Как не попасть в плохую компанию

В старших классах любому подростку приходится делать жизненно важный выбор
A- A+
«Мой 14-летний сын обратился ко мне с проблемой. «Мама, в нашем классе почти все курят и матерятся, пьют пиво. Тех, кто так не делают, считают «лохами». Что мне делать?». Сын рассказал, что авторитетом в классе пользуются только те ребята, которые не боятся за гаражами «показать себя» именно с этой стороны. Отличники, спортсмены и все остальные одноклассники стоят на нижней ступени иерархии. Наша читательница спрашивает: «Как помочь сыну? Я боюсь, что он не сможет противостоять большинству. Кстати, идти к психологу он категорически не хочет». На вопрос нашей читательницы отвечает психолог Игорь Бадиев.

Подростки – зеркало общества

– Игорь Валерьевич, что делать родителям, если они столкнулись с таким шокирующим откровением?   

– В первую очередь, нужно порадоваться. Почему это позитивный момент? Разбирая в одной из бесед особенности подросткового возраста, мы с вами говорили, что для подростков характерно отгораживание от мира взрослых, создание своего собственного мирка, очень закрытого и недоступного для родителей. 

Если к вам приходит 14-летний ребенок со своей проблемой, связанной со сверстниками, это говорит о том, что он вам доверяет. Скорее всего, у вас очень хорошие отношения с сыном, и вы пользуетесь у него авторитетом. Этот положительный момент нужно обязательно проговорить с ребенком – сказать, насколько вы рады тому, что сын обратился с проблемой именно к вам.   

Этот частный случай, конечно, нужно разбирать более детально при личной встрече с родителями и ребенком. Все может быть не так однозначно, вполне возможно, что ребенок просто манипулирует родителями. Он проверяет, как родители отреагируют на его курение. Может быть, он так привлекает к себе внимание или действительно делится реальной историей. 

Давайте разберемся, как помочь ребенку, если он на самом деле оказался перед подобным выбором. Нужно сказать, что подобная ситуация – большая проблема не только данной школы или класса. Это проблема всего общества, где асоциальные, девиантные формы поведения оказываются источником завоевания социального статуса и престижа. 

Помните, в 90-е годы было то же самое – человек, который демонстрировал законопослушное поведение, вряд ли мог достичь высот. Определенный статус завоевывали те, кто шел на нарушение правил. Подростки – это зеркало общества, они, как лакмусовая бумажка, первыми реагируют на все изменения в социально-экономической сфере. 

Угроза быть отвергнутым

Другой аспект вопроса заключается в сути обращения подростка к матери. Для детей этого возраста быть в компании сверстников, занимать определенный статус – жизненная необходимость. 

– Почему подростку важно принадлежать к группе?

– Одна из особенностей подросткового возраста – стремление группироваться. Дело в том, что в этом возрасте ведущим видом деятельности, в ходе которой формируются психологические новообразования, является общение со сверстниками. В результате этого общения человек осваивает определенные социальные роли, он научается общаться, выстраивать межличностные, интимные, формальные отношения. Это этап усвоения социальных навыков и ролей. В процессе общения идет активное формирование личности человека. 

В этом плане для 14-летнего парня очень травматична угроза, что его не примут в группу, что ему не удастся реализоваться в общении. Отверженность может негативно сказаться и на личности подростка, и на его эмоциональном состоянии. Родителям нужно понимать, насколько это важно для ребенка. Если отец скажет ему: «Да наплюй ты на них, не обращай внимания, уйди, да и все», подросток может воспринять эти слова как обесценивание его проблемы. Это для нас, взрослых, нормально не общаться с теми, кто нас отвергает, а для подростка такой способ решения проблемы просто неприемлем. Для него это очень серьезно.    

Следующий момент, на который мы должны обратить внимание, – это категорический отказ ребенка идти к психологу. О чем это свидетельствует? Это говорит о том, что у подростка присутствует страх и недоверие к взрослым специалистам, которые призваны помогать ему разрешать такие проблемы. Вероятней всего, подросток считает, что его проблема будет разрешена жестко: будет поднята шумиха, начнут разбираться, кто курит, кто нет, начнут принимать репрессивные меры. 

– А если родители начнут разбираться – пойдут в школу, устроят скандал? 

– Когда подросток приходит и рассказывает нам, что в классе все курят, понятно, что нас  так и тянет пойти в школу и разобраться, что там происходит. Родители должны понимать, что подросток должен научиться справляться со своими проблемами сам. Мама с папой не должны решать проблемы за ребенка. 

– Чем чревато стремление мам и пап огородить дитя от сложностей?

