Третейский суд

На ковер к директору или на встречу к медиатору?
A- A+
Многие из нас слышали о таком новом способе разрешения конфликтов, как медиация. Однако в нашем представлении эта технология по большей части используется в досудебном урегулировании споров. Оказалось, ее используют и на «гражданке» – в межличностных конфликтах, возникающих в различных сферах нашей жизни: в образовании, на производстве, даже в урегулировании сложных взаимоотношений между супругами. Как же работает медиация и в чем ее козыри, расскажет психолог Игорь Бадиев.

Нет карательным мерам

– Игорь Валерьевич, мы слышали о медиации, но мало кто из нас знает, что это такое и зачем она нужна. Расскажите, что это за техника.

– Медиация (от латинского mediare – «посредничать») – это одна из технологий разрешения конфликтов с участием третьей, нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте, стороны – медиатора, который помогает выработать определенное соглашение по спору. Медиация может быть профессиональной, она применяется в сфере досудебного урегулирования споров. В Федеральном законе «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» прописывается, кто такой профессиональный медиатор и какие функции он выполняет.

Но когда мы говорим о медиации, то мы по большей части говорим о технологии урегулирования межличностных конфликтов, которые не связаны с возмещением материального ущерба. Эта технология широко применяется в разных сферах. Сейчас, например, она очень активно внедряется в образование. Медиация выступает в качестве альтернативы административному способу разрешения споров и конфликтов.

– Теперь к директору могут не вызывать?

– Вспомните, каким образом у нас традиционно разрешается тот или иной конфликт, например, в рамках образовательного учреждения или на производстве. Стороны вызываются к начальству на ковер, выясняется, кто начал первым, и принимаются какие-то карательные меры.

– А как разрешается конфликт при использовании медиации?

– В качестве медиатора выступает не должностное независимое лицо, которое не имеет права применять ни карательные, ни административные меры по разрешению конфликта. Суть заключается в том, чтобы создать такие условия для сторон конфликта, чтобы они смогли найти общие интересы, на основе которых можно выработать совместное решение по урегулированию спора. То есть решение, которое будет удовлетворять обе стороны.

В итоге у нас конфликт не просто исчерпывается, а происходит развитие отношений между сторонами, межличностные отношения не нарушаются, а в некоторых случаях можно даже говорить о восстановительной медиации, когда в ходе применения медиативной технологии возрождаются испорченные отношения. 

В конфликте не виноват никто

– На каких принципах осуществляется медиация?

– Первый принцип – нейтральность. Медиатор является незаинтересованной стороной, он не принимает ни одну из сторон. В его задачи не входит поиск правых и виноватых в конфликте. Медиатор исходит из принципа, что в конфликте не бывает виноватых или правых людей. Ведь что такое конфликт? Это столкновение разнонаправленных мнений, интересов, мотивов. Человек не виноват в том, что его мнение не совпадает с мнением другого человека. Поэтому говорить о том, что в конфликте кто-то виноват, мы в принципе не можем.

Второе – процедура медиации проводится на условиях полной конфиденциальности, вплоть до того, что медиатор уничтожает все записи, которые велись в процессе работы со сторонами. Принимаются обязательства не разглашать никакую информацию и не использовать ее в каких-либо других целях, кроме как для урегулирования спора.

Третий принцип заключается в том, что ответственность за разрешение конфликта лежит на конфликтующих сторонах. Это значит, что те решения, которые вырабатываются в ходе медиации, исходят от конфликтующих людей. Медиатор не предлагает им никаких решений, он не говорит, кому и как поступить, кто и что должен сделать, чтобы разрешить конфликт.

– Чем медиатор отличается от психолога? Зачем нужны специалисты-медиаторы?

– Медиатор не является психологом. Это абсолютно не обязательное условие. Медиатором может быть и педагог или человек, который овладел этой технологией. В отличие от психолога, медиатор не консультирует людей, он не занимается анализом личностных и межличностных проблем. Его задача – предоставить возможность конфликтующим сторонам договориться друг с другом, быть услышанными.

За разными позициями стоят общие интересы

– В чем суть этой медиативной технологии?

