02.03.2017
На горизонте кризисного предприятия замаячили миллиардные перспективы

Похоже, одно из крупнейших предприятий региона – ЗАО «Улан-Удэстальмост» – в 2017 году может выйти из затяжного кризиса с помощью крупных федеральных заказов. Как сообщил весьма осведомленный источник «Номер один», недавно долги мостостроителей перед Сбербанком якобы выкупили структуры крупного московского бизнесмена Туфана Садыгова.

В поисках спасения

Напомним, ЗАО «Улан-Удэстальмост» два года назад остался без крупных федеральных заказов, что повлекло рост кредитной нагрузки и сокращение рабочих. Сбербанк – главный кредитор предприятия, которому завод задолжал более 1,1 миллиарда рублей, несколько лет безуспешно пытался взыскать сумму долга. При этом рассматривались различные варианты вхождения в состав акционеров, в том числе с помощью иркутских инвесторов.

Тогда власти Бурятии, Сбербанк, «Стальмост» придумали способ выйти из кризиса с помощью «Иркутского завода тяжелого машиностроения». В СМИ сообщалось, что заключено некое соглашение и разработана «дорожная карта», которые должны спасти предприятие при помощи инвестиций и заказов от «ИЗТМ».

Но вскоре соглашение было расторгнуто, а директор «Стальмоста» Анатолий Суслов заявил о попытке рейдерского захвата предприятия со стороны «ИЗТМ». Позже глава Бурятии заявил, что «насильно туда никто не заходил», а для того чтобы рассчитаться по долгам, заводу в любом случае придется уходить под чье-то более успешное крыло.

Так и не найдя выхода из ситуации, в 2016 году «Улан-Удэстальмост» получил иск о банкротстве. Проблема в том, что на неликвидный и проблемный для кредитного учреждения актив в виде заложенной производственной инфраструктуры завода покупателей не находилось. Поскольку инвестору необходимо было предварительно заручиться гарантированным пакетом заказов от государственных корпораций – основных плательщиков за мостовые конструкции, на которых специализируется наше предприятие.

Но процесс поиска инвестора зашел в тупик. Насколько можно судить, конец у предприятия мог быть плачевным – в ходе банкротства оно могло быть пущено на металлолом. Впрочем, завод устоял, и банкротить его не стали – до поры до времени. Зато под банкротство попал гендиректор предприятия Анатолий Суслов. Однако на директоре к этому времени уже мало что числилось.

«Что с меня взять, кроме анализов», – пожаловался в СМИ Суслов-старший.

Внезапный олигарх

И здесь, по нашим сведениям, на горизонте неожиданно возник возможный инвестор в лице московского бизнесмена Туфана Садыгова, проявившего интерес к «Стальмосту». Как стало известно, последний создает холдинг из оставшихся на плаву мостостроительных региональных компаний. Для чего это делается, особого секрета нет. Железнодорожная инфраструктура страны за «нулевые годы» обновлялась невысокими темпами, ко многим проектам власти даже не приступали.

Например, в ближайшие годы готовится кардинальная реконструкция Транссиба, вернее, мостов, построенных еще при царе Николае II. Как бы хорошо тогда ни строили, металл за сотню лет порядком устал и кое-где проржавел. Судя по заявленной стратегии модернизации Транссиба, РЖД планирует израсходовать свыше 57 миллиардов рублей. Кроме этого предстоит построить огромное количество автомобильных мостов на Дальнем Востоке, в том числе в Китай, в рамках создаваемых транспортных коридоров.

Понятно, что освоение подобных гигантских средств вряд ли будет отдано «мелкой рыбешке». В СМИ уже сообщалось о связях Туфана Садыгова с близким к Кремлю бизнесменом Аркадием Ротенбергом. Но, для того чтобы экономически выгодно было осваивать федеральные заказы, необходимы мощности, желательно максимально приближенные к месту инфраструктурных проектов. Ведь везти по железной дороге листы металла гораздо дешевле, чем готовые мостовые конструкции. Так что наши мостостроители оказались в самом выгодном месте. Под заказ ничего с нуля создавать не нужно.

В ожидании чуда

В самом ЗАО «Улан-Удэстальмост» информацию по возможной продаже долгов предприятия не подтвердили. Но и не опровергли.

– Пока еще рано говорить о каких-то конкретных решениях, так что никаких комментариев по данному поводу я дать не могу, – сообщил и. о. генерального директора Алексей Суслов. При этом он добавил, что «определенная ясность появится не ранее марта».

В общем, пока что о переходе завода под новое крыло говорить рано. Хотя вероятность такая есть. Тем не менее эксперты полагают, что для предприятия такой проект станет гарантированным выходом из затяжного кризиса. Ведь мегапроекты по развитию Дальнего Востока предоставляют «Стальмосту» огромные возможности.

Однако для этого нужно сильное лобби в высших кругах. Ведь не секрет, что наиболее лакомые куски госзаказов расходятся по другим предприятиям запада страны, а нашим компаниям достаются лишь «объедки». Даже пара крупных заказов могла бы позволить заводу вести переговоры с кредиторами о реструктуризации задолженности.

Кроме того, у врио главы Бурятии Алексея Цыденова, судя по всему, неплохие отношения как со Сбербанком, так и с РЖД, и при условии получения крупных госконтрактов нашему предприятию вполне хватило бы работы.

При лучшем исходе ожидания одного из градообразующих предприятий республики все же оправдаются, и наши мостростроители получат необходимую загрузку мощностей. В конце концов, кому будет принадлежать завод, уже никого не волнует. Главное, чтобы «Улан-Удэстальмост» заработал на полную мощность, а рабочие вернулись в полупустые цеха.

Дмитрий Родионов, «Номер один»
^