– В результате ребенок не будет уметь решать проблемы, будет несамостоятельным. А для подростка это сильнейший удар по его положению в среде сверстников, по его авторитету, по его социальному статусу в подростковой среде. Факт публичного вмешательства родителей в школьную ситуацию может переживаться гораздо тяжелее, чем сама конфликтная школьная ситуация. 

Развилка выбора – за подростком

Безусловно, то, что в подростковых группах степень крутизны определяется асоциальным поведением, – определенный звоночек для нас, взрослых. Повод задуматься, почему так происходит. Это проблема глобального масштаба. Но в задачи родителя, конкретного учителя или психолога, которые столкнулись с данным случаем, не может входить  постановка на путь истинный всей школы или всего класса. Здесь вопрос в том, что ценности и нормы подростка расходятся с ценностями и нормами группы. Вот в чем основная проблемная ситуация этого случая. 

Что мы делаем, когда наши нормы расходятся с нормами группы? Для индивида есть три пути решения: принять групповые нормы, уйти из группы и найти ту группу, чьи нормы будут соответствовать моим, и третий путь – изменять нормы этой группы. 

Какой именно путь выберет человек – вопрос индивидуального выбора. В данном конкретном случае психолог не может принять решение за подростка – «выбери этот путь, а не этот». Ребенок должен выбрать тот или иной путь самостоятельно. Наша задача – сделать так, чтобы подросток подошел к выбору ответственно, с полным осознанием всех последствий. 

Я ни в коей мере не хочу сказать, что психолог ответит подростку: «Поступай как хочешь, тебе решать, курить или нет». Это не так. Тот факт, что подросток рассказал о проблеме матери, говорит о том, что он не хочет принимать групповые нормы и вряд ли примет. Вопрос в том, что ему делать, и здесь мы не можем ему указывать. Мы можем поделиться своим жизненным опытом, рассказать, как мы поступали, оказываясь в подобных ситуациях, как мы выходили из них, к чему это привело. Мы можем поддержать подростка – дать ему понять: что бы он ни выбрал, он в любом случае останется нашим сыном и у него всегда есть тыл и почва под ногами. 

Спасет общение «со своими»

– Если ребенок выберет второй путь (уйти из группы), нужно ли ему будет переходить в другую школу? 

– Тут вопрос не в физическом выборе, не в выборе класса, а в выборе референтной (значимой) группы. Почему подростком так тяжело переживается групповое отвержение? Потому что для него класс является референтной группой. Мы можем показать ребенку, что может быть другая значимая группа, с которой у него совпадают нормы и ценности, и физическое его пребывание в той или иной группе по сути своей второстепенно. При наличии другой, близкой ему по духу референтной группы отверженность в классе не будет иметь для ребенка психологических последствий. Да, он будет учиться в достаточно враждебной среде. Но он не будет переживать это как отвержение, он будет принимать это как усложненные условия жизни, что ведет к закалке характера и формированию сильной личности. 

– Где ребенок может найти эту другую референтную группу? Это секции, кружки? 

– Да, это может быть любая группа, разделяющая с ним его интересы. В нашем случае у подростка, скорее всего, уже есть значимая группа, просто он еще сам не осознает, что это за группа и на кого он ориентируется. Осознав и поняв это, подросток может достаточно успешно справиться со сложившейся ситуацией. 

– Если родители курят, нужно ли исключить из жизни эту привычку, чтобы не подтолкнуть ребенка к выбору в пользу сигарет?

– Вовсе не обязательно, что если родители курят, то и ребенок будет курить. Это, в первую очередь, вопрос отношения родителей к своему курению. Если они осознают, что курение  для них – проблема, с которой они не могут справиться, ребенок это видит: «Курение – это проблема, зачем мне повторять ошибки родителей?» То же самое касается и алкоголя. Ребенок перенимает не поведение, а отношение родителя к этой привычке. 

Дети учатся на поведении взрослых, но в этом возрасте они уже не перенимают его слепо. Они учатся, наблюдая и  анализируя. Прямое копирование поведения родителей происходит в раннем возрасте у детей двух-пяти лет. В подростковом же возрасте ребенок не копирует, а анализирует поведение взрослых и может извлекать уроки из чужих ошибок. 

– Обязательно ли матери этого подростка обращаться к психологу? 

– Самостоятельно справиться с этой ситуацией можно, но у родителей, как правило, подобного рода проблемы вызывают очень сильный накал эмоций. Судить холодным разумом очень трудно. Поэтому и стоит обращаться к специалистам. Если ребенок отказывается идти на прием к психологу, родитель может самостоятельно проконсультироваться у нас в Центре диагностики и консультирования. Это нужно, чтобы прояснить ситуацию и понять, как можно помочь ребенку. 

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.