Бурятию втихую сдают китайцам

Возмущение народа может повлиять на выборы в Народный Хурал
A- A+
Огромные территории бурятской тайги будут отданы китайцам под заготовку древесины. Это новый виток «единороссовской» политики по расширению сотрудничества с Китаем.

Работники пилы и топора…

Предполагается, что китайцы закрепятся на полученных таежных площадях на 49 лет.

Для общественности эта новость прозвучала как гром среди ясного неба. Многие жители Бурятии возмущены, что сдача республики китайцам происходит без какого-то широкого обсуждения.

Речь о проекте фирмы «МТК-Дженькей». Ее генеральным директором является господин Ли Шубо. Насколько удалось установить, он же является единственным учредителем фирмы, и ее уставный капитал равен ста тысячам рублей, то есть фирма, на первый взгляд, не очень и крупная. Существует примерно пару лет. Вот ей и планируется передать огромные, отборные таежные массивы.

Что пойдет под китайские топоры и бензопилы? Выбор пал на участки в Еравнинском и Закаменском районах. Этот «межрайонный» проект даже включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов – недавним приказом Минпромторга России. Ежегодный объем заготовки древесины предусмотрен на уровне 236,7 тысячи кубометров.

В этих отдаленных сельских районах узнали про все это чуть ли не случайно. Так, в Закамне прошел День министерства природных ресурсов. В райадминистрации состоялся круглый стол.

Как признаются шокированные закаменцы, новость, что «МТК-Дженькей» заходит в местную тайгу, стала «настоящим открытием для собравшихся на встрече глав сельских поселений, депутатов районного и городского советов… Конечно, известие это вызвало шквал вопросов на грани негодования. Исчерпывающих ответов на эти вопросы в ходе круглого стола собравшиеся, поставленные перед фактом вхождения китайцев в леса Закамны, не получили…».

Позднее минприроды республики коротко сообщило сельчанам кое-какие детали. Оказалось, «объем инвестиций по проекту составляет 753 миллиона рублей собственных средств инвестора. Планируется выпуск пиломатериала, технологической щепы, клееной и погонажной продукции и топливных брикетов».

Распределение лесосеки между двумя районами неравномерное. Больше всего будут вырубать в Еравне. 

Из ежегодных планируемых заготовок «МТК-Дженькей» в 236,7 тысячи кубометров в Закамне (там проект охватит более восьмидесяти тысяч гектаров) будет заготавливаться до 83,5 тысячи кубометров в год.

Кстати, договор аренды с «МТК-Дженькей» пока не заключен. Но после утверждения проектной документации на участки, их постановки на кадастровый учет Республиканское агентство лесного хозяйства (РАЛХ) будет рассматривать заявление фирмы насчет предоставления участков леса.

В еравнинской тайге, как сообщили «Номер один» в РАЛХ, подобраны лесные участки в 147 тысяч гектаров (с ежегодным допустимым объемом вырубки ликвидной древесины в 153,3 тысячи кубометров). Больше, чем в Закамне.

– Заготовка древесины будет осуществляться сплошными и выборочными рубками в соответствии с утвержденными проектами освоения лесов на лесных участках, прошедшими государственную экспертизу с положительным заключением, – добавили в РАЛХ.

«Тихая» передача лесных угодий китайцам возмутила многих жителей Бурятии, которые все последние десятилетия видят, как беспощадно рубят тайгу. 

Об этом чиновники не скажут на торжественном митинге на главной площади республики. И масштабную пресс-конференцию о полувековой сдаче гигантских площадей тоже трудно ожидать.

«Здесь завтра будут китайцы»

Передача тайги китайской фирме проходит в предвыборное время – грядут сентябрьские выборы в парламент Бурятии.

Для политического мира республики, где балом правят «единороссы», приход в республику китайцев – самая закрытая тема. Об этом предпочитают не говорить. Или говорят в восторженном плане – «да здравствуют китайские туристы!».

Единственным, кто громко и публично заявлял о приходе китайцев в Бурятию, был активист Батодалай Багдаев. Баллотируясь несколько лет назад в парламент республики, он стал известен своим эмоциональным высказыванием «здесь завтра будут китайцы».

Тогда это восприняли со смехом. А если сегодня возмущение от тихой сдачи богатств республики китайцам охватит народ, то сие грозит стать причиной политических изменений в Бурятии. В частности, причиной утраты «ЕР» контроля над Народным Хуралом.

