Война с монополистом

ТГК-14 проиграла улан-удэнке несколько судов и списала долги
A- A+
Жительница Железнодорожного района Улан-Удэ Ольга Cергеева проявила упорство и сумела доказать, что не обязана оплачивать счета за теплую воду  в кране. Позади – несколько судов и окончательная победа.

Предел терпения

Ольга Сергеева проживает в самой обычной многоэтажке, каких в городе сотни. И однажды улан-удэнке надоело терпеть коммунальный беспредел энергетических коммерсантов. По правилам, горячая вода, идущая из крана, должна иметь температуру минимум 60 градусов. Но этого и близко не было. 

– Горячая вода бежала еле тепленькая. Я позвонила в ТГК-14 и пожаловалась. Они со мной поговорили. Стала ждать, пока 30 мая, наконец-то, не пришел инспектор, – вспоминает Ольга. 
 
Пришел не один инспектор, а целая комиссия из нескольких человек, в том числе от управляющей компании «Жилремсервис-11».

– Вот, смотрите, – демонстрирует она акт обследования. – ГВС в ванной 40 градусов – на 20 градусов ниже. Через три минуты, в течение которых для контроля пропускалась вода, стала 44 градуса. На кухне инспекторы обнаружили в «горячем» кране вообще лишь 38 градусов. Более того, комиссия спустилась в техническое помещение и замерила параметры коммунальной услуги на вводе в многоэтажку. Термометр показал всего 56 градусов. Хотя у меня в квартире должно быть 60, – возмущена Ольга Сергеева. 

При выходе воды из дома температура была 50 градусов. Другими словами, в доме по Чертенкова, 53а страдала не одна квартира нашей собеседницы, но и многие другие. А счета за сию «горячую» воду выставлялись, как за нормальную, всем собственникам дома. 

Такое вот отношение к интересам потребителя.

Казалось, после такой неприятности, ТГК-14 должна была бы проявить невиданную озабоченность благополучием клиентов. Всполошиться, извиниться перед Ольгой Сергеевой, по своей инициативе выплатить компенсацию и добиться, чтобы впредь с горячей водой такого никогда больше не повторилось. Увы, никакого коренного перелома не случилось.

Всевозможных актов у женщины скопилось несколько штук, не говоря о прочей переписке, в том числе с генеральным директором ТГК-14, находящимся в Чите, Роспотребнадзором и так далее. Делом даже заинтересовалась Республиканская жилищная инспекция.

Дать отпор ТГК-14

Возмущенная работой компании-монополиста, Ольга Сергеева в конце концов отказалась оплачивать низкокачественную услугу. Показания «горячего» водосчетчика передавала, но деньги не платила.

– Согласно правилам, когда предоставляется услуга ненадлежащего качества, факт надо официально зафиксировать. И нарушение должно быть устранено. Потребитель даже не обязан звонить каждую неделю и напоминать о проблеме. Температура горячей воды в кране должна быть от 60 до 75 градусов. Нарушение считается ликвидированным, а услуга – приведенной в качественное состояние, когда это официально зафиксировано актом. Должны прийти, сказать – мы все привели в норму, давайте проверим, составим акт. Пока этого не произошло, законом признается – потребитель вынужден пользоваться некачественной услугой, но при этом может не платить за нее. И не важно, сколько «накрутил» водосчетчик в этот период, – делится опытом Ольга Сергеева.

Горожанка вновь и вновь жаловалась на еле теплую воду и продолжала держать мораторий на оплату. А потом грянули суды. 

Фемида защитила потребителя

Но в роли истца выступила не Ольга Сергеева. Наоборот, ТГК-14 пошла в суд, чтобы «выбить» из Ольги оплату за свои «великолепные» услуги.

Компания попыталась взыскать с нее суммы, насчитанные с начала конфликта. Речь идет об очень больших периодах. ТГК-14 проявила упорство и выдумку, но большого успеха не добилась.

«Факт предоставления некачественной коммунальной услуги по горячему водоснабжению за период с января 2014 года по январь 2015 года подтвердился материалами дела», – констатировал Железнодорожный районный суд по одному из исков ТГК-14.

Монополист пытался оперировать актами замеров температуры, не относящимися к квартире Ольги Сергеевой, но суд отверг их.

