Формула «обмана»

Обманутый обладатель ипотеки в БайкалБанке подал на него в суд
A- A+
На этот раз жертвами «эффективного управления» банком стали ипотечники. Они оформили займы, как тогда казалось, на выгодных для обеих сторон условиях. В итоге: на заемщиков «повесили» многомиллионные долги банка, а арбитражный управляющий отказывается вносить их в список кредиторов. В хитросплетениях подозрительной схемы кредитования разбирался «Номер один».

Экономия с подвохом

История началась в 2012 году. Около двадцати улан-удэнцев оформили ипотеку в БайкалБанке по «суперпредложению». Тогда они еще не знали, к чему это приведет.

Одним из них стал Игорь Озеров. Он заключил с БайкалБанком соглашение о вступлении в накопительно-кредитную программу «Ипотека» (продукт номер два «Экспресс»).

– Для покупки квартиры мне требовался один миллион двести тысяч рублей. Я пришел в Байкалбанк, где мне предложили очень низкую ставку в 6,5 процента годовых. По тем временам это было примерно в два раза ниже ставок по ипотеке в других банках, – вспоминает Игорь Озеров.

Но, предлагая низкий процент по ипотечному кредиту, БайкалБанк выдвинул встречные условия – Озеров должен был открыть в банке вклад «До востребования» на один миллион двести тысяч рублей и приобрести на эти деньги у БайкалБанка ценные бумаги в виде инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости «Квант». Далее банк брал на себя обязательства от имени Озерова продать эти ценные бумаги за тот же один миллион двести тысяч рублей третьей организации, которая обязалась рассчитаться за них в срок до 11 сентября 2016 года, то есть лишь спустя почти четыре года после заключения договора.

– Эти деньги должны были стать частью моего ипотечного платежа, которые обязалась заплатить за мои ценные бумаги та самая третья организация – ООО «Фондовый расчетный центр» либо БайкалБанк, если деньги от покупателя моих паев не поступят на мой счет, – говорит Игорь Викторович.

Концы в воду

Но вернемся в октябрь 2012 года. Продав Озерову ценные бумаги, БайкалБанк выдал ему ипотечный кредит в размере двух миллионов четыресот тысяч рублей на десять лет. Игорь Викторович ежемесячно вносил свои платежи, и ничто не предвещало никаких проблем – ипотечная программа БайкалБанка работала, другие заемщики получали деньги от продажи ценных бумаг в рамках своих ипотечных соглашений.  Гром грянул 18 августа 2016 года, когда у БайкалБанка была отозвана лицензия.

– Я пришел в отдел кредитования физических лиц БайкалБанка, чтобы узнать, как мне быть дальше, куда вносить мои ипотечные платежи, – рассказывает Озеров, – и там мне сказали, что сумма в один миллион двести тысяч рублей на мой счет не упала и, видимо, уже не упадет, а деньги мне надо искать в ООО «Фондовый расчетный центр».

Игорь Викторович оказался не единственным, кто столкнулся с этой проблемой, – в такой же ситуации оказались еще 15 человек. Все они купили у БайкалБанка ценные бумаги на суммы от 300 тысяч до 1,3 миллиона рублей – это было обязательным условием получения ипотечного кредита. И у всех них ценные бумаги ушли в третьи фирмы, деньги от которых после отзыва лицензии у БайкалБанка поступать, за единичным исключением, перестали. Общая сумма исчезнувших денег внушительная – почти 12 миллионов рублей.

– Я оформила ипотеку и купила паи на 700 тысяч рублей, но банк не вернул мне мои деньги. Получается, что я уже отдала один раз 700 тысяч, и они снова висят, как долг, на моем счете, – рассказывает Татьяна Митыпова, еще одна участница ипотечной программы БайкалБанка.

Тем временем Озеров обратился к конкурсному управляющему БайкалБанка с заявлением о включении 1,2 миллиона рублей в реестр требований кредиторов БайкалБанка, но получил отказ.

– В БайкалБанке посчитали, что, передав мои ценные бумаги в ООО «Фондовый расчетный центр», они выполнили свои обязательства, и пункт договора о том, что они обязаны в любом случае вернуть мне эту сумму, к ним неприменим. Но банк брал на себя обязательства по продаже от моего имени ценных бумаг, что подразумевает передачу ценных бумаг покупателю и получение за них денег. Ценные бумаги банк передал, а деньги за них я не получил, – говорит Игорь Озеров.

Фирма без адреса

Получив отказ от конкурсного управляющего, заемщик подал возражение на этот отказ в Арбитражный суд Республики Бурятия. Суд на своем первом заседании по этому делу решил привлечь ООО «Фондовый расчетный центр» к участию в процессе в качестве третьего лица.

– Я пытался найти ООО «Фондовый расчетный центр», но все его телефоны либо не отвечают, либо по ним отвечают люди, которые знать не знают ни такого ООО, ни фамилии его руководителя, – говорит Игорь Викторович, –  и два адреса этого ООО, указанные в официальных бумагах, тоже никак мне не помогли: одного адреса не существует в природе, а по второму такой организации нет.

Следующее заседание по этому делу назначено на 20 марта. Между тем так и осталось непонятным, куда тогда подевались деньги. Но если вспомнить все похождения сотрудников банка и историю «непреднамеренного» банкротства, можно предположить, что это была очередная схема вывода денег. Примерно как и в случае с акциями мусорного завода, которые банк скупал пачками по огромным ценам. В этой ситуации вполне целесообразно будет предположить о неблагонадежности участников сделки. Возможно, речь идет о фирмах-однодневках.

Кстати, это предположение подтверждает один интересный момент. БайкалБанк продавал сторонним организациям паи по той же самой цене, по которой заемщики покупали их у БайкалБанка. То есть выгоду от купли-продажи паев официально не получили ни банк, ни сторонняя фирма, ни тем более заемщики. Хотя, наверняка, свой кусочек пирога кто-то отхватил.

Самое ужасное, что сейчас около двадцати заемщиков остались один на один со своей проблемой. Мало того что у них «отняли» деньги, так еще и «повесили» чужие долги. Остается надеяться, что суд обяжет арбитражного управляющего включить заемщиков в реестр кредиторов, и, возможно, тогда они смогут вернуть свои деньги.

Елена Темникова, «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.