Осторожно: воздух
В первом квартале 2018 года столица Бурятии попала в тройку самых загрязненных российских городов с превышением допустимых концентраций по опасному веществу бензапирен в 37 раз
Столь неутешительные для нас данные были обнародованы в ходе исследования Росстата «Социально-экономическое положение в России в первом квартале 2018 года».
Заслуженная «бронза»
По данным исследования, самыми загрязненными по бензапирену оказались сибирские города. Хуже всех обстоят дела в Чите, там в начале 2018 года концентрации этого опасного вещества превышали допустимый уровень в 57 раз, в Барнауле (52 раза) и Улан-Удэ (37 раз). Тройку «лидеров» объединяет одно – у нас очень холодно, и жилье отапливается в основном углем, чаще всего низкосортным и плохо сгорающим в топках.
Качественный, хорошо сгорающий уголь, добываемый в наших регионах олигархическими структурами, населению, как правило, не достается, поскольку он экспортируется за рубеж. Туда же уходит и газ, который при сгорании практически не выделяет вредных примесей. Бурятии остается лишь топить грязным топливом зимой, нанося вред людям. Дело в том, что бензапирен является сильным канцерогеном и ответственен за рост числа онкологических заболеваний в регионе.
Как известно, значительную долю токсических поступлений в атмосферу дает частный сектор Улан-Удэ, который топит низкосортным углем, он плохо горит, что усиливает смог.
Минимизировать ущерб помог бы льготный ночной тариф на электроэнергию.
– Нам следует переходить на использование льготного или даже нулевого тарифа на электроэнергию в ночное время, как в Улан-Баторе, – убежден политик Игорь Бобков. – Иначе мы тут все задохнемся в Улан-Удэ, поскольку ущерб от бензапирена населению города в виде болезней и увеличение дней нетрудоспособности из-за роста заболеваний дыхательных путей, а также онкологии – просто колоссальный. И необходимо срочно предпринимать меры!
По словам Игоря Бобкова, назрело наведение порядка с тарифами на поставку в Бурятию сжиженного газа. Тогда он станет не столь дорогим, как сейчас, и часть потребителей перейдет на него. Он подчеркнул, что при сжигании газа практически не образуется вредных веществ.
Стоп машина
Однако экологи полагают, что основной источник поступления в атмосферу Улан-Удэ бензапирена – это не мелкие котельные и топки, а выбросы автотранспорта. По данным ГИБДД, сегодня в Улан-Удэ стоят на регистрационном учете около 100 тысяч автомобилей, которых с каждым днем становится больше.
– Именно автотранспорт, особенно оснащенный коптящими дизельными двигателями, выделяет львиную долю бензапирена в атмосферу нашего города, – убежден доцент кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности ВСГУТУ Сергей Шапхаев. – Причем автотранспорт загрязняет воздух в непосредственной близости от людей, в том числе от него страдают сами автомобилисты, находясь в пробках.
Эколог видит проблему в том, что значительная часть автотранспорта устарела и выделяет повышенное число токсических выбросов. Кроме того, в городе не налажен экологический контроль за содержанием токсических веществ в выхлопах автомобилей, и здесь необходимо внедрение на предприятиях производственного контроля с помощью газоанализаторов.
Эксперты полагают, что самый реальный способ сделать воздух наших улиц чистым, как в некоторых европейских городах, – это перевести автотранспорт на электрическую тягу, а также использовать машины, работающие на сжиженном газе и гибридных двигателях.
Но для этого федеральный центр должен ввести нулевые пошлины на электромобили и гибриды. Ведь электромобили в стране не производятся, поэтому придется завозить. Правда, в этом случае наступят на горло околокремлевским нефтяным олигархам, что просто немыслимо для нынешнего чиновничества.
