Уроки в радость

Как помочь ребенку научиться учиться?
A- A+
Многие родители сталкиваются с проблемой нежелания ребенка учиться. Они обвиняют школьника в лени и наказывают, а между тем в том, что некогда любопытный малыш превратился в двоечника, виноваты они сами. «Нужно очень постараться, чтобы отбить у  ребенка естественное желание познавать мир», – уверен психолог Игорь Бадиев.

Тупик познания

– Игорь Валерьевич, расскажите, почему дети не хотят учиться.  

– Человек по своей природе устроен так, что постоянно познает окружающий мир. По сути задача нашей психики заключается в том, чтобы познать и объяснить мир. Стремление к познанию – это, наверное, то, что отличает человека от животных, оно заложено в нас с рождения. Естественно, чем меньше человек, тем больше он стремится к познанию, тем выше его интерес к миру. Залезть куда-то, разобрать, сломать, задать кучу вопросов – это все проявления познавательной активности ребенка. 

Задача взрослого заключается в том, чтобы способствовать этому познанию, чтобы заложенная от природы активность проявлялась и развивалась. Когда мы начинаем ограничивать познавательную активность ребенка, мы гасим его интерес к миру.

Когда мы начинаем ругать ребенка за любопытство, за то, что он хочет что-то разобрать, когда он начинает задавать вопросы, которые кажутся нам глупыми или неуместными, или нам просто некогда, и мы отмахиваемся от ребенка, мы тем самым наказываем его познавательную активность, мы даем, что называется, отрицательное подкрепление. В результате интерес к миру у ребенка снижается. Это закладывает основу всей познавательной деятельности человека. 

Когда ребенок с пониженной познавательной активностью приходит в школу, оказывается, что он в принципе не умеет познавать. Лишний раз что-то спросить у учителя он не может, для него это табу – нужно делать только то, что ему говорят. Ребенок не познает, а учится действовать по инструкции. Но познание по инструкции в принципе невозможно. 

В начальной школе закладывается отношение к учебе

Когда ребенок идет в школу, то и родители, и учителя хотят, чтобы он хорошо учился, получал хорошие оценки. Но ребенок не хочет учиться. Почему? Вопрос об учебной мотивации – один из основных в обучении, он дает ответ, почему ребенок учится или не учится. 

Да, безусловно, самая тяжелая ситуация – когда у ребенка в принципе отсутствует мотивация к учебе, и он совсем не учится. Но это крайний, очень запущенный вариант. Нужно очень сильно постараться, чтобы отбить у ребенка любое желание учиться. Ведь, если мы вспомним возрастную периодизацию, то окажется, что возраст от семи до 11 лет (с первого по четвертый класс) – это время, когда ведущим видом деятельности человека является учеба, через нее происходит его психическое развитие. Так же, как в дошкольном это была игра, в младенчестве было общение с матерью, а в подростковом возрасте – общение со сверстниками. 

Именно в период с семи до 11 лет закладывается основная познавательная учебная мотивация и отношение ребенка к учебе. В дальнейшем при переходе в подростковый возраст учеба уходит на второй план и ведущей деятельностью становится общение. Подросток учится уже в большей степени по накатанной, в зависимости от того, какая мотивация у него сложилась в тот период начальной школы. Поэтому начальная школа является основополагающей для формирования учебной мотивации, которая сохраняется у ребенка на всю жизнь. 

Сдвиг в сторону прагматичности

Когда заходит вопрос о том, как мотивировать ребенка на учебу, любимый вопрос, который я задаю родителям и учителям, – зачем ребенку учиться? Интересно, что подавляющее число взрослых очень уверенно и сразу отвечает: «Чтобы преуспеть в жизни». 

Кто-то из родителей говорит ребенку, что он должен ходить в школу так же, как взрослые ходят на работу. Кто-то дает ребенку свободу, возможность учиться или не учиться, кто-то, наоборот, заставляет его учиться. Но сам подход, когда взрослый предполагает, что ребенок учится для того, чтобы преуспеть в жизни, несет в себе искажение мотивации. Ведь по сути ребенок учится не для этого. Он учится для того, чтобы развиваться. Это необходимое условие для его развития. 

Наша задача – сделать так, чтобы именно в этот период ребенку нравилось учиться. Когда ему это будет нравиться, он будет учиться. А у нас часто происходит сдвиг в сторону прагматической мотивации. Как итог, мотив учебной деятельности и ее цель оказываются не связанными друг с другом. Ребенок учится, чтобы чего-то достичь в жизни, а конечная цель с этим не связана. Когда мотив и цель не совпадают, деятельность не приносит удовлетворения и не дает желаемого.  

Отсюда ребенок не усваивает знания и способы познания, не учится учиться, а занимается тем, что зарабатывает оценки. Естественно, что он не научается приобретать знания, и отношение к учебе у него складывается негативное. 

