Музеи без границ

Открывать людям с ограниченными возможностями всю жизнь, а не создавать отдельные приспособленные уголки
A- A+
В таком направлении движется Бурятия. Это мировой тренд. Музеи тоже открываются для них. Но с люди с ограничениями требуют особого подхода. 18 мая в Улан-Удэ пройдет традиционная акция «Ночь в музее». В Художественном музее прошел очередной обучающий семинар для сотрудников. 

Шаг за шагом

В Художественном музее запущен проект для слабослышащих «Музейный видеогид». Мобильный видеогид представлен планшетами с размещенными на них видеофильмами на жестовом языке – по экспонатам постоянных экспозиций «Изобразительное искусство Бурятии», «Русское искусство конца XVIII – начала XX веков». 

В Музее истории Бурятии в конце ноября прошлого года были презентованы 16 новых предметов в «Тактильной юрте» с новой программой для слабовидящих «Доступная юрта». Также в Музее истории закончилось переоборудование санузла.

Для создания доступной среды в минувшем году бюджет республики выделил Национальному музею Бурятии 810 тысяч рублей. В текущем году финансирование продолжается. Предполагается выделить 282 тысячи рублей на приобретение акустической системы. Она предназначена для использования на мероприятиях с участием людей со слуховыми аппаратами и имплантами.

Спикерами на нынешнем семинаре были Галина Горбатых, председатель Фонда инвалидов-колясочников «Общество без барьеров», и Марина Асхадулина, незрячая. Доступно, понятно, показав все на своем примере, они осветили некоторые моменты в обслуживании лиц с ограничениями.

Урок на ступеньках

Семинар был как теоретический, так и практический – на реальных лестницах музея, в выставочном зале, в коридорах.

На личном примере Галина Горбатых показала, как работать с колясочниками. Прежде всего – спрашивать, нужна ли помощь. Если нужна, как помочь.

– Я была в Москве на конференции. В неосвещенном тамбуре колеса моей коляски уперлись в порог. Я не успела ничего сказать, как студент берет и толкает. В итоге коляска осталась, а я вылетела, обе ноги сломала, – предупредила она о последствиях.

Это не единственный случай, когда колясочница падала наземь из-за ошибок людей, искренне желавших помочь. На лестнице музея было наглядно показано, что надо делать.

– Если надо что-то преодолеть, спускаться по ступенькам, лучше делать это на задних колесах, тогда человек точно не вывалится. Если вы взялись за коляску, надо сказать об этом. Когда отпустили, надо сообщить, что вы уже не держите коляску, – комментировала Галина Горбатых свой наглядный урок – ее спускали и поднимали по лестнице.

Марина Асхадулина на практике показала, как надо вести незрячего посетителя – там, где много препятствий и где мало, как показать расположение стула и так далее.

Семинар был наполнен вещами, о которых порой никто не задумывается. К примеру, если вы разговариваете с колясочником, и рядом есть стул, сядьте на него. Чтобы не смотреть на инвалида сверху вниз.

Нет – дискриминации и унижению

Раньше господствовала идея создания для людей с ограничениями своеобразных «резерваций». Но в 1960-х годах в США появился социальный подход – надо начать создавать среду, чтобы такие люди включились в жизнь, как и остальные. Это был совсем иной взгляд на инвалидность.

– Есть свои правила, – отметила Галина Горбатых.

С ними не очень знакомы даже в крупных музеях России. Она рассказала, как в музейном комплексе под Санкт-Петербургом она не смогла попасть на второй этаж.

– Музейные сотрудники подошли, начали извиняться и предлагать альтернативную программу. Но при этом они обращались не ко мне, а к сопровождающему. Нельзя так делать, обращайтесь напрямую к колясочнику, – поделилась Галина Горбатых простыми секретами.

В ходе семинара работникам музея рассказали о Конвенции ООН о правах людей с ограничениями. В РФ все документы скорректированы под нее. В закон «О музеях» тоже внесены нужные изменения. Всем напомнили, что Конвенция ООН ввела понятие «дискриминации по признаку инвалидности». «Если вы вашу услугу не должным образом предоставляете, отказываете в предоставлении, то это можно расценивать как дискриминацию. Любой может идти и отстаивать свои права», – предостерегли слушателей.

Несколько лет назад в республике было порядка 80 тысяч граждан с ограничениями.

– Процесс инвалидизации очень большой идет. Первой группы у нас 10,5 тысячи, второй группы – 38 тысяч, третьей группы – 27 тысяч человек. Детей с ограничениями – около пяти тысяч. Людей с интеллектуальными нарушениями на самом деле тоже очень много, и статистика растет очень сильно, особенно в детском возрасте, – отмечает Галина Горбатых.

Была рассмотрена правильная организация работы сурдопереводчиков, права людей с собаками-поводырями, как работать с группами инвалидов и т. д.

Служба информации «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.