«Матрешечные» истории

За обогащение коммунальщиков из северных районов платит вся республика
A- A+
Пока власти заявляют о том, что с «матрешками» покончено, в северных районах полным ходом идет распил «электрических» денег. Компании ЖКХ успешно собирают с населения плату за энергию, но дальше их кармана платежи, как правило, не уходят. Казалось бы, есть и правоохранительные органы, и муниципальные власти, и целый зампред правительства, которые все вместе должны следить за порядком в отрасли. Но годы идут, а «матрешки» никуда не исчезают. А расплачиваются за чью-то жадность простые жители республики.

Из чужого кармана

Для начала расскажем, что же кроется за термином «матрешки». В Бурятии уже много лет как наметилась тенденция: компании ЖКХ, чья задача – собирать с потребителей деньги за энергию, в том числе электрическую, появляются и исчезают каждый год.

Допустим, перед отопительным сезоном создается условная компания ООО «Стрекоза» (насекомое выбрано не случайно, ибо продолжительность жизни так же невелика), и каким-то образом получает право на обслуживание населения условного района. Собираемость платежей – высокая, так что денег в бюджет предприятия приходит немало. Дальше по схеме платежи должны уходить «Читаэнергосбыт», от него – МРСК Сибири.

Вот только «Стрекоза» делиться не любит и собранные деньги отдавать не торопится. Долги перед энергетиками копятся, пока отопительный сезон не подойдет к концу. Тогда «Стрекоза» благополучно отправляется на банкротство. Далее выясняется, что ни имущества, ни капитала у предприятия нет, а значит, и взыскивать долги не с кого.

К следующему сезону открывается новая компания – «Стрекоза плюс», с теми же учредителями, и история повторяется. Такая схема действует в северных районах уже многие годы.

Возникающие убытки энергетики вынуждены компенсировать, включая их в тариф для потребителей. То есть расплачиваются за «матрешек» обычные жители Бурятии.

Коммунальная вакханалия

А теперь подробнее. Только по Муйскому району задолженность предприятий ЖКХ за потребленную энергию на 1 января достигла порядка 90 миллионов рублей, из которых почти 84 миллиона – просроченная.

Основные должники – предприятия «Энерготранс плюс» (34 миллиона) и «Энерготранс+» (37 миллионов). Первое работало до 2015 года, сейчас – в процедуре банкротства. Вместо него в том же году пришла вторая компания, в названии которого знак «плюс» креативные менеджеры прописали в виде математического символа. Третий должник – «Таксимовская Коммунальная Компания», – задолжал 17 миллионов рублей. Она появилась последней – начала работу в июле прошлого года. 

И здесь стоит отдельно сказать о директоре этого предприятия. Валерий Сакуев, который ранее также возглавлял и «Энерготранс+», уже пятый раз проделывает подобные финты. Пять предприятий ЖКХ в Таксимо создавались под его началом. Итог один – все они банкротятся, по уши в долгах, освобождая место новой «матрешке». Однако на этот раз силовики решили, что господин Сакуев перегнул палку, и завели на него уголовное дело.

Из-за тотальной неуплаты и отсутствия договорных взаимоотношений между энергетиками и предприятиями ЖКХ в сентябре прошлого года было ограничено энергоснабжение на Центральной котельной. Районная администрация забила тревогу и ввела режим ЧС, ведь жители могли остаться без тепла.

Тогда к проблеме подключился даже МЧС Сибирского федерального округа. Впрочем, это никак не повлияло на бесконечные долги и не подвигло местные компании к заключению договоров.

Чуть лучше сейчас ситуация в Северомуйске. Хотя не так давно здесь тоже происходила полная вакханалия. Муниципальное предприятие «Северомуйский тепловик» еще в 2014 году отказывалось подписывать договор с АО «Читаэнергосбыт». Ведь нет договора – нет оплаты. Не помогло даже то, что организация муниципальная, то есть принадлежит районной администрации. Видимо, местные власти тоже «в теме».

В 2015 году вместо «Северомуйского тепловика» пришло ООО «Гарант плюс». Оно, казалось бы, пошло навстречу энергетикам, даже прислало пакет документов, чтобы заключить договор. Впрочем, не все документы оказались в порядке. Так, договор аренды муниципального имущества оказался недействителен. И снова – деньги ушли «налево».

Сегодня наконец удалось заключить договор с уже третьей компанией – «Тепловодокоммуникации-С». Однако это вовсе не значит, что впоследствии не возникнет проблем с оплатой.

Чиновники – в деле?

В городе Северобайкальске ситуация ничуть не лучше. Только здесь манипуляции исходят уже конкретно от местной администрации. До середины прошлого года городским комплексом ЖКХ занималось муниципальное предприятие ДТВ «Северобайкальская». На сегодня его долг – более 55 миллионов рублей, и эта сумма стабильно не снижается уже долгое время. «Читаэнергосбыт» подало на банкротство этого предприятия, сейчас дело в Арбитражном суде.

