10.02.2017
Улан-удэнцев на бракованных теплосчетчиках «нагрели» на многие миллионы рублей

Почти 30% общедомовых теплосчетчиков, установленных волевым порядком в многоквартирных домах Улан-Удэ, спустя пару лет вышло строя. И теперь жильцам предлагают купить новые приборы учета тепла.

Как известно, согласно закону «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», вышедшему в 2009 году, потребителям давался трехлетний срок для модернизации тепловых пунктов многоквартирных домов.  После этого в дома, не оснащенные своим прибором учета, энергоснабжающие организации обязаны были установить общедомовой теплосчетчик. Уже без учета мнения жильцов. Последним увеличивалась квартплата, и в течение нескольких лет они в обязательном порядке дополнительно платили за внутридомовой прибор учета тепла. После расчета  теплосчетчик становился собственностью жильцов. Но, как оказалось, экономии не получилось. 

Обогрели и надули?

В Улан-Удэ все пошло по кривому пути, ведь сегодня уже десятки приборов учета, за которые жильцы платили деньги, пришли в негодность из-за ужасающего брака заводов-изготовителей. И все вложения улан-удэнцев оказались экономически бессмысленны, поскольку жильцам теперь предлагается купить новый – за пару сотен тысяч рублей. 

Причем, после того как внутридомовые приборы учета выходят из строя, у жильцов тут же вырастают счета за отопление. Ведь в этом случае расчет за потребление идет уже по среднему нормативу, превышающему реальное потребление тепла.

– Всего в жилом фонде Улан-Удэ несколько лет назад по 261-му Федеральному закону целевым образом было установлено порядка 180 внутридомовых приборов учета, из которых, к сожалению, около 50 штук уже вышло из строя, – посетовал информированный источник в администрации города Улан-Удэ. – И проблема заключается в том, что ремонт подобных приборов зачастую невозможен по причине того, что сам завод-изготовитель их уже не выпускает! То же самое и с поверками подобных приборов – их предписывается отправлять по почте на завод-изготовитель на запад России. Представьте себе, сколько времени и денег все это может занимать?

Александр живет на улице Ключевской, в обычной панельной пятиэтажке. Спокойный, рассудительный, образованный. Но когда разговор заходит об общедомовом теплосчетчике, который им установили в рамках федеральной программы, его речь начинает изобиловать ненормативной лексикой.

–  Теплосчетчик марки СТУ-1 нам установили в конце 2014 года за 390 тысяч рублей в рассрочку, – нервно рассказывает он.  – В 2015 году он еще давал показания, пока в конце года не накрылся медным тазом, причем нам стоило немало усилий, чтобы сделали перерасчет по теплу за тот год. Затем теплосчетчик отправили на завод-изготовитель, и 2016 год нам считали уже по среднему, по максимальному, тарифу.

Причем часть жильцов уже выплатили деньги за счетчик, а остальные продолжают платить за брак. Это как бракованный дорогой смартфон, который вы купили в кредит и продолжаете платить непонятно за что.

– Вся экономия ушла коту под хвост, а на новый счетчик народ уже не поднимешь, – сетует жилец дома. – Нам уже предлагали приобрести новый, но люди просто посылают всех на три буквы. 

Богатые платят в два раза меньше

Валерий Киндрась, председатель ТСЖ «Экогород», убежден, что все зависит от инициативности самих жильцов. В ТСЖ, которым он руководит, входят люди, которые сами покупали жилье. Соответственно, там несколько выше уровень благосостояния, чем в обычных многоквартирных домах, построенных в СССР. Причем с ростом уровня жизни интерес к экономии на крупных затратах, таких как отопление, только возрастает.

– Нам предложили внутридомовой теплосчетчик за 360 тысяч рублей вместе с монтажом, как в обычных старых пятиэтажках, но мы нашли другую организацию, и нам прибор обошелся в 200 тысяч, – говорит Валерий Киндрась. – К тому же, если жители обычных домов покупали общедомовой прибор учета за счет дополнительных накруток к квартплате, то нашим жильцам он фактически обошелся даром. Мы не стали перечислять деньги жильцов на капремонт в Республиканский фонд капремонта, а направили их на спецсчет, и уже из них оплатили прибор учета. 

По словам Валерия Киндрась, счета за теплоэнергию после установки теплоприбора фактически стали приходить в два раза меньше, чем если бы они платили по нормативу. То есть инициативные люди, мало того что ничего не платили за теплоприбор, так еще и экономию получают двукратную!

Не оборудовать – не продать

Между тем внутридомовые приборы учета превратились в серьезный фактор, который тянет цены на жилье вниз. И если в новостройках, оборудованных новыми внутридомовыми приборами, такой проблемы не существует, то на вторичном рынке все гораздо сложнее.  Например, когда люди, проживающие в старых домах, не оборудованных теплосчетчиками, решаются продать жилье и переехать в малогабаритное, им приходится продавать квартиру с очень большим дисконтом.

