С ружьем против танка

Ветеран из Тунки, освобождавший Донбасс: «Раньше там немцы дома сжигали, а сейчас своих убивают»
A- A+
В годовщину Победы в Великой Отечественной мы вновь вспомним наших ветеранов. Один из них – почетный гражданин Бурятии Петр Демин. Со школьной скамьи добровольцем пошел на фронт. Три года он воевал стрелком-противотанкистом и вернулся после тяжелого ранения. Награда – два ордена Великой Отечественной войны первой и второй степени. 

Праздник на Курской дуге

Петр Степанович Демин родился 12 июля 1923 года в селе Ахалик Тункинского района. Учился сначала в ахаликской начальной школе, которой в 2016 году было присвоено его имя. Потом – в Кыренской школе-семилетке, которую окончил в 1941 году.
 
– Училось нас в десятом классе 34 человека, мы все были комсомольцами. Но через неделю после окончания школы началась Великая Отечественная война. И через два дня весь наш класс собрался около военкомата и обратился к военкому с просьбой немедленно призвать всех нас для защиты отечества, – рассказывает Петр Демин.

Военком сказал, что призовут всех, кто годен по здоровью, и велел не уезжать из дома более чем на три дня. Повестку Петр Демин получил 27 октября 1941 года.

– Был направлен бурятским военкоматом на учебу в Барнаульское военное пехотное училище, которое окончил в апреле 1942 года, и был направлен на Юго-Западный фронт. Прибыл туда 14 мая 1942 года и зачислен в 242-ю стрелковую дивизию 38-й действующей армии. Она находилась в это время под Харьковом. Всем известно из истории, и мне как участнику событий, что немцы, потерпев поражение под Москвой, решили обойти с юга, и совершили прорыв под Харьков, двигаясь на восток. Нам пришлось отступать, и мы закрепились на Дону, – говорит Петр Демин.

Здесь Юго-Западный фронт удерживал позиции, потом, после победы под Сталинградом, перешел в наступление, и войска оказались на Курской дуге. Там тоже произошло решающее сражение, потому что немцы готовили прорыв, чтобы вернуться под Сталинград и окружить Москву.

– Сражение на Курской дуге началось 5 июля 1943 года, 12 июля под Прохоровкой было огромнейшее танковое сражение. Я в это время был командиром взвода противотанковых ружей. Это для меня был день исторический: мы должны были атаковать раньше, чем немцы начали бы наступление на нас. В 5.30 ко мне приходит мой помощник и говорит: «Командир, вот тебе стакан чая и два кусочка сахара». Я говорю: «Через полчаса мы все будем кушать и вступим в бой». Он отвечает: «Товарищ командир, ты забыл, что тебе сегодня исполнилось 20 лет». И вот это двадцатилетие, которое совпало с серьезным историческим событием, мне запомнилось на всю жизнь, – вспоминает Петр Демин.

Освобождал Донбасс 

Каждый раз, когда Петр Степанович отмечал день рождения, он вспоминал Курскую битву, переломившую ход всей войны. Он вспоминает бои под Курском, как приходилось менять позиции по ночам, потому что днем следили вражеские самолеты. Задачей противотанкистов было уничтожать легкую бронетехнику. По средним и тяжелым танкам уже применяли артиллерию.

– Было противотанковое ружье Симонова, пятизарядное, и Дегтярева, однозарядное. Ими подбивали легкие танки, орудия, а еще из них можно было убрать немецкого пулеметчика за 800 метров. Можно было сбивать ими и самолеты. На Изюмском плацдарме мы сбили два самолета. Предпочитали пятизарядное ПТРС, когда много мишеней. Ружье несли двое, третий нес снаряды. Чтобы вывести танк из боя, надо суметь попасть под башню, чтобы ее заклинило. Или пробить сбоку, или сзади пробить топливный бак, он загорается. Гранату нужно метать в топливный бак или под гусеницу, если хоть одну повредить, танк сможет только крутиться на месте. Бутылки с горючей смесью метали в заднюю часть, где мотор, – вспоминает Петр Демин.

В августе «пэтээровцев» перебросили в район города Изюм на Изюмский плацдарм, чтобы не дать немцам перейти в наступление. А летом 1943 года Петр Демин освобождал от немцев Донбасс.

