02.04.2018
Почему инфантильному человеку трудно жить?

Каждый из нас в минуты ностальгии мечтает хотя бы на миг вернуться в детство, где каждый день был солнечным и счастливым. Детьми быть легче: о тебе заботятся, кормят и одевают – знай только, играй в песочнице. Но что делать, если, вырастая, человек так и остается ребенком? «Избавиться от инфантильности нельзя – можно только повзрослеть. Парадокс в том, что принятие своей детскости – это первый шаг на пути к взрослению», – уверен психолог Игорь Бадиев.

Конец подросткового возраста – 25 лет

– Игорь Валерьевич, расскажите, что такое инфантильность – плохо это или хорошо?  

– Помните анекдот? В детстве я хотел стать взрослым, прошло время, и теперь другие люди хотят, чтобы я стал взрослым. Инфантильность – это несоответствие психологических качеств биологическому возрасту человека. Отмечу, что термин касается только взрослых людей. Что же такое быть взрослым, существуют ли вообще взрослые люди или все мы в той или иной степени инфантильные? 

Жесткой границы между зрелостью и детскостью нет. Эта грань проходит в районе подросткового и юношеского возраста и характеризуется тем, что человек приобретает необходимые качества и навыки для полноценного и автономного функционирования в социуме. Если с юридической точки зрения все четко – в 18 лет человек уже полноправный гражданин, то в психологическом плане все не так однозначно. Вопрос в том, насколько хорошо сформировались у подростка социальные качества и насколько они соответствуют требованиям общества. 

Я уже не раз говорил, что жизнь в современном социуме усложняется, система общества становится все сложнее, и человеку требуется все больше времени и сил, чтобы освоиться в ней. Сейчас, например, в развитом мире концом подросткового периода и выходом во взрослое состояние считается возраст в районе 25 лет. 

– Неужели? 

– Что это за возраст? Это переход от подросткового периода к юности. В подростковом возрасте ведущим видом деятельности является общение со сверстниками. Подросток научается общаться, осваивает навыки социального взаимодействия, а к юношескому возрасту он переходит к учебно-профессиональной деятельности. Дело в том, что самоопределиться в профессиональном плане к 18 годам человек еще не может. Это общемировая тенденция. 

Подросток еще недостаточно хорошо знает себя, мир и недостаточно владеет всеми необходимыми социальными навыками и знаниями, для того чтобы выбрать профессию. Поэтому в развитых странах человек учится очень и очень долго, там лишь к 25 годам он понимает, кем хочет быть. А у нас ребенок, окончивший школу, уже должен выбрать профессию и идти учиться осваивать ее.

– В итоге поступает лишь бы куда …

– Да, этот выбор ребенок осуществляет неосознанно, зачастую под действием внешних обстоятельств – родителей, учителей, друзей. По сути правильность этого жизнеопределяющего выбора оказывается, по большей части, случайной. Если проанализировать, какова статистика выпускников, которые работают по специальности, то выяснится, что это единицы. Это большой вызов для всей системы образования, которая должна перестроиться с учетом общемировой тенденции инфантилизации. 

Инфант не принимает себя

Это объективная сторона вопроса. Чаще же мы говорим об инфантильности касательно конкретных субъектов – человек по годам уже взрослый, а ведет себя, как ребенок. Почему же взрослый человек оказывается незрелым? По сути это вопрос о том, что такое здоровая личность. Если понимать здоровую личность так, как понимал ее американский психолог Гордон Олпорт, который ввел понятие «зрелая личность», то окажется, что количество зрелых людей у нас очень и очень мало. 

Чем отличается взрослый от ребенка? Ответ на этот вопрос и скажет нам, чем различается зрелая личность от инфантильной. 

– Ответственностью? 

– Да, инфантильная личность перекладывает ответственность за свою жизнь на других людей или обстоятельства. Такой человек считает, что все его беды – результат действия внешних факторов. Осознание, что есть какая-то внешняя причина твоей неудовлетворенности, вызывает у него большой спектр негативных эмоциональных переживаний. Человек становится раздражительным, резким, категоричным в оценках. 

Зрелый человек, принимая ответственность за свою жизнь, в первую очередь избавляется от резких оценок окружающих. Он принимает за факт, что люди имеют право быть такими, какие они есть, что они сами несут за себя ответственность. Это первая характеристика зрелой личности. 

Вторая очень важная характеристика зрелой личности – человек принимает себя таким, какой он есть. Инфантильный человек считает себя ущербным. Он не принимает свои недостатки. Вопрос не в том, что у зрелого человека их нет,  просто зрелая личность понимает, что достоинства и недостатки – это исключительно субъективная характеристика, которая зависит от тех или иных условий. Одна и та же черта в одних условиях будет достоинством, в других – недостатком. Поэтому он очень спокойно относится ко всем своим кажущимся достоинствам и недостаткам, к своим успехам и неудачам. Это позволят ему воспринимать их адекватно. Незрелая личность не принимает себя и пытается стать лучше, чем она есть на самом деле. 