Так что Росстату и другим ведомствам еще долго придется лишь констатировать катастрофическую ситуацию с воздушным бассейном сибирских городов, ничего не делая для ее изменения. Но на региональном и муниципальном уровне что-то можно сделать уже сегодня, ведь, как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
Дмитрий Родионов, «Номер один».
Заслуженная «бронза»
По данным исследования, самыми загрязненными по бензапирену оказались сибирские города. Хуже всех обстоят дела в Чите, там в начале 2018 года концентрации этого опасного вещества превышали допустимый уровень в 57 раз, в Барнауле (52 раза) и Улан-Удэ (37 раз). Тройку «лидеров» объединяет одно – у нас очень холодно, и жилье отапливается в основном углем, чаще всего низкосортным и плохо сгорающим в топках.
Качественный, хорошо сгорающий уголь, добываемый в наших регионах олигархическими структурами, населению, как правило, не достается, поскольку он экспортируется за рубеж. Туда же уходит и газ, который при сгорании практически не выделяет вредных примесей. Бурятии остается лишь топить грязным топливом зимой, нанося вред людям. Дело в том, что бензапирен является сильным канцерогеном и ответственен за рост числа онкологических заболеваний в регионе.
Как известно, значительную долю токсических поступлений в атмосферу дает частный сектор Улан-Удэ, который топит низкосортным углем, он плохо горит, что усиливает смог.
Минимизировать ущерб помог бы льготный ночной тариф на электроэнергию.
– Нам следует переходить на использование льготного или даже нулевого тарифа на электроэнергию в ночное время, как в Улан-Баторе, – убежден политик Игорь Бобков. – Иначе мы тут все задохнемся в Улан-Удэ, поскольку ущерб от бензапирена населению города в виде болезней и увеличение дней нетрудоспособности из-за роста заболеваний дыхательных путей, а также онкологии – просто колоссальный. И необходимо срочно предпринимать меры!
По словам Игоря Бобкова, назрело наведение порядка с тарифами на поставку в Бурятию сжиженного газа. Тогда он станет не столь дорогим, как сейчас, и часть потребителей перейдет на него. Он подчеркнул, что при сжигании газа практически не образуется вредных веществ.
Стоп машина
Однако экологи полагают, что основной источник поступления в атмосферу Улан-Удэ бензапирена – это не мелкие котельные и топки, а выбросы автотранспорта. По данным ГИБДД, сегодня в Улан-Удэ стоят на регистрационном учете около 100 тысяч автомобилей, которых с каждым днем становится больше.
– Именно автотранспорт, особенно оснащенный коптящими дизельными двигателями, выделяет львиную долю бензапирена в атмосферу нашего города, – убежден доцент кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности ВСГУТУ Сергей Шапхаев. – Причем автотранспорт загрязняет воздух в непосредственной близости от людей, в том числе от него страдают сами автомобилисты, находясь в пробках.
Эколог видит проблему в том, что значительная часть автотранспорта устарела и выделяет повышенное число токсических выбросов. Кроме того, в городе не налажен экологический контроль за содержанием токсических веществ в выхлопах автомобилей, и здесь необходимо внедрение на предприятиях производственного контроля с помощью газоанализаторов.
Эксперты полагают, что самый реальный способ сделать воздух наших улиц чистым, как в некоторых европейских городах, – это перевести автотранспорт на электрическую тягу, а также использовать машины, работающие на сжиженном газе и гибридных двигателях.
Но для этого федеральный центр должен ввести нулевые пошлины на электромобили и гибриды. Ведь электромобили в стране не производятся, поэтому придется завозить. Правда, в этом случае наступят на горло околокремлевским нефтяным олигархам, что просто немыслимо для нынешнего чиновничества.
Так что Росстату и другим ведомствам еще долго придется лишь констатировать катастрофическую ситуацию с воздушным бассейном сибирских городов, ничего не делая для ее изменения. Но на региональном и муниципальном уровне что-то можно сделать уже сегодня, ведь, как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
Дмитрий Родионов, «Номер один».