05.03.2017
Публика Улан-Удэ оказалась не готова к современному искусству

На днях на спектакле в Русдраме группа зрителей устроила «бунт». Люди требовали вызвать к ним режиссера, просили вернуть деньги за билет. Причиной скандала послужило то, что некоторые зрители не поняли смысл спектакля и были крайне недовольны и возмущены увиденным.

Конфликт поколений

Как рассказывает худрук, бунтовщиками стали зрители, недовольные постановкой литовского режиссера Тадаса Монтримаса «Уступите место завтрашнему дню».

Мы уже писали об этом спектакле, который основан на одноименной пьесе американской писательницы Вины Дельмар. Это драма о любви и семье, скоротечности жизни и вечном конфликте поколений. Отметим, по замыслу режиссера его спектакль — это манифест, призывающий заботиться о своих родителях, помогать им в трудную минуту, никогда о них не забывать. Однако эта и многие другие идеи доносятся до зрителя с помощью экспериментальных методов.

Для кого-то все происходящее на сцене было чем-то необычным, интересным и захватывающим. У другой части зрителей спектакль вызывал лишь раздражение. Как итог — даже на премьере часть зрителей покинула зал до окончания действа.

Напомним, кардинальные перемены в Русдраме начались в 2015 году, когда новым художественным руководителем театра был назначен молодой режиссер Сергей Левицкий. Бессмертные спектакли в классической постановке в театре остались, но одновременно на сцену хлынул поток экспериментальных жанров и новаторских приемов для выражения мысли того или иного режиссера. Эксперты и критики за эти два года работу театра оценили достаточно высоко, были и престижные премии, и знаковые номинации.

Не по правилам

Однако публика разделилась на два абсолютно полярных лагеря. Одни пребывают в совершенном восторге от того, какая яркая и насыщенная жизнь забурлила в Русдраме, какие уникальные и новаторские методы используют режиссеры, другие (как в случае с вышеописанным спектаклем) — так же рьяно возмущаются тем, что «театр превратили в неизвестно что». В книге отзывов можно найти самые разные, порой противоречащие друг другу комментарии.

Сам Сергей Левицкий относится к таким выпадам по-философски и не стесняется обнародовать свои мысли на этот счет.

— Я не могу сказать, что для меня не болезненны такие вещи, как массовый уход зрителей с того или иного спектакля и негативные отзывы. Хотя природа их мне совершенно понятна. Представление зрителя о том, каким должен быть театр, входит в диссонанс с тем, что он видит на нашей сцене. Поэтому человек раздражается, часто не понимает «правил игры». Винить людей за то, что они привыкли к одному типу театра, нельзя, ведь долгие десятилетия в СССР был один тип театрального искусства — соцреализм. Так же и в кино — с картин Андрея Тарковского уходили полным залом, а все по той же причине. Его авторское кино не входило в систему координат широкого зрителя, — считает Сергей Левицкий.

Для того чтобы диссонанса не было, нужно говорить со зрителем, объяснять, по каким законам сегодня строится современное театральное искусство.

— На постоянной основе нужны обсуждения спектаклей со зрителем, а также ряд лекций на эту тему. И здесь, конечно, это наше, театра, упущение, что мы не проводим подобной работы. Пока не хватает сил, — признается худрук.

Кстати, по мнению самого Сергея Левицкого, среди наиболее «не понятых» публикой спектаклей Русдрама числятся также «Пьяные» и «Анатэма».

Василиса Шишкина, «Номер один»
^