«Нам не нужны их деньги, мы требуем наказания!»

Родственники погибшего продавца ДНС подозревают, что следствие «отмазывает» депутата
A- A+
Не удивительно, ведь собственником сгоревшего помещения является депутат Народного Хурала Вячеслав Покацкий. Именно он понесет ответственность за гибель парня, если родственники докажут, что магазин превратился в пепел из-за замыкания проводки. А это уголовное дело со всеми вытекающими.  Как в Бурятии умеют заступаться за народных избранников, узнавал корреспондент «Номер один».

Краска не горючая 

Все произошло вечером 1 февраля. Продавец ДНС 26-летний Максим Батуев остался в магазине после смены, чтобы немного подзаработать. В торговом зале нужно было покрасить стены. За работу обещали 5000 рублей. 

Старший продавец закрыл парня на ключ, по всей видимости, чтобы тот в его отсутствие ничего не украл. Открыть Максима должна была кассир, которая живет неподалеку от ДНС. Но спустя двадцать минут после закрытия начался пожар, загорелась крыша магазина. И только спустя час пожарные вынесли бездыханное тело Максима. Что происходило в те минуты внутри ДНС, никто с уверенностью сказать не может.

Тем не менее следствие и сотрудники МЧС уже сделали свои выводы.

– Возгорание возникло внутри магазина из открытых источников огня и там же на месте обнаружены следы легковоспламеняющихся жидкостей. В самом очаге. Сейчас назначена экспертиза, там уже будет более развернутый ответ, – пояснили нам в Следственном комитете Бурятии.

Идентичный ответ мы услышали от спасателей. За этими официальными словами кроется ужасная версия – Максим сам поджег магазин. Девушка погибшего утверждает, что это невозможно, так как парень бросил курить, и с собой у него не было ни зажигалки, ни спичек.

– Да и не осмелился бы. До этого он рассказывал, что когда в первый день красил, начал пританцовывать и вовремя опомнился: вокруг камеры, охранники посмотрят, будут смеяться. И после этого они думают, он стал бы курить в торговом зале? Или разжигать костер?  – удивляется невеста погибшего Снежина Дашибалова.

Впрочем, это невозможно еще и потому, что пожар начался через пятнадцать минут после закрытия. Курить с перерывом в пятнадцать минут не умеют даже заядлые курильщики. Противоречат действительности и другие слова следователей: «обнаружены следы легковоспламеняющихся жидкостей». Краска, которой красил Максим, разбавляется водой и относится к классу слабогорючих материалов.

Ну посудите сами, кто бы отчаялся красить в закрытом, непроветриваемом помещении легковоспламеняющейся краской, то есть краской с добавлением ацетона? Максим скидывал фото банки с красящим веществом своей девушке, но почему-то эксперты не учли этого, прежде чем делать выводы. На фото – абсолютно безвредная краска на водной основе.

– Они говорят, что он сам поджег магазин, но что он должен был такого сделать, чтобы магазин через пять минут заполыхал весь? У него был огнемет? От окурка не могло быть такого. Есть в «Анониме» фото, где видно, что пожар начался с крыши, – говорит Снежина.

Пытался потушить

Гореть действительно начало с угла крыши – это подтверждают сотни фото и видео, сделанные очевидцами. Об этом же и поступило первое сообщение в МЧС Бурятии.

«В 19.48 (мест.) 01.02.2018 года на телефон пожарно-спасательной службы поступило сообщение о том, что на улице Ключевская горит крыша здания», – пишут на своем официальном сайте спасатели.

Однако позже в МЧС сообщили, что очаг возгорания находился внутри помещения, ближе в главному входу, то есть в противоположной стороне от видимого снаружи огня.

Интересный факт: судя по активности Максима в социальных сетях, он не сразу понял, что магазин горит, а значит, очаг возник не внутри помещения, а снаружи.

– Вот, посмотрите, со своей страницы «ВКонтакте» он пишет другу, спрашивает, как у него дела. Стоит время – 19:41. В это время уже горела крыша магазина, – показывает очень ценные сообщения Снежина.

То есть парень еще не понимал, что магазин горит. А когда понял, начал звонить управляющему, чтобы тот открыл его и спас. Есть предположение, что он звонил еще и кассиру, но сама она это опровергает.

Пока шла помощь, продавец метался по магазину, пытаясь потушить полыхающий огонь. Страшно представить, как отчаянно он боролся за жизнь. Молодой парень оказался в дымовой ловушке. Сотрудники Сбербанка слышали шум, по всей видимости, Максим стучался в двери, призывая на помощь. Никто не придал этому значения.

На момент, когда прибыли пожарные и управляющий с тем самым кассиром, Максим был еще жив. Об этом свидетельствует его телефон. В мессенджерах он был еще онлайн. Так почему же парня не спасли? Этот вопрос мучает всех очевидцев происшествия.

– Пожарные долго ехали. А когда прибыли, долго не начинали тушить, боялись залить Сбербанк. Ждали, когда из офиса вынесут все важные документы, – рассказывают свидетели ЧС.

Их слова подтверждают видеоролики с места происшествия. В свою очередь, спасатели утверждают, что приехали через шесть минут после сообщения о пожаре, в 19.55.

– По уставу они должны были прислушаться к словам людей, если им сказали, что внутри человек, они должны были сначала его спасти. Но они этого не сделали, не поверили, – рассказывает девушка. 

