С риском для жизни

Бурятские каскадеры заговорили о создании собственной ассоциации
A- A+
Прыгнуть с высоты, выпасть из автомобиля на скорости или «сгореть заживо». Каждый день каскадера – игра со смертью. Они осознают, что в любую секунду могут лишиться жизни, но продолжают исполнять трюки. Психологи называют их адреналинщиками, акробаты отпираются – «без опасной работы жизнь кажется скучной».

Военные дублеры

Драка – это этап, на котором большинство претендентов на роль дублера тихо и незаметно для режиссера разбредаются по домам. Их можно понять: на экране телевизора все выглядит красочно и экспрессивно – движения выстроены, удары отточены. Неосознанно хочется попробовать самому.

– Некоторые идут из романтических побуждений, не особо понимают, что их ждет. Думают, это круто и здорово. Понимание приходит, когда уже связываются с реальным кино, с реальными действиями и риском, – рассказывает Елизавета Андреева, пресс-секретарь киностудии MonUla Films.

Большинство отсеивается в контактном бою, когда нужно бить оппонента по лицу и, естественно, получать сдачу. Первыми со съемочной площадки бегут люди, которые боятся боли.

– На падениях отсеивается еще несколько человек. В итоге остаются самые крепкие, – говорит Елизавета.

Так проходит кастинг на съемки в фильме «321-я Сибирская». На сегодня это единственное место в Бурятии, где требуются каскадеры. Местных трюкачей с соответствующим образованием найти практически невозможно. Приходится пользоваться услугами сторонних людей.

– Все, что связано с каскадерством, в Бурятии пока находится в зачаточной стадии. Поэтому прибегаем к услугам военных, у которых есть профессиональная подготовка. В основном десантников и спецназовцев. Надо отдать должное командованию, когда речь идет о съемках патриотического фильма, вопрос не стоит. С удовольствием соглашаются принять участие, – рассказывает пресс-секретарь.

Такие трюки, как бой на ножах или перестрелка, доверяют спецназовцам, падение из автомобиля на большой скорости с легкостью исполняют десантники. Они же прыгают с высоты.

Отчаянный доброволец

Но надеяться на одних только военных не приходится. У них плотный график. Поэтому организаторы приняли решение пригласить еще ребят со стороны. Объявили кастинг, предупредили о риске.

– Пришел парень, который просто жаждет заниматься каскадерством, целиком и полностью понимает, что от него требуют и чем он жертвует. Пришел просто с улицы, узнал из соцсетей о проекте. На кастинге выяснилось, что у него спортивное прошлое, вызвался делать трюки, – вспоминают организаторы.

Так и остался. Сейчас вместе с другими спортсменами, набранными на кастинге, проходит подготовку, посещает тренировки. Ребят обучают держать в руках оружие, стрелять из лука.

– Проходят физическую подготовку под руководством Эрдэни Жамбалова. Обращению с холодным оружием обучают федерация стрельбы и школа ножевого боя. Но о профессиональной подготовке, именно как каскадеров, говорить рано, – констатирует организатор.

Чтобы выполнять сложные трюки, необходимо специальное обучение. Допустим, никто из киношников не позволит обычному любителю, пусть даже с хорошей физической подготовкой, выполнить трюк «горение».

– Он выполняется специалистами высокого класса, с наличием специальных средств: охлаждающего гелия, горючего гелия и так далее. Все для того, чтобы передать максимальную достоверность, – говорит Елизавета Андреева.

К слову, вызывать профессионалов пришлось не только ради трюка «горение». Монгольские каскадеры приезжали на площадку в Бурятию, чтобы сыграть стрельбу и падение с лошади.

Обучения нет

Профессию каскадера невозможно получить в Бурятии, этому обучают только в крупных городах страны, таких как Москва и Санкт-Петербург. Сейчас идут разговоры о создании бурятской лиги каскадеров, которая объединит всех любителей экстрима и поможет развиваться в одном направлении.

– Пришло время задуматься о том, что нужна какая-то лига хотя бы. Об ассоциации говорить пока рано. Еще непонятно, как это будет выглядеть, но разговоры ведутся на эту тему. Нужно продумать механизм, – считают организаторы. 

В рамках лиги планируется отправлять наших трюкачей на обучение в Москву или организовать подобные курсы в академии культуры. 

– Как только появятся люди, которые смогут и захотят быть каскадерами, можно будет говорить о введении этого предмета. Мне кажется, у нас нет такого спроса, – констатирует Евгения Герасимова, старший преподаватель по пластическому воспитанию ВСГИК. 

Евгения Викторовна преподает будущим актерам акробатику. Если нужен усиленный курс, зовет на подмогу циркачей. Вместе они помогают студентам овладеть навыками падения, переносов на сцене, учат танцы и пантомимы. 

– Каскадеры не только исполняют, но и придумывают трюки. Это отдельная профессия, которая требует не только физической подготовки, но и знания актерского мастерства, умение просчитывать ситуацию наперед, – говорит Евгения Герасимова.

Пока в Бурятии нет специалистов, которые смогли бы обучать инициативных ребят каскадерству, да и кино, куда пошли бы выпускники курса, в нашем регионе не развито. Вот и получается, что пока спрос и предложение находятся примерно на одном уровне. Отсюда вопрос: а для кого тогда будет создана лига каскадеров?

Елена Темникова, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.