Агония футбольной Бурятии

Вслед за крахом футбольного клуба «Селенга» на грани банкротства оказался и его преемник – «Бурятия»
A- A+
После сезона в Высшей лиге любительского дивизиона команда не сумела найти денег и вернулась в низшую лигу российского футбола.

Опять без денег

То, что местный футбол находится в загоне, говорят давно. В 2003 году обанкротилась «Селенга», которая была последней профессиональной командой. Спустя десять лет сборная Бурятии вернулась в большой футбол, вернее, в любительский третий дивизион. За пять лет сменилось три тренера и несколько директоров, но четкой стратегии развития клуба так и не появилось. В прошлом году «Селенгу» сменила «Бурятия», однако с финансами легче не стало. После сезона в Высшей лиге сборная республики наскребла всего 2,5 миллиона и вернулась обратно в первую лигу. 

Отметим, такие проблемы испытывает не только команда из Улан-Удэ. Весь чемпионат Сибири по футболу 2018 года пройдет в усеченном составе – количество команд сократится до восьми. В третьей лиге не будут играть не только «Бурятия», но и молодежные команды «Читы» и «Енисея». При этом если первые две команды снимаются из-за финансовых проблем, то красноярцы ждут итогов первенства ФНЛ. В случае выхода «Енисея» в Премьер-лигу дубль заявится на молодежный чемпионат России. Одно из вакантных мест в третьей лиге займет молодежный состав «Томи». При этом не исключено, что команда из Томска может сняться в ходе сезона ради ПФЛ, если основа сохранит прописку в ФНЛ.

Сейчас комплектование бурятской сборной идет по принципу «берем всех, кто хочет показать себя». Месяц назад Сергей Мадасов анонсировал в соцсетях просмотр желающих игроков попасть в команду. Однако и тут ФК «Бурятия» столкнулся с глухой стеной непонимания чиновников. 

Если в других городах стадион является домом футбольной сборной и на нем базируется главная команда вместе с детско-юношеской спортивной школой, то в Улан-Удэ Центральный стадион работает как коммерческий ларек. В итоге просмотр новых кандидатов тренерский штаб вынужден проводить прямо во время своих тренировок! 

– По реалиям сегодняшней жизни у нас нет своего стадиона, и мы арендуем Центральный стадион. Мы приступили к тренировкам только 27 апреля, поэтому нет возможности провести смотр ребят в какой-то определенный день. Решено, что каждый желающий может позвонить главному тренеру Александру Рубашкевичу, и он определит количество ребят по просмотру во время тренировок команды. Таким образом, мы в любом случае исполним наше обещание просмотреть желающих попасть в команду в этом или следующем году, – говорит начальник ФК «Бурятия».

Путь в никуда

Сейчас развитие главной футбольной команды республики напоминает бег в колесе. Каждый год начальник и тренер команды ищут деньги у спонсоров, круг которых очень ограниченный. Сам минспорт не готов давать больше 2,5 миллиона рублей. 

– Нет команды мастеров в Бурятии, и у ребят нет профессиональных понятий. Они могут прийти на тренировки за пять минут, они не знают, что такое командный автобус, обед перед игрой. И когда ребята видят все это в Красноярске, с такими глазами выходят играть. А там ребята получают зарплаты 30–50 тысяч рублей. Плюс премиальные от пяти до 15 тысяч за победу – и это каждому! Из них трое уже сидят под основным составом, который играет в ФНЛ. Это уже зарплаты от 70 тысяч, – говорил нашей газете главный тренер команды Александр Рубашкевич.  

Сам Рубашкевич застал еще профессиональную «Селенгу», в которую пришел 17-летним пацаном. Однако последние новости о статусе второй лиги говорят о мрачных перспективах создания команды мастеров в Бурятии.

– Чтобы вернуться во вторую лигу ПФЛ, нужна минимум трехлетняя программа подготовки к участию. У нас нет спонсора, потому что бизнесмены сильно зависят от главы. Если глава скажет «нам нужен футбол в Бурятии, нам нужна команда в профессиональной лиге», тогда будут все заинтересованы, и будет частно-государственное партнерство. Бюджет второй лиги всегда был один миллион долларов, – напоминает Сергей Мадасов. 

Даже если в Бурятии найдутся меценаты, готовые пожертвовать миллион американских денег, то траты окажутся бессмысленными. В этом легко убедиться, посмотрев таблицу зоны «Восток», куда стремится попасть сборная республики в качестве профессионального клуба. Ни комсомольская «Смена», ни «Сахалин», которые выиграли зону, не пошли дальше в ФНЛ. При этом в зоне «Восток» постоянно исчезают клубы, «Новокузнецк» умер еще в 2015 году, весной скончалась и «Якутия». При этом было заведено уголовное дело по факту растраты клубных денег, и под подозрение попал один из министров республики, Дмитрий Глушко. Оказалось, что экономист «Якутии» жила в Санкт-Петербурге. 

Официальная причина смерти клуба – он не смог справиться с финансовым кризисом, финансирование от республики было урезано в четыре раза. Если учесть, что в спокойные времена финансирование «Якутии» составляло примерно 60 миллионов рублей (по крайней мере, в прессе появлялась именно эта цифра), и предположить, что это средний для «Востока» бюджет, то ситуация следующая. Бессмысленный сезон в зоне «Восток» (можно до его начала утверждать, что победитель в ФНЛ подниматься не захочет) обойдется в 300-400 миллионов бюджетных рублей. Два бессмысленных сезона, учитывая предыдущий, – уже под миллиард рублей. 

У футболистов, с одной стороны, нет перспективы выбраться выше, а с другой – пропадает желание пытаться сделать это. Можно совершенно спокойно пинать мяч в никуда, оставаться на скамейке и перебирать клуб за клубом во второй лиге, считаясь при этом профессионалом и обкладываясь спорами по выплате зарплаты с каждым следующим клубом. 

Отметим, Владимир Гранат, который дорос до сборной России и Лиги чемпионов, не является продуктом системы бурятского футбола. Он прошел вторую лигу с иркутской «Звездой», первый дивизион – с новосибирской «Сибирью» и турнир дублеров – с «Динамо». Однако его путь не смог повторить ни один футболист из Бурятии за последние 15 лет, при этом даже во второй и первой лиге нет игроков с пропиской из Улан-Удэ. Это говорит о том, что местный футбол в тупике. Как выбраться из него, похоже, не знает никто.

Андрей Шевченко, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.