Все черты хороши

– Это ведь хорошо, что человек работает над собой? 

– Внешне кажется, что эта работа над собой, направленная на избавление от недостатков. Но по сути своей это не является саморазвитием, это является результатом непринятия себя. Это значит, что он не любит себя, в понимании между «я – реальное» и «я – идеальное» у него большой разрыв. Он стремится к идеалу. Зрелый же человек понимает, что идеальных личностей не существует. 

Незрелый человек в стремлении к идеалу загоняет себя в водоворот действий, направленных на саморазвитие. Но работа над собой должна быть обращена не на устранение своих недостатков, а на их принятие. И на понимание, что это не недостатки, а лишь результат столкновения какой-то личностной особенности с теми или иными условиями.

– Получается, понятия «недостаток» вообще не существует?

– Его нет. Не бывает плохих и хороших черт личности. Это лишь оценка, быть хорошим или плохим нельзя. Ты можешь быть хорошим или плохим относительно чего-то. Например, шоколадный торт – это хорошо, а для больных диабетом – это плохо. 

– А если человек ленивый, и он борется со своим недостатком – ленью?

– Если мы будем рассматривать лень как склонность экономить энергию, то у этой особенности есть свои отрицательные и положительные стороны. Отрицательные – это, например, низкая активность, игнорирование каких-то требований: ленивый человек не  занимается спортом, моет посуду не после обеда, а перед ним. Положительная сторона – это то, что ленивый человек в силу своей склонности экономить энергию очень хорошо находит более экономичные способы решения задач. И в этом плане, если оценивать человека не по достигнутым результатам, а по соотношению этого результата и затраченных усилий, получится, что ленивый человек – высокоэффективный. 

Инфантильный человек будет воевать с ленью, а зрелая личность будет бороться не с ленью, а с тем, чтобы учиться использовать эту свою особенность во благо. Осуществлять переоценку ситуаций – где эту черту можно применять, а где нет, где она полезна, а где вредна. 

«Я есть – и это хорошо»

И третья особенность зрелой личности – это способность заботиться о других людях. Незрелый на это не способен. Вокруг нас много людей, которые только тем и занимаются, что заботятся о других. Но здесь важно понимать, что такое забота. Это, в первую очередь, любовь и принятие другого человека таким, какой он есть. Это не попытка перестроить, сломать другого человека, а его полное принятие.

Когда ты принимаешь самого себя, тогда ты умеешь принимать другого человека таким, какой он есть, ты можешь реально заботиться о другом, оказывая помощь, но не снимая с него ответственность, не принимая ее на себя. Помогать ему, а не навязывать свою помощь. 

Незрелая личность заботится навязчиво, что называется, «догнать и причинить добро». Зрелая – понимает и знает, что человек свободен и он имеет право от этой помощи отказаться.  

Например, жена алкоголика заботится о муже – вытаскивает его из подворотен, обстирывает, опохмеляет, чтобы он не помер с утра. Успокаивает детей, чтобы они его не разбудили. Можно ли ее действия назвать заботой? 

– Внешне – да. 

– Это похоже на заботу, но по сути жена не помогает алкоголику. Она делает все для того, чтобы он продолжал пить, создает ему благоприятные условия и тем самым усугубляет его зависимость. Почему? Потому что она принимает на себя ответственность за поведение мужа. 

Жена больного алкоголизмом характеризуется системой созависимости. Незрелые личности вообще склонны к формированию зависимых и созависимых отношений, потому что у них граница между «я» и «другие» размыта. 

Если покопаться в мотивах этой женщины, окажется, что они носят исключительно эгоистический характер. Глубинная мотивация ее действий заключается в том, чтобы чувствовать свою нужность. Для незрелой личности жизненно необходима нужность, она добивается ее любой ценой. Поэтому его забота навязчива – «как же ты без меня?». 

Для зрелой личности нет необходимости постоянно подтверждать свою нужность, потому что такая личность относится к себе как к самоценности. Она нужна и важна просто по факту своего существования: «Я есть – и это уже хорошо». 

– Как «рождаются» целостные личности? 

– Они формируются в процессе воспитания и саморазвития. Воспитание закладывает основу, но первостепенную роль в развитии гармоничной и здоровой личности играет саморазвитие. В подростковом возрасте личность собирается, а дальше она просто зреет. Для этого не нужно предпринимать каких-то специфичных действий, саморазвитие заключается не в количестве семинаров и тренингов. Это внутренняя работа над собой, работа со своим отношением, в первую очередь, к самому себе и к другим людям.  

– Как избавиться от инфантильности?

– Избавиться от инфантильности нельзя – можно только повзрослеть. Парадокс в том, что принятие своей детскости – это и есть первый шаг на пути к взрослению. 

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
^