«Реформа» золотой курицы

В Бурятии прямые инвестиции пошли по кривой дорожке
A- A+
Привлечение инвестиций в экономику Бурятии, в том числе прямых иностранных, правительство республики регулярно называет одной из своих приоритетных задач. Ведь создание новых и эффективных предприятий сегодня является едва ли не волшебной палочкой-выручалочкой для стагнирующей экономики региона с целью создания новых рабочих мест и пополнения доходной базы.

Однако на этом часто долгом и извилистом пути возникает масса проблем: высокая стоимость кредитования, слабая инфраструктура, дорогая электроэнергия и стоимость присоединения к сетям и запретительные экологические требования. К этому добавляется и обычная чиновничья бюрократия, а теперь еще реформирование работы с инвесторами, затеянная министром экономики Бурятии Зандрой Сангадиевым.

Кризис – лучшее время для вложений

Фонд регионального развития Бурятии недавно отчитался по работе по привлечению инвестиций в региональную экономику. На фоне углубления экономического кризиса и «бегства» бурятских предпринимателей в другие регионы России число инвестиционных проектов между правительством республики и компаниями-инвесторами неожиданно увеличилось в два с половиной раза. С 16 проектов – до 39, причем большинство из них находится на активной стадии реализации. Всего же фондом с обвала рубля в конце 2014 года было инициировано подписание 25 соглашений о намерениях и инвестиционных соглашений о реализации проектов в Бурятии на 37,8 миллиарда рублей.

Так, компания Activa (КНР) построила в Бурятии первую очередь тепличного комплекса стоимостью 100 миллионов рублей. Вначале китайцы будут выращивать в Бурятии цветы, которые сегодня в основном завозятся из-за рубежа и очень дороги. В ближайшее время компания получит разрешение на ввоз рассады и к концу года намерена предложить населению республики собственную цветочную продукцию. Следующим шагом компании станет выращивание овощей и фруктов, параллельно идет реализация проекта по деревообработке.

Весьма интересным проектом по импортозамещению, который уже практически реализован, является кардинальная модернизация производства шифера. Тимлюйскому шиферному заводу удалось разработать технологию и внедрить красящие полимерные композиции внутрь шиферного листа, в результате чего он не выгорает на солнце. И теперь можно производить шифер самых различных расцветок. Вдобавок производится армирование шифера, что увеличивает его прочность.

Однако главным ноу-хау является изменение конфигурации «волновой» формы шифера на форму черепицы. Это уже второй этап проекта. В результате потребительские свойства шифера в разы опередят металлочерепицу, поскольку будут иметь красивый внешний вид, дешевизну и гарантийный срок службы до 50 лет. Отечественный проект позволит потеснить на рынке китайский металлопрофиль, дорогой и недолговечный.

Также в прошлом году в Бурятии введена в эксплуатацию первая линия бутилированной воды компании «Байкал-Экспорт», первая очередь производства древесного угля в поселке Селенгинск, в конце марта должен состояться рабочий запуск первой очереди деревообрабатывающего комбината в Закаменске и другие нужные и интересные проекты. Список можно продолжать. За период реализации объем инвестиций по проектам составил 2,2 миллиарда.

Понесли персональную ответственность

Судя по всему, прорыва в работе с инвесторами удалось достичь благодаря созданию в Бурятии института так называемых проектных управляющих. Задачей данных управляющих является адресная работа и персональное сопровождение инвестора – от его поиска до старта уже внедренного проекта. Причем самое интересное, что за сопровождение проекта с последнего денег не берут – работа управляющих фонда оплачивается из бюджета. Для инвесторов, которые привыкли к тому, что с них на местах дерут с три шкуры за каждый вздох различные чиновники и проверяющие, это очень приятный бонус, что они и оценили, и во что поверили.

Добавим, что сами проектные управляющие фонда в свое время прошли жесткий конкурсный отбор, в том числе на знание английского и китайского языков, и ведь реально показали свою эффективность и работоспособность! Результат очевиден. Инвестиции, в том числе иностранные, несмотря на кризис, пошли в региональную экономику.

При этом за рамками работы фонда в обычной экономике за январь-сентябрь 2016 года в Бурятии произошел просто обвал инвестиционной активности! Так, инвестиции предприятий республики составили всего 73% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

И вот на этом «жизнеутверждающем» фоне развития министр экономики Зандра Сангадиев решил начать реформу хорошо работающего фонда. Словно принеся на алтарь курицу, несущую золотые яйца для экономики региона.

Дореформировались

Напомним, сегодня деятельность фонда, к сожалению, частично парализована. На прошлой неделе руководитель фонда Анатолий Думнов, как следует из его заявления, уволен под надуманным предлогом по указанию министра экономики Бурятии (учредителя фонда) Зандры Сангадиева. Ведь, как утверждает Анатолий Думнов, практически весь 2016 год он ощущал на себе самую «теплую заботу» руководства профильного министерства с настойчивым предложением поиска работы и ему самому, и его слишком умным проектным управляющим.

Судя по неоднократным поручениям о реформировании фонда регионального развития, на совещаниях давил на руководителя фонда и протеже Сангадиева – тогдашний зампредседателя правительства РБ Александр Чепик. И, получается, судя по приказам министерства, весь этот период чиновники не только не помогали проектным управляющим, а больше вставляли палки в колеса и им, и инвесторам необоснованными и непродуманными циркулярами! Как результат, не выдержав давления, уже уволилось трое опытных сотрудников фонда.

Причина в общем-то банальная. Действующую команду опытных управленцев Сангадиев, судя по всему, планирует заменить на так называемый «кадровый резерв». Людей, при отборе которых, судя по условиям конкурса, не обязанных иметь ни малейшего опыта сопровождения инвестиционных проектов и даже знания иностранных языков.

Более того, согласно озвученным сотрудниками фонда планам первого заместителя министра экономики Тимура Будаева, планируется провести реформирование фонда. Во-первых, увеличить численность фонда примерно в два раза. Во-вторых, вместо проектных управляющих, ведущих инвестиционные проекты от начала и до конца под личную ответственность, планируется создание нескольких отделов с отсутствием персональной ответственности за каждого инвестора. Так называемая коллективная безответственность – первое, что приходит на ум, когда видишь «реформы» подобного рода. Как свидетельствует печальный российский опыт, если хочешь ликвидировать хорошо отлаженную отрасль, бесконечно ее реформируй. Мы это уже не раз проходили. Как правило, результат один и тот же – никакой.

При этом не лишним будет напомнить, что врио главы Бурятии Алексей Цыденов, выступая перед Народным Хуралом РБ в начале своего вступления в должность, обозначил вопросы привлечения инвестиций в экономику республики в числе приоритетных. Выходит, пока руководитель республики ставит одни задачи, его непосредственный подчиненный Сангадиев занимается только тем, что «реформирует» тех, кто и без него хорошо работает? Быть может, стоит поправить в этом непонятном начинании Зандру Гэндэновича? В противном случае о золотом дожде инвестиций в Бурятию можно будет забыть надолго.

Дмитрий Родионов, «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.