Колесо оборзения

Как бюджетные миллионы исчезают в  парках отдыха Улан-Удэ
A- A+
Видеокамеры по цене подбитого «Боинга», урны втридорога и одноразовый асфальт. Мы провели собственное расследование на тему – как благоустраивают городские парки и сколько стоит реконструкция на самом деле. 

Одна урна по цене трех

Каждый год власти страны и республики выделяют миллионы рублей на ремонт общественных мест отдыха Улан-Удэ. Довольные чиновники перерезают красную ленту, рапортуют о проведенных работах, называя баснословные суммы затрат. Но что будет, если проверить эти цифры и узнать, сколько на самом деле стоят проведенные работы? 

Открытие парка имени Жанаева прошло почти незаметно. Чиновники выступили перед собравшимися жителями поселка Восточный, «толкнули» громкую речь и разошлись восвояси. Никто особо не обратил внимания на озвученную сумму ремонта. Между тем на благоустройство было потрачено 43 миллиона рублей. Для сравнения: на эти средства можно было купить примерно 15 трехкомнатных квартир или 86 достаточно качественных легковушек. Масштабный размах, правда? Но те, кто сразу представил «Диснейленд» на месте старого места отдыха, горько ошибутся. 

В парке Жанаева нет американских горок, экстремальных каруселей. На эти средства здесь всего лишь заасфальтировали дорожки, установили фонари, урны и скамейки. Был отремонтирован фонтан и автостоянка, протянут летний водопровод, чтобы поливать кустарники. Поставили новый туалет (куда же без него), площадку для выгула собак и установили видеонаблюдение по всему периметру парка, чтобы следить за всей этой «красотой». 

– 15 миллионов потратили максимум, никак не 43! Это же видно невооруженным глазом, – дают оценку обновленному парку прохожие. 

Мы решили проверить слова завсегдатаев парка и провели собственное расследование. Для начала изучили смету. Судя по отчету поставщика, в парке проводили работы, по меньшей мере сравнимые со строительством многоэтажки. Огромными объемами закупались цемент, строительные смеси, трубы и прочее. 

Однако сравнения стоимости товаров со среднерыночными ценами натолкнули нас на размышления. К примеру, обычные урны. Судя по документам, их купили 40 штук по цене почти 3000 рублей за одну. Заходим на сайт среднестатистических продавцов урн, находим в точности такую же мусорку и – але оп! – там она стоит 875 рублей. 

– Еще у нас есть примерно такие же урны, но гораздо дешевле. Вместе с доставкой обойдутся в 700 рублей за штуку, – сообщили нам в одной из фирм. 

Этот же поставщик готов был продать скамейки, идентичные тем, что стоят в парке. Лавочка обошлась бы в три тысячи рублей, в то время как чиновники заплатили за одну  6500. И это далеко не все, что нам удалось проверить. Честно признаться, разница в ценах порой шокировала. 

Золотые камеры

Прогуливаясь по парку, мы обратили внимание и на скучающие лица детей. 

– Пойдем кататься? – обратилась малышка к своему папе, указывая на огромное колесо обозрения. 

Мужчина вздыхает и пытается объяснить ребенку, что аттракцион сломан. Это колесо не работает много лет. Жители очень надеялись, что его отремонтируют в рамках благоустройства. Но не случилось.  

– По моим сведениям, в парк приезжали московские специалисты, которые оценили ремонт колеса в восемь миллионов. Другими словами, проще купить новое, чем отремонтировать старое, – говорит Алексей Тулонов, начальник отдела благоустройства КГХ Улан-Удэ. 

К слову, стоимость нового колеса обозрения, в зависимости от размеров, варьируется от четырех до двадцати миллионов рублей. Почему его не смогли купить, чиновник объяснить не смог. 

Зато вокруг неисправного аттракциона поставили новый железный забор. Он обошелся в 230 000 рублей. Зачем, спросите вы? Никто не знает. Старый забор вполне устраивал горожан. Может, новую ограду установили, чтобы асоциальные элементы не украли огромную металлическую конструкцию? 

Но для чего тогда там охрана и установленные по всему периметру камеры видеонаблюдения? Мы спросили в одной из специализированных компаний, за сколько они готовы установить точно такое же видеонаблюдение, как в парке. К слову, там стоит 16 камер. 

– Тысяч двести будет стоить вместе с установкой. Вообще недавно у нас был подобный заказ, мы установили 47 камер за 330 тысяч рублей. Ну, если вы, конечно, хотите суперкамеры, которые будут распознавать лица и даже надписи на одежде, тогда 16 камер вам обойдутся в восемьсот тысяч максимум, – рассказали нам в фирме. 

А теперь – внимание! Установка системы видеонаблюдения в парке имени Жанаева обошлась бюджету почти в четыре миллиона рублей! Да-да, вы все правильно прочли, не 200 тысяч, а без малого четыре миллиона наших с вами налогов. 

Дизайнерские камни и отсутствующий газон

Прогуливаясь по парку, мы обратили внимание на асфальт. Несмотря на то что дорожное покрытие уложили в прошлом году, местами оно крошилось. Его можно было без особых усилий поддеть пальцами и расковырять. К слову, асфальтирование дорожек и парковки обошлось в 7,5 миллиона рублей. 

Чуть меньше ушло на освещение и водопровод. На трубы и насосы потратили 2,5 миллиона, на  60 уличных фонарей  – около четырех миллионов рублей. 

