Цирк вместо правосудия

Улан-удэнку лишили водительских прав по ложному доносу, но ошибку исправлять никто не спешит
A- A+
Эта уникальная история случилась два с лишним года назад, когда жительница Улан-Удэ Людмила Черных вдруг обнаружила, что по ошибке и ложному доносу ее незаконно лишили водительских прав. Почти два года понадобилось женщине, чтобы с помощью экспертиз полностью доказать свою невиновность. Однако признавать ошибку суды не спешат, и ее водительские права до сих пор недействительны.

Повод для радости

А началось все 14 сентября 2015 года, когда улан-удэнка Ольга Максимова, двоюродная сестра Людмилы Черных, решила без спросу прокатиться на «Тойота-Пробокс»,  машине свекра.  На шестом километре трассы Улан-Удэ – Подлопатки Ольга развила большую скорость и, не зная правил и обгоняя по встречной полосе КамАЗ, пересекла двойную сплошную линию.

Тут-то незадачливого водителя зорко засекли находившиеся в засаде инспекторы ДПС. Когда водителя пригласили в машину, оказалось, что водительских прав у нее нет, как, впрочем, и других документов.

Но впоследствии выяснилось, что инспектор проглядел самое важное. Ведь по закону сотрудники ГИБДД, остановив водителя без каких-либо удостоверяющих документов, должны были везти ее в ближайший полицейский участок для установления личности. Однако что-то помешало им везти ее в участок. Возможно, планы спутал запах алкоголя, который стал распространяться в машине.

Как следует из документов, инспекторы дали Максимовой дыхнуть в трубку анализатора «Драгер Алкотест 6810», который показал концентрацию алкоголя в 0,18 мг/л. Что в несколько раз больше допустимого. И тут начинается странное. Ольга, испугавшись наказания, назвалась именем своей двоюродной сестры, добросовестного водителя с большим стажем – Людмилой Черных, имеющей собственный автомобиль «Тойота-Старлет».

Инспекторы пробили по базе – есть такая. Шероховатости их не смутили, и они начали быстренько оформлять протокол на фамилию Черных. А находившаяся подшофе Максимова подписалась в протоколе за сестричку. Серьезно подставив родственницу. Что поделаешь – спиртное и испуг и не такое вытворяют.

Но затем произошло непонятное. Сотрудники ГИБДД, оформив протокол, поставили «Тойота-Пробокс» на штрафстоянку. И зачем-то повезли Максимову на своей служебной машине к ней домой. Странно, поскольку извозом они обычно не занимаются. Судя по всему, сотрудники ДПС сразу не удостоверили личность нарушителя и решили как-то исправить ошибку.

Дальше события разворачивались детективным образом – гаишники высадили Максимову возле подъезда ее дома и стали ждать, когда она вынесет права или паспорт. Но Ольга, зайдя в чужой подъезд, перелезла на чердак дома и спустилась уже в свой подъезд, где спряталась у соседки. В общем, цирк. Соседки стали скрытно наблюдать в окошко за действиями сотрудников ГИБДД. Которые, прождав некоторое время, уехали.

На следующий день хозяин «Тойта-Пробокс» забрал свою машину со штрафстоянки. Но заявление об угоне писать не стал, заплатив за непутевую невестку штраф.

Без разбора

А тем временем злосчастный протокол с фальшивой подписью Черных зажил собственной жизнью. Он попал в Тарбагатайский райсуд мировому судье Инне Радионовой, которая две недели спустя без участия виновной и невиновной сторон наложила на Людмилу Черных штраф в 30 тысяч рублей, лишив ее водительских прав на полтора года.

Впрочем, учитывая, что объем «лишенцев» ежегодно растет, никто особо в суде и не разбирался. Главное – есть протокол. А какая разница, какая фамилия там стоит. Лишить, и все дела!

– Я узнала, что меня лишили водительских прав, где-то спустя месяц, когда мне стали названивать судебные приставы, – возмущается Людмила Черных. – Я долго не могла понять, о чем вообще идет речь. О каком Тарбагатае и «Пробоксе»? У меня ведь «Тойота-Старлет», но и на нем я не ездила, поскольку была в декретном отпуске.

Людмила говорит, что в сентябре 2015 года она только что выписалась из роддома и кормила ребенка грудью. Тут уж не до поездок по районам, да еще навеселе. Но потом она догадалась, что речь идет о машине свекра двоюродной сестры. Родственница, когда ее приперли, ничего отрицать не стала и ударилась в слезы: прости! И заплатила штраф.

Дальше они вместе пошли в Тарбагатайский райсуд, и Черных обжаловала постановление судьи Радионовой.

Толстый и тонкий

Казалось бы, ошибка и ложный донос могли быть выявлены просто. Ведь сотрудники ГИБДД, даже спустя пару месяцев после события, могли легко опознать Максимову и отличить ее от Черных. Это совершенно разные люди, не похожие друг на друга!

Проблема заключалась и в том, что Черных фактически лишили средства производства – права ездить на личной машине. Ведь Черных была торговым представителем одной из торговых компаний и до родов практически «жила» в «Тойота-Старлет».  На очередном суде Максимова заявила, что она оговорила Черных. И рассказала, как все было на самом деле.

Но вот что странно: сотрудников ГИБДД никто опрашивать не стал ни на этом, ни на последующих процессах! И федеральный судья Тарбагатайского райсуда Евгений Чупошев просто отказал в жалобе Черных.

Но последняя не остановилась, а провела экспертное исследование почерка и подписи, оставленных на административном протоколе. И вот Палата судебных экспертов РБ, проверив почерк Максимовой, выдает однозначное заключение.

«Рукописный текст от имени Черных Людмилы Владимировны в протоколе об административном правонарушении от 14.09.2015 года выполнен Максимовой Ольгой Сергеевной». И Черных, вооруженная железобетонным алиби, пошла дальше добиваться правды.

Ну что тут скажешь. Той стороне логично было бы сдать назад – отменить предыдущие решения по цепочке. Ошибочка вышла, гражданочка, извините!

Протокол рулит

Но судебная система РФ такова, что признать ошибку – это нечто невообразимое.  Ведь за такой «косяк» могли пострадать многие представители вертикали власти. Поэтому Верховный суд РБ в своем постановлении от 11 февраля 2016 года отказывает в жалобе, ссылаясь... на протокол ГИБДД.

Затем Черных доходит до Верховного суда России, который слово в слово повторяет предыдущие судебные акты. Опять таки со ссылкой на злосчастный протокол ГИБДД! А как же экспертиза, что за рулем был не тот человек? А это уже не важно – есть же протокол! Все в конечном итоге возвращается к нему.  Это, похоже, самая главная в государстве бумажка, которую не перепрыгнуть!

– Мне уже все мои знакомые говорят, да брось ты это гиблое дело, пока ты судишься, срок лишения давно бы прошел, просто сдай права в ГИБДД, чтобы начался отсчет времени административного наказания, – говорит Людмила Черных. – Но для меня это вопрос принципиальный, ведь я даже скорость никогда не превышала, всегда ездила аккуратно и не хочу нести наказание ни за что.

Людмила Черных говорит, что, пройдя все этапы судебных разбирательств в России, у нее остается возможность только добиваться уголовного преследования виновных. Ну и, в крайнем случае, обращаться в Европейский суд по правам человека. И возникает вопрос: неужели по столь пустяковому и очевидному поводу, как липовый протокол, Россия будет позориться еще и в Страсбурге?

Дмитрий Родионов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.