Пчелы против меда?

Попытка сокращения Хурала обречена на провал
A- A+
Как стало известно «Номер один», группа депутатов Народного Хурала намерена повторить попытку внесения в региональный парламент инициативы по кардинальному сокращению численности законодательного собрания, которая составляет сегодня 66 человек. 

В планах – успеть рассмотреть реформу парламента на июньской сессии Народного Хурала. Однако эксперты полагают: попытка сокращения обречена на провал по целому ряду причин. Главная из которых – еще никто и никогда в России добровольно не ликвидировал свои доходные места накануне выборов. Напомним, в сентябре этого года будет избран новый состав Народного Хурала Бурятии. 

Идея фикс

Как и всякая маниакальная идея о сокращении всего и вся, попытка оптимизации численности депутатского корпуса предпринималась неоднократно. Причем в этом рвении сами депутаты продвинулись не слишком далеко.  

Более того, в конце «нулевых» под разговоры о необходимости экономии средств на депутатский корпус провели реформу по созданию смешанной системы формирования парламента. При которой число народных избранников увеличилось с 65 депутатов до 66. Инициаторы оптимизации мотивировали это тем, что число избранных по одномандатным округам (33) должно соответствовать числу выбранных по партийным спискам (33). По-другому нарезать округа не получалось, в результате и возникла довольно мрачная цифра 66, к которой, если добавить шестерку, получится вообще какая-то чертовщина. 

Сегодня же один из инициаторов сокращения – председатель комитета по законности и государственному устройству Борис Ботоев – предложил уменьшить число депутатов до 50 с нынешних 66. 

Инициатива не затронет одномандатные округа, а уменьшит число депутатов, выбираемых в результате голосования за партии, это так называемые депутаты-списочники. Таким образом, новую нарезку одномандатных округов можно не проводить и завершить реформу Народного Хурала в более разумные сроки.  

Скучные перспективы

Как говорят эксперты, очередной раунд борьбы за сокращение депутатского корпуса возник не на пустом месте.

– В недрах администрации главы Бурятии эта идея вынашивалась давно, ведь Хурал, как показал скандал со снятием спикера Матвея Гершевича, стал неуправляем, – говорит информированный источник «Номер один». – Появился даже список из 25 депутатов Народного Хурала, в основном это «старожилы», которые были признаны нежелательными в новом созыве. И секвестр депутатского корпуса – один из элементов создания более лояльного Хурала, с которым предстоит работать в новом, шестом по счету созыве парламента главе Бурятии Алексею Цыденову.

Действительно, в более компактном и контролируемом исполнительной властью Народном Хурале увеличится скорость продвижения инициатив правительства Бурятии. 

С другой стороны, Народный Хурал рискует окончательно превратиться в подобие принтера, который лишь печатает  заранее подготовленные  в правительстве РБ законопроекты. Ведь появляется риск того, что могут полностью исчезнуть дискуссии, альтернативные мнения и, поскольку все значимые решения будут приниматься наверху,  всем станет откровенно скучно.  

По замыслу разработчиков реформы секвестр Народного Хурала подадут под соусом «сокращения объема расходования бюджетных средств». Однако в вопросе тема экономии, судя по всему, явно не главная.

– Конечно же, сокращение нашего парламента – это исключительно политическое решение, а не экономическое, – считает депутат Народного Хурала Баир Цыренов. – При чем здесь деньги? У нас в правительстве Бурятии расходы только на одно крупное  министерство сопоставимы с расходами на весь Народный Хурал. Если бы тема экономии была в приоритете, не стало бы правительство увеличивать число заместителей председателей правительства Бурятии. Понятно же, что эта реформа законодательного собрания направлена на то, чтобы сократить число оппозиционных партий, многие из которых в Народный Хурал по новым правилам могут просто не попасть. 

В списках не значатся

Однако проблема гораздо более глубока, чем опасения лишения ряда оппозиционных партий своего представительства в Народном Хурале при новой системе. Ведь главные противники сокращения находятся, прежде всего, в рядах «Единой России» («ЕР»).
Например, сегодня по спискам «Единой России» в Народный Хурал избрано 20 парламентариев. 

Все они попали в парламент в экономически благополучном 2013 году, когда рейтинг правящей партии находился на пике. Сегодня же «ЕР» при росте протестных настроений, даже при сильном желании уже не сможет повторить своего триумфа по спискам. Соответственно, число депутатов-«единороссов», попадающих в следующий созыв Народного Хурала, и так снижается по объективным причинам. А тут еще и добровольное сокращение списка претендентов. 

Ведь праймериз партии по выборам в Народный Хурал намерены провести до июньской сессии. И получается, парламентарии вначале потратят деньги на праймериз, застолбив свое место в партийных списках. А вскоре обнаружат, что список претендентов на попадание в новый состав Народного Хурала им же самим придется сокращать как минимум наполовину! А это не поддается никакой аппаратной логике.

– Речь идет об их месте в этой жизни, об их доходах и карьере, поэтому сокращение депутатского корпуса – это поистине революционная ситуация для Народного Хурала, –  считает политический эксперт Григорий Тупик. – Поэтому попытка принятия этого важнейшего для их выживания вопроса с кондачка, на  последней в этом созыве июньской сессии Народного Хурала,  является утопией. Я сомневаюсь в том, что депутаты вообще получат кворум на этой судьбоносной для них сессии!

Самоликвидации не будет?

– Предстоит изменить Конституцию Бурятии, что потребует  получения 75% голосов «за» предлагаемые поправки, так что перспективы голосования по этому вопросу никакие, – убежден политик Игорь Бобков. 

По словам политика, «в самом Народном Хурале нет достаточно серьезной и консолидированной силы, которая способна запустить процесс урезания численности, а по сути – самоликвидации».

– Депутаты, выступающие с этой инициативой, в основном  являются VIP-пенсионерами и завершают свою политическую карьеру. Чего нельзя сказать о большинстве других депутатов, которые своими руками никогда не откажутся от власти, – отметил Игорь Бобков.  

Напомним, в 2016 году группа депутатов из 22 человек, судя по всему, не без благословения прежней администрации главы Бурятии уже пыталась внести законодательную инициативу по секвестированию численности парламента.

Но в итоге большинство подписантов отозвали свои подписи под документом, и предложение законодателей тихо умерло в дебрях Народного Хурала. Похоже, такая же  судьба ждет и очередное подобное предложение.

Дмитрий Родионов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.