Показуха для рейтинга

Майские указы в Бурятии по детским садам выполнили только на бумаге
A- A+
Без малого пять лет назад были изданы так называемые «майские указы», призванные улучшить социальную обстановку в стране по целому ряду направлений. В том числе по обеспечению местами в детские сады в нашей республике. Однако время показало, что вместо выполнения этих задач  местные чиновники были вынуждены заниматься показухой и рапортовать федеральному центру о полном выполнении майских указов.  

Очередей нет

Напомним, еще два года назад, в конце декабря 2015-го, чиновники мэрии Улан-Удэ отчитались о том, что проблема очередей в детсадах искоренена окончательно и бесповоротно. 

Однако буквально в считанные дни после заявления очередь в детские сады не только не исчезла, но и многократно выросла и далее пошла по нарастающей. Так к сегодняшнему дню, по состоянию на 23 апреля 2018 года, долгожданных путевок в муниципальные детские сады ждут 22 тысячи 667 детей.  В чем же причина скачкообразного роста очередей в детсады? Ведь городу тогда были выделены  деньги на решение проблемы доступности детского дошкольного образования в столице региона. 

Итак, начнем разбор полетов по порядку. Тем более что разбираться будем с аудиторами Управления Федерального казначейства Минфина РФ  в целевом расходовании бюджетных средств, выделенных в конце 2015 года на модернизацию и ремонт детских садов. Речь идет о 129 миллионах рублей, которые пошли на создание дополнительных мест в детских садах города. Деньги поступили в Улан-Удэ из федерального и регионального бюджетов в рамках совместного финансирования госпрограммы.

Здесь необходимо признать, что, несмотря на солидную вроде бы  сумму, этих денег изначально не хватило бы на решение проблемы. Ведь в 2015 году, по некоторым сведениям, стоимость создания одного места в типовом детском саду на 120 мест приближалась к 650 тысячам рублей. 

Иначе говоря, на эти деньги в Улан-Удэ теоретически можно было  построить полтора детского сада. Это, конечно, не решило бы проблему. Но мы могли хотя бы задать вектор движения вперед к медленному снижению остроты проблемы доступности детских садов в столице республики. 

Но, увы, в Бурятии был выбран ускоренный вариант. Тот самый, который в итоге превращает все в фарс и банальную показуху. Ведь тогдашнее правительство Бурятии, возглавляемое Вячеславом  Наговицыным, требовало от мэрии Улан-Удэ «ускорения», и местным чиновникам дали жесткое указание  немедленно освоить выделенные им деньги и отчитаться наверх о выполнении майских указов до конца 2015 года.

Городить заборы

Хотя, если бы была услышана точка зрения городских властей, на эти средства можно было реально что-то сделать. Начать хотя бы работы по проектно-сметной документации по новым детским садам. Либо, в крайнем случае, расширить существующие детские сады за счет перепланировок и пристроев для существенного увеличения числа мест.    

Однако все было сделано так, как у нас делается обычно. Сроки поджимали, и в октябре  2015 года в Улан-Удэ собрали заведующих детских садов и большинству из них просто раздали деньги. С указанием поторапливаться. Последние были так обрадованы неожиданно свалившимися деньгами (после стольких-то лет безденежья), что начали буквально городить заборы. То есть закрывать свои самые острые болячки, которые не решались годами. Кто-то ремонтировал пищеблок, кто-то музыкальный зал, а кто-то огораживался. Все же понимали, что реально очереди не убрать. Поэтому делали кто во что горазд. 

Вот что фигурирует из объяснительной заведующей детского сада №89 «Журавленок» города Улан-Удэ  в ходе проверки учреждений дошкольного образования на предмет целевого использования бюджетных средств:

«В дефектной ведомости и локальном сметном участке на капитальный ремонт включен также и ремонт забора, так как ограждение находится в ветхом состоянии с большими «дырами», сетка-рабица заржавела и опоры не держит. На территорию детского сада проникают агрессивные бездомные собаки, которые нападают на детей, также дети самостоятельно могут выйти за территорию детского сада».

Трудно упрекнуть заведующих – им бы дырки в хозяйстве элементарно закрыть, чтобы дети не разбежались. О каком выполнении майских указов тут говорить? 

В тесноте и обиде

Тем не менее что-то надо было делать, и одну из групп в данном детском садике отремонтировали и зачислили туда деток. Напихали горемычных, как селедок в бочку.

«После проведения капитального ремонта в группе №10 на одного ребенка числящихся в группах в возрасте три года и старше по состоянию на 1 января 2016 года приходится 1,28 квадратных метра», – указывается в отчете. При этом, как отмечают проверяющие,  норматив на одного ребенка данного возраста не должен быть меньше двух квадратных метров. 

И здесь мы переходим к главному. На бумаге деньги были освоены, созданы тысячи новых мест в детских садах города. В том числе за счет уплотнения. Забегая вперед, скажем, что и оно было во многом бумажное, поскольку показатель «один ребенок на два квадрата» легко проверяется – за этим смотрят прокуратура и другие контролирующие органы. 

