Новая «радость» для фермеров

Бурятия пытается ударить по «черному рынку» сельской продукции
A- A+
Продуктовых операторов Бурятии заставляют войти в новую систему. Все, кто участвует в обороте сельхозпродукции, вынуждены подключаться к единой электронной системе «Меркурий».

Загоняют всех

Система электронного оформления ветеринарных документов коснулась школ, детсадов, больниц, магазинов, предприятий общепита, всевозможных предприятий по переработке мяса, молока, а также самих сельхозпроизводителей.

Лозунг красив – очистить рынок продуктов от нелегально производимой еды (и прочих нелегальных товаров сельхозпроисхождения), повысить безопасность продуктов на прилавках. Видимо, нелегальщину стало невозможно победить иными методами. Вот Бурятия со всей Россией вместе и попала в сети «Меркурия».

– Нелегальные производства утрачивают возможность осуществлять свою деятельность, – заверили нас в Управлении Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия.

Хочешь продавать продукцию, например, животного происхождения – лучше присоединиться. Это вполне можно назвать административным давлением на целый ряд отраслей экономики. Потому что разрешительные ветеринарные документы теперь будут оформляться лишь в этой электронной системе. Причем нужно успеть подключиться к ней до 1 июля 2018 года. 

Кто не вступит, тот будет безжалостно выброшен с потребительского рынка. Как говорят, давай, до свидания! Для личного потребления оформление ветдокументов не требуется. Но если ведете коммерческий оборот мясной продукции, яиц, молочки, то без «Меркурия» вы изгой.

Тут не только пресловутые «курки, яйки, млеко». Перечень подконтрольных товаров, оборот которых станут обязательно сопровождать ветеринарными документами, в «Меркурии» огромен. 

Он уже официально утвержден Минсельхозом России. От живых овец, КРС, птицы до колбасы, готовых (или консервированных) моллюсков и панцирей черепах.

– По состоянию на 13 апреля 2018 года к системе «Меркурий» подключились уже 1479 хозяйствующих субъектов на территории Республики Бурятия, – сообщили нашему изданию в Управлении Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия.

Будете резать корову к 1 сентября?

Масса частных подворий Бурятии забивают к 1 сентября корову-другую, чтобы сдать перекупщикам, выручить деньги на сбор детей в школу. Им также надо регистрироваться в «Меркурии».

Лучше сделать это сегодня. Если толпы «первосентябрьских» ЛПХ (личных подсобных хозяйств) осознают новшество в августе и одновременно рванут к ветеринару регистрироваться, произойдет наплыв клиентов и ступор. У ветврача идут плановые профилактические мероприятия, а тут еще к нему прибегают десятки ЛПХ…

– Регистрацию производим как мы, так и может это сделать ветеринарная служба на селе. Но стоит учесть, что на селе возможностей меньше, и нагрузка на одного ветврача огромна, – говорят в Россельхознадзоре.

По тем частным подворьям, которые в теплый сезон сдают молоко заезжим скупщикам, тоже существует правило – ЛПХ должно раз в месяц подтвердить ветблагополучие хозяйства, оформить ветсправку. Значит, сдатчик молока должен быть в «Меркурии». Скупщик, прежде чем брать молоко, проверяет эту справку.

Не думайте, что «Меркурий» – это что-то маленькое и неважное. В его сетях, по сути, – вся сельхозпродукция!

Теневая экономика нелегальной еды

Жители Бурятии рассказывают о разнообразных подозрительных сценах. Например: мелкая позная, вечер, последние клиенты. Подъезжает легковушка, из багажника мужики вытаскивают мешки с проступающими пятнами крови – внутри мясо. Заносят прямо через центральный вход. 

Что за мясо? Прошло ли полагающийся контроль? Неизвестно.

Да, «Меркурий» призван дать прослеживаемость, допустим говядины, вплоть до куска мяса в тарелке лагмана в улан-удэнском кафе. Есть даже возможность отслеживать перемещение партии груза по территории РФ с учетом ее дробления!

Но никто не имел и не имеет представления о масштабах нелегального оборота в Бурятии сельхозпродукции. Это часть теневой экономики республики.

Республика не может отследить даже нелегальный оборот своей сельхозпродукции, что уж говорить о привезенной из других регионов. Продать, не отразив движение «объекта» в документах, можно. К примеру, за наличные – приехавшим на отару друзьям, однокашникам, да хоть на шашлык любому проезжающему. И никакого «Меркурия».

