Виртуальная жизнь

Чем опасно общение в компьютерном мире?
A- A+
Мы давно уже живем в мире, полном информации и виртуального общения. Мы привыкли переписываться в вайбере, зависать в социальных сетях и читать новости в Интернете. Какие подводные камни поджидают нас в интернет-пространстве и чем может обернуться чрезмерно долгое погружение в другую реальность – расскажет психолог Игорь Бадиев.
     
Когда средства становятся целью

– Игорь Валерьевич, в современном мире компьютерные технологии, Интернет, социальные сети и гаджеты стали неотъемлемой частью нашей жизни. Многие уходят в виртуальный мир с головой, зависают в онлайн-играх, становятся зависимыми от  телефонов. Опасны ли для нашей психики такие перемещения в другую реальность? 

–  Сегодня мы уже не представляем себе жизни без Интернета, мессенджеров и социальных сетей. Как любое новое явление, интернет-технологии несут в себе определенные угрозы. 
Выскажу свое личное мнение. Интернет, компьютеры, гаджеты – это очень удобные инструменты, которые призваны облегчить нам жизнь, и воспринимать их следует именно таким образом. Но, к сожалению, люди не научились пользоваться этими средствами и часто делают из них цель своей жизни, а в некоторых случаях и заменяют саму жизнь. 

Это главная угроза, с которой сталкивается современный человек. На мой взгляд, она исходит из низкой информационной компетентности людей. Дело в том, что мы еще не умеем пользоваться этими средствами и не понимаем, как к ним относиться. Кто-то полностью уходит в виртуальный мир, в онлайн-игры, а кто-то, напротив, требует вообще запретить Интернет.  

Идеальный способ побега от реальности 

Давайте попробуем разобраться, что же такое виртуальный мир, каковы его особенности, психология виртуальной жизни и общения. Основная угроза, которую несет виртуальный мир, – это формирование зависимости от него. Здесь нам нужно вспомнить, что такое зависимость – это изменение собственного психического состояния с целью ухода от реальности. 

Интернет и онлайн-игры выступают как способ ухода от действительности. А так как виртуальный мир обладает огромным потенциалом – фактически он моделирует реальность, то он становится идеальным способом убежать от проблем и жизненных неурядиц. В пабликах мы можем видеть множество сообщений о том, что мужья уходят в онлайн-игры, играя сутками напролет в танки, забывая о семье. Кто-то сидит в соцсетях, теряя связь с реальностью. Это проявления компьютерной или игровой зависимости. 

Когда говорят об игровой зависимости, нужно различать компьютерную зависимость и гемблинг – зависимость от азартных игр. Они могут смешиваться. В компьютерной зависимости игра выступает как способ модели какого-то мира, и человек туда уходит. А в гемблинге агентом, вызывающим зависимость, выступает не сама игра, а чувство азарта. 

Возможность быть кем угодно

Мы должны понимать, что этот вид зависимости – один из самых тяжелых и сложных в силу специфики аддиктивного агента. Наркотик не моделирует окружающий мир, человек просто уходит в какой-то другой мир эмоциональных переживаний. Здесь же, в виртуальном мире, мы можем быть кем угодно, даже тем, кем никогда не будем. 

И, естественно, при наличии ряда психологических предрасположенностей и психологических проблем у человека может возникнуть желание изменить свою личность, и хотя бы в виртуальном мире быть кем-то другим.    

Когда мы говорим о компьютерной зависимости, тут, так же как с трудоголизмом, есть опасность гипердиагностики. 

– Что это значит? 

– Очень часто близкие начинают волноваться, что человек слишком много времени проводит за компьютером. Определить, является ли он зависимым, достаточно трудно. Ведь для многих компьютер – это средство заработка. Сейчас существует целый ряд профессий, связанных с работой в Интернете. Поэтому сначала мы должны разобраться, с какой целью человек использует компьютер. Является ли он средством для достижения цели или это самоцель. Если последнее, то это для нас тревожный звоночек. 

– Что делать, если у человека компьютерная или игровая зависимость?

– Осознание проблемы – это половина ее решения. Если человек понимает, что у него определенные проблемы во взаимодействии с виртуальным миром, то, безусловно, ему нужно предпринимать меры, для того чтобы не пасть жертвой другой реальности. Должна быть некая психогигиена. Если человек понимает, что у него возникают проблемы в реальном мире из-за виртуального, значит, нужно пересмотреть свое отношение к данному явлению. Как минимум – ограничить время, проводимое за компьютером или игрой.  

