22.11.2017
Власти байкальских регионов объединяют усилия в борьбе с федеральными ограничениями

Накопившиеся проблемы Байкальской природной территории, безусловно, сразу не решить. Впрочем, сегодня власти трех регионов совместно с депутатами Госдумы смогли четко сформулировать основные вопросы и представить поэтапные планы по их разрешению.

О наболевшем

Недавно состоялось совместное заседание межправительственной рабочей группы по вопросам развития Байкальской природной территории и межфракционной рабочей группы «Байкал». Обе эти структуры сейчас работают над корректировкой законодательства в той его части, которая мешает социально-экономическому развитию байкальских регионов и накладывает ограничения на жителей этих территорий.

– Вопросов несколько. Это и перевод земель лесного фонда в земли населенных пунктов – то, что у нас до сих пор пока не сделано. Это решение вопроса со снятием ограничений в обороте земель, который накладывается из-за того, что прибайкальская территория – центральная экологическая зона – находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, - говорил на заседании глава Бурятии Алексей Цыденов. – Требует решения вопрос противопожарных рубок вдоль населенных пунктов. Мы поднимали вопрос по внесению изменений в законодательство в части экологической экспертизы. Чтобы не требовалось проводить экологическую экспертизу на любой объект капстроительства. Мы даже для футбольного поля проводим экологическую экспертизу. То есть имеются определенные перегибы.

Кроме того, обсуждалось и введение курортного сбора для Бурятии. Эта мера, по мнению главы, необходима, чтобы у властей были ресурсы для создания условий туристам.

– Я знаю, что уже на площадке Государственной Думы наши предложения прорабатываются. Есть уже определенные наработки. И уверен, что сегодняшняя наша совместная работа позволит еще более плотно подойти к решению этих вопросов. Выйти уже на какие-то окончательные редакции законопроектов, – говорил Алексей Цыденов.

«Наводить порядок в отрасли»

Для разрешения большинства проблем, касающихся экологии, необходимы поступления из федерального бюджета. Сейчас действует госпрограмма «Охрана озера Байкал», которую продлили до 2020 года. В ней запланированы значительные средства. Однако у минприроды Бурятии на этот счет есть собственная точка зрения.

– Мы считаем, что средств, выделенных в рамках ФЦП «Охрана озера Байкал» до 2020 года, нам недостаточно, для того чтобы реализовать все наши планы, – говорил министр природных ресурсов Юрий Сафьянов. – Мы предлагаем дополнительные мероприятия на общую сумму 38,8 миллиарда рублей. Срок реализации предлагаем продлить на десять лет – с 2020-го по 2030 год. В части реализации предлагаем также все наши проблемные вопросы в части несовершенной работы очистных сооружений и строительство новых объектов для размещения отходов.

Кроме того, для наведения порядка в области сбора и утилизации мусора необходимо внедрение института регионального оператора. Однако сегодня есть факторы, которые тормозят этот процесс. Так, есть поручение президента страны, в котором говорится, что Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край должны разработать единую схему обращения с отходами.

Впрочем, власти трех регионов проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что это нецелесообразно. Тем более у каждого субъекта Федерации имеется собственная схема, на основании которой уже можно начинать работать.

– Поэтому мы считаем, что подобная работа приведет к срыву сроков внедрения регионального оператора. И для нас крайне непозволительно оставлять ситуацию в подобном виде. Территориальная схема разработана, необходимо переходить к выбору регионального оператора и наводить порядок в отрасли, – говорил Юрий Сафьянов.

Две точки зрения

Не менее важный вопрос – экологическая экспертиза всех строительных проектов на Байкальской природной территории, которая сильно осложняет экономическое развитие Бурятии и соседних регионов.

– Указанные нормы существенно повлияли на снижение социально-экономического роста региона. В частности, строительство нового жилья, реконструкция ветхого жилья, объектов социальной инфраструктуры, в сфере здоровья, физической культуры и спорта, – пояснял Сергей Тен, председатель межфракционной рабочей группы «Байкал».

Из-за этого в полтора раза выросли сроки получения разрешения на строительство. А выполнение майских указов президента, касающиеся обеспечения сирот и многодетных семей жильем, оказалось под угрозой.

На сегодня подготовлены два законопроекта, смягчающие нормы прохождения экологической экспертизы. Один разработан Минприроды России. Однако в нем есть множество недостатков. Так, послабления коснутся только строящихся объектов в сфере образования и здравоохранения. Причем не всех, а только тех, которые возводятся за бюджетные деньги.

– То, что вы сказали: «спортивных объектов нет». Если футбольному полю и школьному спортивному залу нужно проходить экологическую экспертизу, то это, мягко скажем, необоснованно. Потом, вы привязываете к бюджетному финансированию. Мы сейчас привлекаем частное финансирование для строительства детских садов. Получается, у нас бюджетный детский сад будет без экспертизы, а частный детский сад – с экспертизой. Мы изначально создаем неравные условия, – говорил Алексей Цыденов.

Между тем есть и второй законопроект, подготовленный рабочей группой «Байкал», состоящей из депутатов Госдумы. В нем прописаны гораздо более широкие меры по снижению нагрузки на байкальские регионы.

– Мы законопроект, представленный министерством в таком виде, поддерживать не будем. Я предлагаю нам совместно его доработать. Для нас не имеет значения, от кого этот законопроект будет вноситься. Для нас самое главное – это интересы регионов, интересы людей, – отметил Сергей Тен.

Таким образом, два документа, скорее всего, объединят в один компромиссный вариант, который должен серьезно облегчить жизнь Бурятии и соседним регионам.

Станислав Сергеев, «Номер один». 
^