Медицина глазами врачей

Кандидаты на пост министра здравоохранения вскрыли все проблемы отрасли
A- A+
Большинство из кандидатов на эту должность знает реальную картину бурятского здравоохранения, все его изъяны и проблемы. Но в обычное время о них молчат. Однако в своих программах кандидаты на пост министра выплеснули весь ворох проблем, накопившихся в сфере здравоохранения Бурятии. А правительство эти программы опубликовало, дав нам возможность взглянуть на общую картину того, что творится в отрасли. И от этой картины становится как-то не по себе.

Рекордсмены по смертям

Среди цифр, которыми сыпали в своих программах развития отрасли, было крайне мало позитивных. Смертность, заболеваемость, бесплодие и прочее и прочее – все это у нас, как оказалось, на «высоком» уровне.

«Установлено, что за последнее десятилетие заболеваемость населения РБ постоянно растет, что связано, с одной стороны, с ростом доли пожилого населения… с более эффективной выявляемостью заболеваний, а с другой стороны, с неэффективностью системы профилактики и предотвращения заболеваний. Рост заболеваемости населения РБ за десять лет составил 12 процентов. Ведущее место занимают болезни органов дыхания, кровообращения, глаз, пищеварения, костно-мышечной системы и травмы», – пишет в своей программе кандидат в министры Владислав Саганов.

Другая соискательница привела еще более страшные цифры. И сравнила их с общероссийскими показателями. Оказывается, младенческая смертность в Бурятии на 1000 родившихся живыми детей составляет 6,5, тогда как по России – 6. Смертность от ДТП на 100 000 населения в Бурятии – 12,9, в России – 10,8. Доля злокачественных образований, выявленных на ранних стадиях: в Бурятии – 43,2 процента, в России – 54,5 процента.

– Основные причины невыполнения индикаторов связаны с применением устаревшей управленческой деятельности. Главной ошибкой является несоблюдение единых регламентов и стандартов работы, информация скрывается, и возникают сложности контроля, – констатирует кандидат в министры Виктория Нихланова.

Сибирская язва не дремлет

Особую озабоченность врачей вызывает низкий уровень приобщенности населения Бурятии к здоровому образу жизни. Так, у многих кандидатов в программах звучали цифры: у 32 процентов населения Бурятии выявляется артериальная гипертония, у 28,3 процента пациентов – гиперхолистеринемия. Среди взрослого населения курит более 60 процентов мужчин и 20 процентов женщин. Избыточный вес отмечается у 20 процентов школьников, 33 процентов мужчин и 55 процентов женщин.

При этом государство со своей стороны тоже делает далеко не все, для того чтобы уберечь собственное население от болезней. Пример тому – экономия на прививках.

«В 2016 году от укусов клещей пострадали 3797 человек, из них 37 процентов детей, клещевым вирусным энцефалитом заболело 47 жителей республики, – пишет соискатель Вячеслав Тимкин. – За последние 20 лет зарегистрировано четыре вспышки сибирской язвы. Поэтому в рамках иммунизации населения, не предусмотренной Национальным календарем прививок, надлежит рассмотреть вопрос о выделении средств муниципального бюджета на проведение подобных прививочных кампаний».

Кроме того, по мнению того же кандидата, Бурятии пора бы обратить внимание на трансплантологию. Сегодня, опять же, учитывая приведенные цифры, эта тема актуальна как никогда.

«На сегодняшний день на территории республики проживает порядка 300 человек, живущих за счет аппарата искусственной почки, как кандидат на пересадку донорской почки может претендовать каждый второй из данной группы пациентов», – рассказал в своей программе Вячеслав Тимкин.

Присмотритесь к психике

Печальная картина вырисовывается и в части деторождения. По итогам прошлого года из числа женщин, закончивших беременность, анемией страдали 38,5 процента, отеками, протеинурией и гипертензивными расстройствами – 9,1 процента. Доля детей, родившихся с различными заболеваниями, составила 34,5 процента.