– Она заключается в том, что в ситуации конфликта противоборствующими оказываются разнонаправленные позиции сторон. Но в конфликте стороны практически никогда не говорят о своих интересах, которые стоят за этими позициями. Не проговаривают, почему именно эта позиция важна для конфликтующей стороны. Между тем оказывается, что интересы у конфликтующих сторон во многом общие.

Задача медиатора состоит в том, чтобы в ходе беседы со сторонами определить позиции и выявить стоящие за ними интересы. Дать возможность противоположным сторонам услышать эти интересы и осознать, что они по сути своей во многом являются общими. А для этого нет необходимости глубоких психологических знаний и каких-то специальных сложных психологических техник. Основной инструмент медиатора – беседа при помощи техники активного слушания. Она помогает максимально прояснить скрывающиеся за противоположными позициями интересы.

Чтобы лучше понять, что такое позиция, а что интерес, приведу пример. Двое мальчишек подрались из-за девчонки. Вася хочет ходить с Олей, и Петя хочет гулять с Олей. Это их позиции. Почему они хотят дружить с этой девочкой? Потому что она нравится им обоим. Получается, интересы у них – общие, и это является основой для выработки конструктивного решения конфликта. Задача медиатора – найти этот общий интерес конфликта.

Решение – за конфликтующими сторонами

Процедура медиации проводится в несколько этапов. Сначала, как правило, проводится предмедиация – предварительные встречи с конфликтующими сторонами, задача которых – понять, имеет смысл проводить медиацию или нет. Затем происходит собственно медиация. Как она будет проходить – в одну встречу или несколько, зависит от сложности конфликта. В целом же этапы медиации достаточно просты – уточнение позиций сторон, определение их интересов, выработка решений и принятие медиативного соглашения.

Особенность заключается в том, что решения предлагают сами конфликтующие стороны, исходя из того, что они услышали и сказали в ходе медиативной беседы. Ведь у них была возможность взглянуть на конфликтную ситуацию с другой стороны. Важно: они не только предлагают решение, но и принимают на себя обязательства по его выполнению.

– Кто может прийти за помощью к медиатору? Супруги, коллеги?

– Не все конфликты могут быть медиабельны. Конфликты немедиабельны, если они подпадают под тот или иной кодекс. Эти конфликты решаются через суд или систему досудебного урегулирования. Кстати, споры супругов вполне могут быть урегулированы через медиацию.

Конфликты и конфликтующие стороны, которые сильно различаются по возрасту, уровню развития, также немедиабельны. Сложно представить конфликт между маленьким ребенком и взрослым человеком, который требовал бы медиации. Потому-то эти стороны вряд ли могут друг друга понять – ребенок не в состоянии поставить себя на место взрослого. Однако конфликты между детьми, взрослого с подростком вполне медиабельны.

Медиация дешевле

– Почему возникла потребность в медиаторах? Неужели стало больше конфликтов?

–  Трудно сказать, стало больше конфликтов или нет. Просто мир не стоит на месте, общество и отношения между людьми развиваются, появляются новые, более эффективные методы разрешения возникающих конфликтов. Каких-нибудь лет 150 назад единственным приемлемым способом разрешения спора, возникшего между двумя мужчинами, была дуэль. Сейчас мир изменился, и требуются все новые способы для ненасильственного разрешения конфликта.

– Медиация доказала свою эффективность?

– Конечно. И связано это с тем, что разрешение спора в судебном порядке очень затратное, поэтому досудебное урегулирование споров в судах становится все более и более выгодным, популярным и эффективным. Когда, к примеру, у двух предпринимателей возникли разногласия, им дешевле обратиться к медиатору и выработать те решения по урегулированию споров, которые удовлетворят их обоих, нежели довести дело до суда. Да и какое решение примет суд, не известно, вполне возможно, что это решение не удовлетворит обе стороны. 

Плюс они понесут дополнительные издержки, конфликт будет запущен, отношения совершенно разрушены. Поэтому в мировой практике все больше и больше прибегают к такому способу урегулирования разногласий, как медиация.

– Куда можно обратиться за помощью к медиатору?

- В нашем Центре диагностики и консультирования реализуется проект школьных служб примирения, мы по большей части работаем с образовательными учреждениями. Однако мы можем проводить, и проводим, медиации по запросам.

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один».
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.