни человека этот комплекс неполноценности может доставлять человеку огромные неприятности.  

В этом плане широко известен комплекс неполноценности, связанный с сексуальной сферой, когда неудачный первый сексуальный опыт или провалы вызывают неуверенность. И здесь есть два пути – либо компенсировать, или гиперкомпенсировать комплекс. 

Но как можно компенсировать сексуальную сферу жизни? Человек либо начинает избегать сексуальных контактов и исключать из своей жизни одну из важнейших составляющих жизни человека. Либо он гиперкомпенсирует комплекс, вступая в многочисленные половые контакты, ведя разгульный образ жизни, доказывая самому себе, что он является вполне себе сексуально состоятельным. Но его поведение в результате становится девиантным. 

– Отсюда родом, наверное, маньяки и насильники?

– Да, глубина и степень выраженности комплекса неполноценности, способ его гиперкомпенсации могут давать огромное количество различных вариаций вплоть до отклонений. 

Комплекс Наполеона

Комплекс неполноценности оказывает большое влияние на нашу жизнь, и в некоторых случаях это влияние может оказаться определяющим в жизни человека. Но нужно понимать, что комплекс неполноценности – это результат нашего субъективного восприятия самого себя. Это не результат объективной действительности, даже в тех случаях, когда есть реальные, объективные условия для восприятия себя таким образом. Это вопрос нашего отношения к себе. 

Например, считается, что у Наполеона был комплекс неполноценности, связанный с его маленьким ростом, поэтому, компенсируя его, он якобы начал захватывать Европу. Но мы должны понимать, что у человека, который обладает совершенно маленьким ростом в силу генетических особенностей, может и не быть этого комплекса. Потому что он воспринимает себя положительно, принимает себя таким, какой он есть, знает свои сильные и слабые стороны. Поэтому у него этого комплекса может и не быть. Так же, как и у людей, страдающих лишним весом, людей с ограниченными возможностями. 

Достаточно распространенное заблуждение, что мужчины, которые стремятся приобретать большие дорогие автомобили, тем самым компенсируют свои комплексы неполноценности в сексуальной сфере. Нет, это искаженная трактовка психоаналитической интерпретации комплекса неполноценности. Да, в результате определенного комплекса неполноценности человек действительно может компенсировать его таким образом. Но не всегда, когда у мужчины есть большой автомобиль, это значит, что его владелец что-то компенсирует. 

Принять себя таким, какой есть

– Если комплекс неполноценности родом из детства, что нужно посоветовать родителям?

– Чтобы комплексы не появлялись, лучше, конечно же, их предупреждать. Еще раз не лишним будет сказать, что оценивать личность с другой личностью – некорректно. Сравнивать ребенка можно только с самим собой, с его прошлым. Сравнивать себя с другим человеком – это неправильно и неадекватно, потому что изначально все мы находимся в разных условиях. 

Комплекс неполноценности впервые проявляется в подростковом возрасте в связи с активным развитием самосознания. «Джастин Бибер в свои 15 лет уже миллионами ворочал, а я в его годы ни на что не годен, я никто», – размышляет подросток. Это классический пример усвоения ребенком способа мышления о себе, который привили ему родители: найти внешний референт, относительно которого он будет чувствовать себя ущербными, и сравнить себя с ним. 

Справиться с комплексом можно в результате познания, осознания и самопринятия. Нужно принимать себя таким, какой ты есть. Чтобы начать принимать себя, нужно, в первую очередь, сначала обратиться к психологу, потому что самого себя человеку очень сложно оценить. Нужен кто-то, кто будет отражать твою оценку самого себя, кто будет выступать в роли зеркала. Консультацию психолога можно получить в нашем Центре диагностики и консультирования.

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один»
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
^