«Показатель женского бесплодия за пять лет увеличился на 16 процентов, частота абортов составляет 28,5 на 1000 женщин, как следствие – рост числа бесплодных семей, нуждающихся во вспомогательных репродуктивных технологиях, – пишет Эльдар Салахи, еще один кандидат в министры. – 33 процента детей проживают в семьях с доходом ниже прожиточного минимума, особенно в сельской местности, пренебрежение родительскими обязанностями влияет на показатель младенческой смертности».

Кроме того, по мнению Эльдара Салахи, высокая доля самоубийств и дорожного травматизма определяет приоритет развития психиатрии и травматологии.

«Нарастание распространенности наркологических расстройств (1283,8 на 100 тысяч населения), заболеваемости психиатрическими расстройствами (3275,3 на 100 тысяч населения) на фоне малой практики психосоциальной терапии и реабилитации», – пишет он.

Некому лечить

Если говорить о причинах печальной статистики, то все они давно известны. Одна из них – удручающее состояние медицинской инфраструктуры в Бурятии.

«Фактическое состояние сельских стационаров участковых и ЦРБ не соответствует предъявляемым требованиям ни по мощности, ни по материально-техническому оснащению, ни по составу и квалификации кадров и специализации коечного фонда, – пишет кандидат Владислав Саганов. – Доля учреждений, находящихся в аварийном состоянии и требующих капитального ремонта, по-прежнему высока и составляет 45 процентов. В большинстве ЛПУ РБ требуется обновление медоборудования».

Ему вторят практически все врачи, кандидаты на пост министра здравоохранения Бурятии:

«Медицинское оборудование по отрасли изношено на 60 процентов, в 65,4 процента случаев оснащение не позволяет соблюдать стандарты и порядки, установленные Министерством здравоохранения России», – пишет Елена Ильина.

Ну, и самая наболевшая проблема – отсутствие кадров. Не секрет, что в республике катастрофически не хватает специалистов. Причем как врачей, так и медперсонала.

«Проблема дефицита медицинских кадров в Бурятии ежегодно остается наиболее актуальной. Дефицит врачебного персонала по итогам 2016 года составил 36,2 процента, среднего медицинского персонала – 24 процента, младшего медицинского персонала – 19 процентов», – пишет Вячеслав Тимкин.

Конечно, это провоцирует возмущение со стороны населения. Так, из всех жалоб, поступивших на горячую линию минздрава Бурятии, 35 процентов – жалобы на невозможность своевременной записи к узким специалистам.

Сэкономить на замах

И завершим наш обзор состояния медицины в Бурятии программой победителя конкурса – уже почти назначенного главой республики министра здравоохранения Дамбинимы Самбуева.

Здесь есть на что обратить внимание. Помимо стонов о необходимости модернизации инфраструктуры и решения кадрового вопроса он предложил заглянуть внутрь самой системы. Как оказалось, в ней множество изъянов, которые нужно срочно исправлять.

«Анализируя штатное расписание, согласованное с министерством здравоохранения и утвержденное главным врачом, констатируем следующее: у главных врачей двух медицинских организаций восемь заместителей, также в двух – по семь заместителей, в трех – по шесть заместителей, в шести – по пять заместителей, в 14 – по четыре заместителя, в остальных по три и менее заместителя», – пишет теперь уже министр, добавляя, что главврачу «для счастья» нужно не больше четырех заместителей.

Он уверен, что, оптимизировав кадровую составляющую, можно сэкономить кучу денег. Причем не только через сокращение замов.

– В государственных медицинских организациях утверждены 873 штатные единицы бухгалтерии, экономических служб и штатных единиц сотрудников, занимающихся государственными закупками. Эти вопросы требуют оптимизации, – уверен Дамбинима Самбуев.

Кроме прочего он предлагает избавиться от платных услуг в больницах Бурятии. Причем полностью. Поскольку, «оказывая платные услуги налогоплательщику оборудованием, купленным на деньги того же налогоплательщика, они дважды заставляют заплатить за бесплатную услугу».

Таким образом,  при взгляде на программы кандидатов в министры приходит понимание, что победителю достается отрасль в тяжелом, если не кризисном, положении. Большинство программ в качестве выхода из ситуации гласили, что нужно привлекать миллиарды и миллиарды бюджетных денег. Но пока этих денег нет. А значит, остается уповать на управленческие качества нового министра.

Владимир Пашинюк, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.