До того проблему неплатежей пытались решить цивилизованно: направляли письма городскому главе, но тщетно. Достучаться удалось только до местного Совета депутатов. В итоге на одном из заседаний был представлен доклад о финансовом состоянии ДТВ «Северобайкальская».

Оказалось, предприятие живет очень даже вольготно. Сборы с потребителей – едва ли не рекордные: отопительный сезон 2014–15 годов был полностью обеспечен «РЖД» углем на 50 миллионов рублей. За восемь месяцев 2015 года населению начислили 321 миллион рублей, собрали – 290 миллионов. Напрашивается вопрос: откуда же долги при таких сборах? И куда исчезли сотни миллионов рублей?

Впрочем, с июня прошлого года на рынке ЖКУ Северобайкальска хозяйничает уже другая компания – МП «Жилищник». Учредитель – опять же – администрация города. По старой «доброй» традиции новое предприятие уже успело накопить приличный долг – более 10 миллионов на 1 января этого года. Договор электроснабжения с «Читаэнергосбыт» до сих пор не подписан. 31 января в УФАС рассмотрено дело о незаконной передаче имущества АМО «Город Северобайкальск» в МП «Жилищник». В итоге гарантирующий поставщик вынужден предъявлять долги непосредственно собственнику – администрации Северобайкальска.

Кроме того, в этой истории фигурирует и некая управляющая компания «ТЭС», которая тоже занимается сборами с населения. Причем она работала и при ДТВ «Северобайкальская», продолжает работать и сейчас. Здесь схема «работы» немного другая. Так, в декабре 2016 года она начислила населению порядка 25–28 миллионов рублей. Но в официальных отчетах значится цифра в 19 миллионов. Спрашивается: куда ушла разница?

Судя по всему, эти деньги находятся за балансом предприятия, откуда их легко сложить в карман заинтересованных лиц. И это лишь пример. Судя по всему, в администрации регулярно показывают заниженные вдвое цифры, и чиновники, закрыв глаза, молча принимают все как есть.

Ничего не вижу, ничего не слышу

Кроме города Северобайкальск есть еще Северо-Байкальский район. От своих соседей муниципалитет ушел недалеко. Предприятия ЖКХ каждый год вырастают как грибы. В 2014 году гарантирующий поставщик заключил договоры с семью организациями района. Отсидев ровно один срок, все семеро покидают рынок по уже известной схеме, оставляя долг в 51 миллион, который не погашен и по сей день.

В 2015 году появляются новые компании под общим названием «Регистры». На этот раз их шесть. Помимо общего названия у них общий директор – Иван Каурцев. Под конец сезона – та же история: от «Регистров» остался только долг в 33 миллиона рублей. Третий круг 2016 года – и снова новые компании под руководством того же Ивана Каурцева. На сегодня они уже успели задолжать 15 миллионов. К концу сезона эта сумма может увеличиться как минимум вдвое. И нетрудно догадаться, каков будет финал.

Причем движение денег из одного «Регистра» в другой заслуживает особого внимания. Не так давно прошли госзакупки, на которых был определен управленец для компании Нижнеангарского ООО «Регистр. Ангоя». Выиграло закупки ООО «Регистр» под управлением того же Ивана Каурцева. 

Этим господином в разные годы было учреждено 18 предприятий по одному и тому же адресу. Восемь из них сегодня в стадии ликвидации. Над ними стоит уже известное нам ООО «Регистр», которое якобы управляет остальными. За это «управление» компания берет немалые деньги. Например, в прошлом году она заработала более семи миллионов. В 2015 году – почти 10 миллионов.

Стоит ли говорить, что частенько результатом такого «управления» становится банкротство. При этом схема, при которой компании платят деньги своему же учредителю и директору, сидящему по тому же адресу и с той же печатью, продолжает успешно работать.

От муниципальных властей, которые, судя по происходящему, скорее всего «крышуют» все эти схемы, ждать какой-то реакции уже не приходится. Ситуацию могут изменить лишь республиканские власти и правоохранительные органы. Однако за годы действия системы «матрешек» никаких кардинальных шагов в этом направлении с их стороны не замечено. Звучат лишь обещания и заверения о «светлом будущем» и «наведении порядка» в энергетике.

Отраслевые министерства, которые подчиняются зампреду правительства по инфраструктуре Николаю Зубареву, просто пожимают плечами. Сам зампред тоже не спешит вмешиваться, наблюдая со стороны, как простые жители Бурятии «скидываются» на хорошую жизнь коммунальным дельцам из северных районов. Ведь, в конечном счете, как уже было сказано, все убытки уходят в тариф на электричество.

Разовые акции вроде возбужденных уголовных дел на отдельных фигурантов «матрешечных» историй тоже не меняют ситуацию. Остается только догадываться о причинах тотального замалчивания и равнодушия тех, кто отвечает за благополучие жителей республики.

Владимир Пашинюк, «Номер один».

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.