Которые наказывают заведующих  рублем за перенасыщение площадей в детсадах. Поэтому все оформили в основном на бумаге, которая многое стерпит. В реальности число посещающих детские сады выросло не намного. 

После рапортов о ликвидации очереди в Улан-Удэ в конце 2015 года и раздачи путевок в детсады всем желающим в реальности родители-очередники уже в январе 2016 года столкнулись с тем, что они не смогли сдать своих детей.  Заведующие им заявили, что они зачислены, но нужно немного подождать, мол, не закончены ремонты и так далее. В реальности тянули до лета 2016 года, когда детсадовцы старшего возраста стали переходить в школу и освобождать места для очередников. 

Так, детсад  «Журавленок» отчитался о создании 65 дополнительных мест. Но на момент проверки, как явствует из объяснительной заведующей, «из 65 выписанных путевок 29 детей посещают детский сад и распределены по группам, а остальные 36 детей проходят медосмотр и после окончания ремонта будут приняты в группу №40».  То есть из 65 детей большинство не смогли попасть в детский сад.

Дальше – больше. Именно в 2016 году масштаб очередей в  детские сады Улан-Удэ вырос в геометрической прогрессии – в тысячу раз! Раньше ведь она росла более или менее контролируемо, поскольку летом старшие дети переходили в школу, и она постепенно двигалась. Но после форсирования ситуации на рубеже 2015–2016 года все очередники заполнили детсады до отказа, и очередь перестала двигаться. Это очень напоминает хаос в аэропортах, когда на какой-то период происходит задержка вылета. 

Далее число задержек нарастает, и в какой-то момент аэропорт полностью парализуется, не в силах обработать большое количество рейсов. Так и у нас, от «нуля» в конце 2015 года  очередь к концу 2016 года стала выражаться трехзначными числами. А сегодня вообще перевалила за 22 тысячи человек. 

Таковы результаты показухи и «ускорения». Кстати, по результатам проверки часть федеральных денег, выделенных на детские сады, в связи с нецелевым характером использования данных средств затем были сняты с регионального бюджета. 

Ума палата

Причин сегодняшнего ахового положения с детскими садами в Улан-Удэ немало. Помимо демографического всплеска, на ситуацию серьезно повлияло во многом рукотворное разрушение единой системы муниципальных детских садов. В 90-е годы, когда мы провалились в демографическую яму, в детских садах стало мало детей, и их стали закрывать с целью «оптимизации». 

Однако недальновидная политика правительства Бурятии (возглавляемого тогда Леонидом Потаповым) привела к тому, что детские сады в регионе стали передаваться всем кому не лень. Так, например, практически  любой руководитель вновь создаваемой федеральной или республиканской структуры считал своим долгом обратиться в правительство с просьбой подыскать им пустующее здание. И бурятские чиновники легко брали под козырек. Так в 90-е годы детсады передали школе милиции, службе судебных приставов в Железнодорожном  районе Улан-Удэ, управлению по борьбе с организованной преступностью МВД по РБ, Счетной палате РБ и другим структурам. 

Причем, как рассказал автору этих строк тогдашний мэр Улан-Удэ Валерий Шаповалов,  когда он пришел к власти (в 1995 году), большинство малокомплектных детских садов уже перепрофилировали. И когда ему стали указывать на необходимость передачи остающихся  детсадов, он отказался. И предложил альтернативный вариант – если здания пустуют, то передавать их в аренду за небольшую плату.  С тем чтобы, когда ситуация изменится и начнется рост рождаемости, можно было вернуть их городу, сделав ремонт и запустив в них детские группы. 

Однако федералов передача в аренду не устроила. Президент РБ Леонид Потапов тогда  предлагал мэрии передавать объекты без каких-либо условий. И когда в 1997 году Потапов снял Шаповалова с должности, остающиеся пустующие детские сады безвозвратно передали в собственность федералов и в частные руки. 

И детских садов, когда маятник демографии качнулся в сторону, стало остро не хватать. 

Другие регионы, в отличие от наших «умников» с докторскими диссертациями, знали, что сады скоро заполнятся. Что в начале 2000-х вступит в детородный возраст многочисленное новое поколение родителей.  И там бездумно не отдавали детские сады, а сохраняли их. Не удивительно, что в том же Иркутске с населением в 623 тысячи сегодня насчитывается аж 114 муниципальных детских садов! В Улан-Удэ с населением в 431 тысячу человек – всего лишь 50 муниципальных садиков. Населения у нас меньше иркутского на 44%,  а детских садов меньше в 2,2 раза.  

Ну и, конечно, в Иркутске не только сохраняют, но и строят гораздо больше детских садов, чем у нас. А не уплотняют и не занимаются показухой. 

Дмитрий Родионов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.