Суд отметил, что за период с января по декабрь 2014 года акты проверки предоставления качественной услуги суду представлены не были. 

Говорилось даже о каком-то перерасчете, но его туманность суд не удовлетворила. «Не понятно, каким образом, исходя из каких показателей, был произведен данный перерасчет», – указал суд. 

Некрасивая политика

Доказав свое право не оплачивать «некачественный» период, Ольга Сергеева полагала, что вскоре ТГК-14 пересмотрит выставляемые в ее адрес счета и уменьшит сумму: с января 2015 года она была согласна возобновить оплату – горячая вода стала горячей. 

– Иду платить, а мне говорят, что мои долги исчисляются тысячами рублей. Я говорю – есть решение суда, это не оплачивается, я должна платить только с 23 января 2015 года. Но на моем лицевом счете начисленная сумма не уменьшилась, – возмутилась улан-удэнка. 

Она не стала возобновлять оплату, ведь резонно опасалась появления путаницы. «Пусть ТГК-14 аннулирует сумму, как постановил суд, а потом начну платить», – решила она.

Закончилась зима, лето, пришла осень. ТГК-14 задолженность не аннулировала, Ольга Сергеева – не платила. И осенью 2015 года монополист вновь ринулся в суд. Фемида опять признала «некачественный» период предоставления услуги и согласилась, что оплачивать не надо. 

Но что делать с лицевым счетом? Чтобы навести порядок с суммами, Ольга Сергеева была вынуждена ездить в офис энергетиков, разговаривать с их юристом, с расчетным отделом. Те покивали, но со счета ничего убрано не было.

Коммунальная «война»

Несколько месяцев назад от энергетиков пришла бумага – квартиру могут отключить от горячей воды. Вновь стояли тысячные суммы.

– В октябре нынешнего года на подъезде дома вывешивают список должников. В том числе указали меня с большой суммой, – говорит улан-удэнка. 

Такое хамство в очередной раз переполнило чашу терпения. Ольга Сергеева собрала документы и подала в суд на ТГК-14. Требований два: во-первых, речь идет о понуждении аннулировать задолженность, которая признана некорректной. Во-вторых, о взыскании компенсации морального вреда. 

Ольга Сергеева написала про угрозы отключения, подъездные листовки, звонки по телефону, игнорирование ее обращений в офис ТГК-14, и так далее.

– Такое невозможно терпеть! – восклицает женщина. Также она обращает внимание суда, что у нее нет письменного договора с ТГК-14.

После того как «тэгэкашники» получили иск о понуждении, у них в голове, видимо, случилась перестройка. 

– Недавно принесли счет к оплате. Смотрю, а в строке за горячую воду задолженность сняли, – показывает наша собеседница свежую бумагу от ТГК-14.

Что мешало монополисту аннулировать ее, не доводя до очередного позорного суда? Видимо, у генерирующей компании своя логика. Ольга Сергеева, тем не менее, не намерена отзывать иск. 

Кстати, жительница Улан-Удэ в ходе этой «войны», навязанной ей энергетической компанией, уже через суд добивалась от ТГК-14 выплаты компенсации морального вреда (за некачественную услугу в 2013-м и в 2014 году). Компания платила ей два раза по двум искам, причем через суд выплаты оказались гораздо больше.

– Сначала потребитель должен написать исполнителю коммунальной услуги просьбу – «судом ваша вина признана, прошу в добровольном порядке выплатить компенсацию морального вреда». Если исполнитель не желает выплачивать, надо обращаться в суд. Допустим, суд присудил выплатить пять тысяч рублей. Дополнительно к этой сумме присуждается штраф в размере 50 процентов этой суммы – за то, что исполнитель не выплатил моральный ущерб добровольно, – говорит она. 

В итоге улан-удэнка выиграла уже несколько сражений в ее личной коммунальной войне. Высока вероятность, что монополист все же капитулирует и исполнит свои обязанности перед потребителем. Однако в столице Бурятии еще сотни и тысячи подобных историй, которые заканчиваются далеко не хэппи-эндом. Кто-то просто не хочет связываться, кто-то не доводит дело до конца. В любом случае здесь важен каждый прецедент, который позволит хоть немножко навести порядок в коммунальной сфере республики.

P.S. Имя горожанки изменено.

Петр Санжиев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.