В итоге уже к средней школе, когда ребенок входит в подростковый возраст, у него складывается утилитарное, прагматическое, отношение  к процессу обучения – «математика мне нужна, а литература нет. Зачем мне рисование и физкультура?». Такое отношение закладывают взрослые. Зачем нам эти предметы? Они в жизни не пригодятся, зачем изучать тангенсы и котангенсы? Но ведь школьное образование не готовит специалистов, задача общего образования заключается в том, чтобы дать общее развитие,  чтобы ребенок научился находить новые способы решения различных познавательных задач.   

Вы можете зайти, например, в четвертый класс и спросить у ребенка: «Почему ты учишься?». И вам ответят: «Чтобы не работать дворником». Ответ ребенка должен быть несколько иным – «потому, что мне нравится учиться, потому что это интересно».

Самостоятельность – залог успеха

– Как сделать, чтобы учеба доставляла удовольствие? 

– Первое, что нам необходимо сделать, – это чтобы учебные задания в школе и дома ребенок делал сам. 

– Почему? 

– Потому что все, что мы делаем сами, доставляет нам наибольшее удовольствие. Например, ребенку задали сделать дома поделку. За него ее сделала мама. В школе ребенка похвалили, ему понравилось. Но он этого не делал, за него домашнее задание сделала мама. Сама деятельность никак не одобрялась – одобрялся лишь результат, поэтому, для того чтобы получить похвалу, ребенку проще попросить кого-то сделать за него. 

От самого процесса он не получил удовольствие. В следующий раз, когда ему нужно будет сделать поделку, он сделает ее, но она будет оценена хуже, чем поделка мамы. В итоге его деятельность окажется не успешной по сравнению с деятельностью родителей. А зачем ему делать то, что не получается? Любой человек хочет быть успешным, поэтому лучше найти того, кто это сделает хорошо, или отказаться от этой деятельности вообще. 

Безусловно, помощь взрослого необходима ребенку, но она не должна заменять саму деятельность. В лучшем случае работа должна быть совместной. Но сами действия ребенок должен выполнять сам. 

Конечно, делать поделку или любое домашнее задание вместе с ребенком сложнее. Это требует гораздо больше времени и сил, чем просто взять и решить задачку вместо него. От родителей требуется терпение и усидчивость, но результат стоит того. Затраченное время и силы приведут к тому, что в дальнейшем ребенок будет выполнять домашнее задание самостоятельно. 

Если мы сейчас сделаем за ребенка задание, мы будем делать за него до тех пор, пока сможем это делать. В какой-то момент у нас не хватит знаний и навыков, и ребенок просто откажется выполнять эту деятельность. Он откажется учиться, потому что он сам никогда самостоятельно не учился.         

Счастье от успешной учебы

Второе: самостоятельная деятельность обязательно должна быть успешной. Что это значит? Все успехи, которые ребенок достигает в учебе, необходимо заметить и похвалить. Но это должны быть реальные достижения, пусть небольшие, но успехи, которые он сделал в самостоятельной деятельности.  

Отмечать и хвалить нужно не за достигнутый результат, а за то усилие, которое ребенок приложил для достижения этого результата. Все люди разные, дети тоже, для достижения одного и того же результата разным детям требуются разные усилия. И если для одного решение задачи дается очень легко, то для другого решение той же самой задачи –  результат очень сильных усилий. Соответственно, эти усилия должны быть отмечены, и за них он должен получить похвалу. Именно тогда он будет чувствовать успех. Естественно, так как оценивается не конечный результат, а усилия, то в принципе сравнение результатов деятельности разных детей между собой не допустимо. 

Третье: нельзя сравнивать одного ребенка с другим по степени их успешности, результативности и нерезультативности. Успех ребенка должен сравниваться с самим собой. Именно тогда достижение этого успеха будет приносить удовольствие, сама деятельность будет положительно подкрепляться эмоцией удовольствия. А мы всегда стремимся к тому, что делает нас счастливыми. Постепенно это войдет в привычку, и начнет свою работу механизм, который называется «сдвиг мотива на цель», когда цель становится мотивом, а мотив – целью. Тогда ребенок учится, потому что это ему нравится. 

Четвертое условие, которое способствует тому, чтобы ребенку нравилось учиться, – ни в коем случае учеба не должна выступать в роли наказания. А это очень широко у нас практикуется. Если ребенок в чем-то провинился, мы наказываем его учебой – «получил двойку – сиди, читай», «нахулиганил – иди, решай примеры», «сделал уроки на завтра – делай на послезавтра». Любое наказание приносит неудовольствие. Так чему тогда удивляются родители, когда после всего этого ребенка воротит от учебы?

Соблюдая  эти четыре базовых принципа, особенно в начальной школе, можно сделать так, чтобы учеба для ребенка стала любимым и интересным делом. 

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.