– У меня был клиент, продающий хорошую в квартиру в 100 квадратов с перепланировкой, так вот первым вопросом у покупателей было, сколько он платит за отопление? – говорит риелтор Виктория Намсараева. – Когда он показывал квитанцию, а там фигурировала цифра пять тысяч только за отопление, ведь дом не был оборудован общедомовым теплосчетчиком, то покупатели просто разворачивались. И мы своим клиентам говорим: хотите продать свою квартиру подороже, убедите жильцов установить внутридомовой прибор учет тепла, который значительно уменьшает квартплату. Ведь сегодня покупатели стали обращать внимание на стоимость содержания жилья.

Руководитель Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора Николай Павлюк сообщил, что с данной проблемой в ведомстве знакомы – люди регулярно жалуются на неработающие теплосчетчики. 

– Прибор учета должен гарантированно работать четыре года, если он вышел из строя до окончания гарантийного срока, поставщик теплосчетчика должен или отремонтировать его, или заменить, – отмечает Николай Павлюк. – В этом случае комиссионно составляется акт выхода прибора из строя и направляется организации, установившей данный теплосчетчик. Причем, когда жильцы полностью оплатили стоимость прибора учета, он становится их собственностью и обслуживать его должна управляющая компания, поскольку данные работы входят в минимальный перечень услуг в рамках содержания жилфонда. Жильцы ведь за все это платят. И они не должны страдать из-за того, что прибор оказался бесхозным, не обслуживается и выходит из строя.  

Сами же представители управляющих компаний говорят, что ответственность должны нести те, кто установил некачественные теплосчетчики.

– Да, нарекания на качество некоторых партий теплосчетчиков мы слышим регулярно, но нам повезло, что в «сотых» кварталах энергетики по программе энергосбережения оборудовали только два дома, и они вроде еще функционируют, а люди получают экономию по теплу, – говорит директор ООО УК «Юго-Западное» Зоя Хантаева. – Но если к ресурсоснабжающей организации есть претензии в связи с быстрым выходом из строя прибора учета, необходимо подавать на нее в суд. Мы же к этому не имеем никакого отношения.

Есть и еще один момент. Как говорят эксперты, не у всех управляющих компаний есть в штате специалисты, обслуживающие такие сложные технические приборы, как общедомовые теплосчетчики. Ведь обычный сантехник с гаечным ключом ничего не сможет сделать с теплосчетчиком, оснащенным программным оборудованием.  Сложное устройство надо вовремя обслуживать, чтобы он не сломался. Что сегодня происходит в Улан-Удэ повсеместно. «Управляшкам» невыгодно платить зарплату высококлассным специалистам, которых немного, да и стоят они дорого. Но в итоге подобная «экономия» выливается для жильцов повышенными счетами по нормативу.

Экономия не выгодна

Cегодня вряд ли можно услышать от управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций об экономии тепла. В их лексиконе эта важная пара слов начисто забыта. Поскольку, чем больше в дома подали тепла, тем больше получили денег. В условиях монополизма и отсутствия конкуренции в ЖКХ этот принцип исправно работает десятилетиями.  И, например, весной дорогое тепло просто вылетает в открытые форточки, поскольку батареи жарят сверх меры. И люди за все это платят из своего кармана. Хотя тема экономии тепла и, как следствие, денег, приобрела особое значение именно сейчас, когда денег у населения стало меньше. Однако большинство людей махнуло рукой на все, и в результате на этой всеобщей пассивности активно делают деньги все кому не лень.

Эффективность для кармана

Как нам удалось выяснить, улан-удэнские управляющие компании прекрасно понимали, что федеральная кампанейщина по установке сверху теплосчетчиков преследовала и цели, не заявленные официально. И если применяемый закон называется «повышением энергетической эффективности», то в реальности мы имеем дело с «повышением денежной эффективности» конкретных участников процесса. В масштабах всей страны это миллиарды, у нас – десятки миллионов.  И управляющие компании к этому потоку, естественно, подключены не были, деньги шли мимо них. 

В результате им пришлось ногами и руками отбиваться от предложения установить некондиционные теплосчетчики на своих участках. Например, часто причиной отказа установки теплосчетчиков в домах называлась техническая неготовность теплового узла дома. Кому-то удалось «включить дурака», но другим «управляшкам» не повезло, и теперь именно на них наверняка навешают плоды «распиливания» громадного бюджета. 

Насколько можно судить, на этой многомиллионной схеме заработали как минимум дважды. Вначале некие господа купили, судя по всему, недорогую партию непонятных приборов, а потом установили все задорого населению. Видимо, стратегия была рассчитана на годы, и предполагалось, что эта партия теплосчетчиков прослужит не слишком долго, и все вернется к выгодной для «ресурсников» повышенной оплате по нормативу. 

А чего еще можно ждать от нашего «социального» государства и «эффективных менеджеров», присосавшихся к госпрограммам?  Главного-то посыла никто не отменял – обогатиться за счет населения. Какие-либо иные иллюзии по поводу «экономии тепла» выглядят крайне наивными. 

Дмитрий Родионов, «Номер один».
^