Придут с проверкой? Они услышат: «Эти двадцать глупых баранов убежали в лес, и больше я их не видел. Бараны и есть бараны…».

Однако на полках магазинов Бурятии еда, возможно, на самом деле станет легальнее, без подделок. Большие каналы нелегального сбыта закрываются.

Уже «омеркурились»

С большим размахом система внедряется в социальной сфере республики.

– Около 90 процентов всей бюджетной сферы (больницы, школы, детсады) уже внедрили информационную систему «Меркурий». У них были ведомственные приказы об обязательной регистрации, – подводят предварительные итоги в иркутско-бурятском Россельхознадзоре.

В Улан-Удэ, по словам Ульяны Афанасьевой, председателя комитета по образованию, сорок муниципальных детсадов уже получили логин и пароль для входа в систему «Меркурий», сорок сотрудников работают в ней. Это 83 процента всех муниципальных садиков.

– Оставшиеся восемь МДОУ пройдут регистрацию до 1 июля. Никаких финансовых затрат муниципальные детсады не несут. Создавать новую штатную единицу для работы в личном кабинете «Меркурия» нет необходимости. В муниципальном детском саду контроль за поставками продуктов питания осуществляет руководитель учреждения, а также кладовщик или специалист по закупкам, который ведет работу в системе, – говорит Ульяна Афанасьева.

Частные детсады Улан-Удэ также проинформированы о необходимости регистрации в системе «Меркурий».

Среди 38 медучреждений, закупающих продукты питания, к «Меркурию» подключилось 31. Новых штатных единиц вводить не будут. Системой займутся имеющиеся диетсестры, кладовщики, завпроизводством. Замминистра здравоохранения Светлана Замбалова дала гарантию, что к июлю подключатся все попадающие под контроль учреждения.

Не все были готовы

– Сначала срок подключения был до 1 января 2018 года. И я подключился в середине декабря. Для производителей разницы практически нет, кроме одной – у кого крупное хозяйство, им удобнее всю документацию вести в электронном виде. Отправляешь документы, получаешь печати, в конце получаешь результат в электронном виде. По большей части, для общественного питания, для крупных товаропроизводителей, в данном случае это удобнее, – оценивает «Меркурий» фермер Зоригто Иванов,у  него уже приличный стаж фермерства.

Несмотря на все технологии, за ветсправку по-прежнему надо будет платить.

– Забил фермер свою буренку. Получает от местного ветеринара справку. Раньше ее выдавали за деньги. Сейчас то же самое, платите те же деньги, только вы не получаете ничего на руки (теперь все в цифровом виде. – Прим. ред.). За само же обслуживание в системе нет оплаты. Но я думаю, что система «Меркурий» будет меняться. 

По его словам, сейчас система крайне неудобная. Для людей, которые не умеют пользоваться компьютером, пока она очень сложна. При этом большинство фермеров в Бурятии – люди за сорок лет и выше, 50–60 лет. Для них это большая проблема. 

– И даже специалисты-ветеринары. У меня, например, в деревне ветеринар старше 60 лет. Для нее оформить документ, справку – большая проблема. Она не занимается этим. Она звонит в управление, в управлении с ее слов делают электронную справку, – отмечает фермер.

Как известно, срок перехода на «Меркурий» по РФ был сдвинут на полгода позже, ибо «омеркуривание» шло медленно.

– Большинство фермеров просто не готовы к этому оказались. И немного не готовы сами ветеринарные службы, потому что у каждого специалиста должен быть компьютер или ноутбук. Его надо обслуживать, надо платить за связь. Всех пожилых ветеринаров надо научить пользоваться компьютером и Интернетом. Это большая проблема для нас, – констатирует бурятский фермер Зоригто Иванов.

По мнению нашего собеседника, «Меркурий» – очередной мощный инструмент госконтроля. Ранее такое же было сделано с алкоголем. Теперь это модно – когда каждое ведомство внедряет свою систему: одну систему строят промышленники, другую систему – Россельхознадзор, третью – банковская система, четвертую – налоговики. 

Кстати, штраф за «Меркурий» для юрлиц начинается от 100 тысяч рублей.

Петр Санжиев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.