Если пойдет народная агитация против политики «единороссов», бурятские избиратели могут отказать в поддержке кандидатам от «ЕР». Людям нужны ягоды, орехи, грибы, дичь, лекарственные травы, чистая вода и воздух. И не только в Еравнинском и Закаменском районах, где вот-вот завизжит хор китайских бензопил.

Улан-удэнцы тоже хотят, чтобы сельчане продолжали привозить на городские рынки вкусные, полезные, экологические чистые дикоросы. Без тайги ничего не будет.

Возмущение может заметно изменить состав нового Народного Хурала и его взгляд на политику правительства республики…

Подкарауливать в тайге и расстреливать лесозаготовителей, конечно, никто не будет. Если что, все выльется в политическую область, а не в криминальную. Вполне можно ожидать и раскола в среде самих «единороссов» Бурятии.

Китайские сказки Бурятии

Десять лет назад, в 2008 году, в Бурятии вышла в свет книга переводчицы Виктории Раднаевой. Улан-удэнка неплохо знает Китай. Наверное, ее вполне можно назвать китаеведом. Книга называлась «Китай – моя первая сказка». Напечатана на русском языке, конечно.

«В небольшом Улан-Удэ почти четвертью фирм, и зарегистрированных, и работающих нелегально, владеют китайцы. Как правило, они создаются в форме ООО или ИП», – описывала десять лет назад автор реальности Улан-Удэ.

Будучи поклонницей Китая, она давала китайцам советы.

«Китайской диаспоре, разрозненной и не совсем дружной, сегодня нужно создавать национальный культурный центр. Их дети должны изучать родной язык в воскресной школе, землякам нужно встречаться, чтобы обсуждать проблемы и помогать друг другу не просто выживать, а преуспевать вдали от родины», – с заботой о китайцах писала переводчица.

Конечно, отмечала и волну прихода китайцев в Россию. Вспоминала ассимилировавшихся китайцев первой волны начала двадцатого века. 

«Среди них – талантливые писатели, художники, артисты. Один из них – народный артист СССР Саян Раднаев (Ян Вен Тун). Сейчас идет вторая волна миграции китайцев в Россию», – писала в книге Виктория Раднаева.

В отличие от нее многие жители Бурятии с настороженностью смотрят на приход выходцев из Китая. 

Они четко ощущают, что в сотрудничестве с китайцами республика обычно является слабым партнером. Это же ощущают многие жители Иркутской области, Забайкальского края, Амурской области и других регионов, сталкивающихся с китайцами чаще всего.

К слову, наше издание поинтересовалось мнением Республиканского агентства лесного хозяйства о том, как отразится реализация этого проекта на водности Еравнинского района, на озерах Еравны, на численности диких животных, птиц в районе, ведь сократится площадь их мест обитания. 

РАЛХ сообщил, что не может ответить. Другими словами, ведомство не знает ничего на сей счет.

Обстановка накаляется

Рассказ о масштабной сдаче тайги китайской фирме прозвучал и на улан-удэнском митинге сторонников оппозиционера Алексея Навального.

– 49 лет – это значит насовсем. Отдают очень хороший лес. Отдают то, что мы берегли, считали свои достоянием. Все советское время нам объясняли в школах, что лес – наше богатство. Нашу землю отдают Китаю! То, что сейчас происходит, это просто из рук вон. На это смотреть молча – уже невозможно, – выступила Ольга Байшникова, эколог и защитник Байкала.

Она рассказала о том, что происходит в соседнем Забайкальском крае. 

«Когда леса нет, начинается опустынивание. Они свой лес продали Китаю. Реки, которые были когда-то полноводными, люди купались – сейчас там просто рвы пустые», – описала она жизнь забайкальцев.

Ольга Байшникова провела сравнение с фильмом «Аватар». «Как там персонаж фильма говорил, помните? Анобтаниум – двадцать миллионов за кило, вы сидите на моих бабках, вас надо подвинуть. Так вот у нас, ребята, «Аватар»! Мы находимся в очень страшном положении», – заявила она митингующим.

Предварительно, после Дня Победы, 11 мая в Закаменске хотят провести сход на площади. «Народ настроен там очень решительно», – сообщила эколог. Неизвестно, чем закончится этот сход и вообще – как отреагирует власть на народное возмущение. Но думается, бизнес-проект по сдаче леса китайцам никто отменять не будет.

Петр Санжиев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.