– В сентябре 1943 года мы оказались на Днепре. Нам поставили задачу: в трехдневный срок собраться, подготовить сплавные средства и захватить плацдарм на той стороне Днепра. Задача была очень трудная, но мы ее выполнили. Мы нашли сплавные средства, соорудили плоты, и 23 сентября вышли выше Нижнеднепровска и должны были занять плацдарм у станции Пятихатка, – рассказывает ветеран.

Петр Демин был тогда командиром роты противотанковых ружей в 84-м стрелковом полку 6-й дивизии Второго Украинского фронта. Прежний командир выбыл по ранению. Задание удалось выполнить.

– Нам помогла природа: был большой туман, и рано утром мы перешли на ту сторону, заняв плацдарм. Когда появилось солнце, мы начали нащупывать места дальнейшего продвижения, и были обнаружены немцами, которые попытались сбросить нас в Днепр. Но у нас было распоряжение командующего держаться до последнего. Мы были вынуждены попросить наших артиллеристов перенести огонь на нас. Артиллеристы оказались очень грамотными: по нашим наметкам они произвели обстрел метров на 50 впереди нас. И мы постепенно, по метру, стали продвигаться вперед под их прикрытием. К вечеру нас уже подкрепили артиллерией и танками, таким образом, наш плацдарм стал достаточно большим, чтобы отбить немцев от Днепра, – рассказывает Петр Демин.

Победу отметили работой

В одном из боев на Днепре противотанкисты, сопровождая пехоту, взяли в плен в одной из траншей восемь немцев, не успевших убежать. В январе 1944 года Второй Украинский фронт участвовал в операции по уничтожению восьмидесятитысячной группировки немецких войск на Днепре под Корсунью. В этих боях Петр Демин получил ранение.

– Была станция Шпола, через которую немцы подвозили войска. Задачей нашей роты было вместе с пехотинцами взять ее штурмом. Немцы стали нас обстреливать, когда до станции оставалось добежать 300 метров, правее меня разорвался снаряд. Мне оторвало руку, ранило голову, весь бок и спину отбило землей от взрыва, – рассказывает Петр Демин.

После этого он попал в госпиталь. В июле 1944 года был комиссован как инвалид и вернулся в родную Тункинскую долину.

– Из 34 одноклассников было призвано 28 человек. Восемь защищали Москву, снимали блокаду Ленинграда, из них погибли четверо, один, Бодиев, дошел до Эльбы и был награжден орденом Славы третьей степени. Семь одноклассников участвовали в Сталинградской битве. Трое там погибли, один Дамба Шаракшанов до сих пор жив. Всего из 28 призванных на войне погибли девять человек, из вернувшихся на сегодняшний день живы четверо, – говорит Петр Демин.

Весть о Победе он получил, трудясь комсомольским организатором на сельхозработах.

– Мы должны были 10 мая закончить посев ранних зерновых культур. А 9 мая у меня в бригаде Ахалика не хватало трактора с сеялкой, и я поехал в Тунку на машино-тракторную станцию. Ехал на коне, уже с дороги увидел: над МТС висит бархатное знамя. Я думаю, что такое? Пошел к директору, а тот почти бегом мне навстречу. Я ему: «У тебя физзарядка, что ли?». Он: «Какая физзарядка! Победа!». Я: «Какая победа?». Он: «Наши победили! Подписан акт о капитуляции!». День был хороший, солнечный. В мастерской мы провели митинг, выступавшие решили, что в честь Победы мы должны уже завтра завершить полевые работы. Он мне дал два трактора с сеялками вместо одного, – рассказывает Петр Демин.

После войны он работал в структурах КПСС, пока в 1989 году не ушел на пенсию. Но продолжал активно заниматься общественной работой, после перестройки сохранил местные партийные структуры, позже вошедшие в КПРФ. В 2016 году Вячеслав Наговицын присвоил ему звание почетного гражданина республики.

Ветерану неприятно слышать о событиях, происходящих сейчас на востоке Украины.

– Мы освобождали как раз те места, где сейчас на Украине идет война. Мне тяжело слушать новости с Донбасса. Раньше там немцы дома сжигали, так, что только трубы оставались. А сейчас там свои своих убивают. Ну что это такое? Это страшная картина, когда брат брата убивает. Оставшиеся бандеровцы, конечно, свое дело сделали, – говорит Петр Демин.

Василий Тараруев, для «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.