Информационный стресс

Другая особенность виртуального общения заключается в том, что мы получаем огромное количество информации, которую мы просто-напросто не в состоянии переработать. На нас отовсюду сыплются рекламы, новости, ссылки. Перегруженность информацией может вызвать информационный стресс.  

– Как он возникает и чем чреват?

– Когда информации очень много, человек начинает плохо ее фильтровать. Под действием информационного стресса те фильтры, через которые мы пропускаем информацию, начинают работать с перебоями. Но так как информации очень много, нам не хватает сил, чтобы оценивать степень ее достоверности, и мы начинаем верить тому потоку, который на нас сыпется. Так возникают и распространяются массовые истерии, паники. Неправдоподобные сообщения очень быстро перетекают по соцсетям, и дезинформация разрастается, как эпидемия.     

– Как бороться с информационным стрессом? 

– Мы должны понимать, что не можем воспринять всю информацию, и нам жизненно необходимо что-то игнорировать. Если мы не будем этого делать, мы утонем в этом стрессе. А, как мы помним, финальная стадия стресса – это истощение, которое сказывается и на физическом здоровье. 

Общение текстом чревато искажениями

– Каковы особенности общения в Сети? 

– Общаясь в Интернете, мы, как правило, говорим при помощи текста. К сожалению, великих литераторов среди нас очень мало, редкий человек может передать всю гамму эмоций в нескольких строках. Да и мало кто может воспринять этот текст. Когда мы общаемся вживую, мы по большей части воспринимаем не столько вербальную информацию, сколько эмоциональную информацию. Порядка 75 % всей информации передается невербально – через интонацию, тон, мимику, жесты. 

Когда мы общаемся лицом к лицу, мы не заостряем на этом внимание. Однако когда мы начинаем передавать ту же самую информацию при помощи текста, мы упускаем львиную долю того, что хотели бы сказать. Передаем лишь основную логическую суть, которая лишена эмоциональной окраски. Можем, конечно, добавить смайликов, но они малоинформативны. 

Воспринимающий информацию не видит собеседника и не воспринимает невербальные сигналы, в итоге интерпретирует ее через призму собственного отношения. В результате у нас происходит искажение информации, когда один человек что-то пишет, но его слова трактуются собеседником в абсолютно противоположном значении. На этой почве возникают конфликты и неадекватные реакции. 

Пользуясь гаджетами и современными средствами связи, мы должны достаточно хорошо понимать как их достоинства, так и ограничения, которые они в себе несут. Свою активность в виртуальной реальности мы должны контролировать другим способом, чем мы контролируем свою активность в реальной жизни. Если где-то мы можем сыронизировать, то, например, в вайбере это сделать сложно. Даже если мы снабдили свою фразу множеством смайликов, не факт, что ее воспримут не как иронию, а как насмешку или угрозу. 

В виртуальном пространстве должна быть этика поведения. Еще раз подчеркну: компьютерные технологии – это лишь средство, которое нужно использовать по своему прямому назначению. 

Компьютер – детям 

– Нужно ли ограничивать времяпровождение детей за компьютерами и в гаджетах? 

– Не забывайте, что компьютерные технологии – это средство для общения, учебы, работы и отдыха, а средство не может выступать в качестве наказания или поощрения чего-либо. К сожалению, родители этого не понимают и часто используют компьютерные игры в качестве поощрения или наказания, тем самым формируя у ребенка сверхценное отношение к игре, компьютеру или Интернету. Как обычно ведут себя родители? «Получил двойку – не играешь на компьютере», – заявляют они. Но это неправильно. Между поступком и его последствием должна быть связь: «Получил двойку – исправляй». А время, отведенное для игр и развлечений, должно быть у ребенка независимо от успехов и неуспехов, от провинностей или достижений.

Еще одна ошибка родителей – использование компьютеров и гаджетов в качестве заменителя собственного общения. Чтобы ребенок не мешал и не отвлекал от важных дел, мама с папой дают малышу планшет: «На, посмотри мультик». Гаджеты не должны выступать не только в качестве поощрения или наказания, но и в качестве заменителя общения с родителями. Это первый шаг подсаживания ребенка на компьютерную зависимость. 

Особо обеспокоены родители подростками, которые подолгу сидят за компьютерами, в соцсетях или в телефоне. Мы должны понимать, что соцсети – это средство общения, а для подростка общение – это основной вид деятельности. В этом возрасте ребенок должен общаться. Беспокоиться нужно, если использование соцсети заменяет подростку реальное общение. Если среди двухсот его «друзей» или подписчиков не оказывается людей, которых он знает в реальной жизни, можно говорить, что у ребенка идет подмена реального мира виртуальным. Выйти из компьютерного мира подростку может помочь психолог.     
 
Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.