– Полив сделали, вот только кто будет поливать, непонятно, как обычно все засохнет, – возмущаются посетители парка. 

Впрочем, некоторые саженцы уже засохли, среди насаждений легко заметить пустые лунки. А ведь здесь рассаживали поистине уникальные растения: пузыреплодник, курильский чай, бересклет, розу ругозу и даже настоящий виноград.  

Больше всего удивило присутствие в отчете поставщика строки «семена газона». На них потратили 67 тысяч рублей, но даже намека на прорывающуюся к солнцу траву мы не заметили.

– С озеленением в парке очень плохо обстоят дела. Раньше здесь было много деревьев, дышалось легко, а сейчас что? Все деревья повырубили, новые засыхают от недостатка полива, – возмущены посетители. 

Может, и действительно здесь посадили растения на 2,5 миллиона рублей, но, честно сказать, не заметно. К слову, в этом году парку вновь выделят деньги на озеленение. Планируется высадить почти четыре тысячи сосен. Почему это не сделали в рамках реконструкции, непонятно. Возможно, не хватило денег…

Зато хватило на покупку якобы ландшафтных дизайнерских камней. Узнав цену, мы пришли к выводу, что камни действительно дизайнерские. Как минимум от Вячеслава Зайцева. За булыжники, которые ничем не отличаются от тех, что валяются у нас под ногами, заплатили около 20 тысяч рублей. 

По творческому решению их уложили аккурат возле скульптурной композиции «Семья», которую, кстати говоря, купили по цене частного дома. 

Туалет по цене однушки

Сцена, с которой окрыленные от счастья чиновники вещали горожанам о прекрасно отреставрированном парке, обошлась в 2,8 миллиона рублей. 

Мобильный туалет вместе с установкой обошелся в… полтора миллиона. Поискав на различных сайтах, мы обнаружили, что точно такие же туалеты можно купить в два, а то и в три раза дешевле. Неужели полсуммы отдали за какую-то установку?  

К тому же, как выяснилось, «золотой» туалет закрыт. Прохожие поясняют: «Там до сих пор не проведена система канализации». 

– Я вообще не вижу особых изменений. Каким парк был, таким он и остался. Детская площадка, какая была, такая и осталась, тренажеры тоже были, на что такие деньги потратили, непонятно,  – недоумевают жители Восточного. 

В комитете городского хозяйства Улан-Удэ подтвердили: никаких дополнительных спортивных или детских сооружений в рамках реставрации парка не закупалось. Сделали ремонт дорог, освещение, видеонаблюдение, туалет, поставили скульптуру и по мелочам отремонтировали. 

Стоит отметить, что долгое время вопрос реконструкции парка курировал Игорь Марковец, депутат Народного Хурала и по совместительству председатель Бурятского исполкома ОНФ. По странному стечению обстоятельств, сразу после того как выполненные в парке работы были благополучно приняты заказчиком и вся суматоха вокруг 43 миллионов улеглась, Игорь Васильевич сложил полномочия фронтовика. 

Заказчиком ремонта выступал комитет городского хозяйства Улан-Удэ. К тендеру допустили трех участников, однако двоих по разным причинам отстранили от участия в конкурсе. Таким образом, одержала верх компания «Ремстрой», которая в итоге выполнила все вышеперечисленные работы в парке.

Стоит упомянуть о владельцах «Ремстроя». Учредителями являются некая Елена Федорова и Дмитрий Панисов. Первая, кроме основной работы, имеет еще и свое ИП по производству металлических дверей и окон. Когда-то на ее имя было открыто еще два предприятия, которые на данный момент не действуют. 

Дмитрий Панисов также имеет свое ИП по производству окон и дверей. Кроме того, бизнес-партнеры некогда были учредителями компании ООО «Бетомикс+». Сейчас не имеют отношения к компании, по крайней мере официально. 

«Ворочают миллионами»

Компания «Ремстрой» – довольно солидная, про таких говорят, «ворочают деньгами». Годовой доход – 207 миллионов. Но тот факт, что фирма постоянно выигрывает все крупные правительственные и муниципальные контракты, наводит на размышления. 

К примеру, в феврале «Ремстрой» выиграл очередной конкурс по строительству второй очереди онкодиспансера на сумму почти 200 миллионов рублей. Компания обскакала пятерых участников. 

Проведением аукциона многие остались недовольны. К примеру, была жалоба ООО «ВМВ – Сервис ТТ» из Самары. Компания выразила несогласие с отдельными положениями аукционной документации, нарушающими, по ее мнению, требования закона о контрактной системе. 

Другими словами, фирме почти всегда удается отломить кусок пирога. Вот и ремонт в парке имени Жанаева не стал исключением. 

Кстати, реконструкция места отдыха проходила в рамках программы «Формирование комфортной городской среды». Почти все финансирование данного проекта поступило из казны страны. 

– Работы по благоустройству парков и скверов будут выполняться в течение пяти лет, до 2022 года. За этот период отремонтируют 14 объектов на сумму 184,8 миллиона рублей, – сообщили нам в администрации Улан-Удэ. 

Сейчас «жанаевской участи» ожидают два сквера (на Бурводе и в Загорске), а также бульвар Карла Маркса. По всей видимости, вскоре и там повесят видеокамеры за четыре миллиона или рассадят деревья, за которыми никто не будет нормально ухаживать. И вновь чиновники будут вещать с высоких трибун о том, как много они сделали для народа. То есть снова все пойдет по кругу. Эдакое «колесо оборзения». 

Елена Темникова, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.