Мама умоляла спасти сына

К тому времени родственники Максима уже узнали о пожаре из соцсетей и приехали на место. Парень, видимо, не хотел, чтобы родители переживали, не стал им звонить, сообщать о страшном происшествии.

– Мама стояла, плакала, умоляла на коленях пожарных: «Вытащите моего сына, спасите его. Я все отдам, просите что хотите, только отдайте мне сына». Все пожарные стояли с равнодушными лицами. Они не верили ей, – вспоминает Снежина.

Потом все-таки одумались, взломали дверь, но тело обнаружили не с первой попытки. Почти в девять часов вечера Макса вынесли, кинули на снег. Кинули и отошли. Обезумевшая от горя мать сама пыталась делать массаж сердца, била по щекам, трогала пульс. Ей казалось, что он еще жив, что все это происходит не с ними. Когда поняла, онемела. Материнское сердце чуть не остановилось вслед за сердцем сына.

После были похороны. По Максиму плакала вся Бурятия. В социальных сетях приносили соболезнования десятки людей. Все отзывались о нем, как о добром и отзывчивом парне.

– И с коллегами он дружил.  Я знаю семейное положение всех сотрудников, он даже говорил, о чем мечтает каждый из них. То есть у них были дружеские отношения, а сейчас они все отвернулись от него, – плачет Снежина.

Это стало заметно на первом же заседании комиссии, которая была создана в связи с ЧС. Представители работодателя, родственники и приглашенные из трудовой инспекции и ФСС сотрудники пытались восстановить хронологию событий. Однако все вылилось в обмен претензиями и попытки перекинуть ответственность.

– На комиссии работодатели достали какой-то очень плохой скан договора с якобы подписью Максима. Там была прописана сумма 9000 рублей за выполнение ремонтных работ. Так понимаю, этот документ был сделан, чтобы на работодателей не распространялся Трудовой кодекс. Будто они заключили договор с Максимом на оказание услуг по ремонту, и это ЧП не считается смертью на производстве, – возмущены родственники.

Но самое интересное началось, когда папа Максима ознакомился с этим договором. Он имеет опыт работы в сфере ремонтных услуг и знает, как должны оформляться подобные договоры.

– Он спросил, а где объем работ, которые Максим должен был выполнить? На следующее заседание работодатель принес точно такой же скан, но уже с расписанными объемами работ. Там же указали, что заказчик не отвечает за технику безопасности. Другими словами, они просто поиздевались над нами, – рассказывает Снежина.

Подделка документов

Родственники настояли, чтобы этот документ не принимали к сведению. Немного поколебавшись, трудинспектор вернула бумагу работодателю. Несмотря на очевидные факты, такие как нерабочая система противопожарной безопасности, руководство ДНС все же старается выставить парня виновным.

– На последней комиссии речь зашла о каких-то ключах, которые якобы хранились в магазине и которыми он мог воспользоваться, – говорит Снежина.

В распоряжении редакции оказалось заявление управляющего магазином о том, кто обладает правом на ключи. На основании этого документа по одному комплекту ключей имеется у двух продавцов, одного кассира и управляющего. Остальные не имеют права закрывать либо открывать магазин. Соответственно, у них нет ключей.

В магазине не было окон. Запасной выход из двух железных дверей, а основной – из четырех. Даже если бы внутри имелся топор, Максим не смог бы выбраться.

Все подсобное помещение было заставлено пустыми коробками, это видно на фото, которое парень, будто предчувствуя, сделал накануне своей смерти. Еще он говорил, что в магазине старая проводка.

Есть переписка с сотрудницей Сбербанка, в которой девушка рассказывает о том, что из-за ДНС в офисе банка постоянно «выбивало» электричество. Была перегрузка сетей. Также есть показания бывшей работницы ДНС, которая говорит, что в магазине постоянно пахло проводкой.

– А у нас нет на руках результатов обследования электропроводки, оборудования, то есть ничего, что могло привести МЧС и следователей к таким выводам, – возмущена девушка.

Близких стараются держать в стороне от расследования, будто опасаясь, что они увидят лишнее.

– Мы думаем, что, во-первых, покрывают собственника – депутата Вячеслава Покацкого, во-вторых – саму компанию ДНС, – говорит девушка.

И эта версия имеет основания. Ведь ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности полностью возлагается на собственника. А им в данном случае выступает депутат Вячеслав Семенович Покацкий. Мы пытались с ним связаться, но сначала нам сказали, что он отдыхает за границей. А потом пообещали, что депутат сам перезвонит. Его звонка мы не дождались. Отметим, что в этом году Вячеслав Семенович вновь выдвигается в Хурал от Заиграевского района. 

Достаться может и руководству ДНС, как минимум за отсутствие пожарной сигнализации.
 
– Магазин ДНС относится к категории умеренного риска, то есть плановую проверку в таких объектах мы имеем право проводить не чаще одного раза в десять лет, - обезопасили себя в интервью сотрудники МЧС.

Дурная слава

Однако спасатели могут получить сроки за промедление, за то, что слишком долго тушили пожар и спасали Максима. Свое достанется и управляющему магазином. Зачем такие массовые репрессии? Не проще ли провести пожарно-техническую экспертизу и по-быстрому снести здание? На месте старого ДНС вовсю возводят новое торговое помещение.  Возможно, чтобы результаты проверки нельзя было оспорить в суде.

Следственный комитет Бурятии возбудил уголовное дело по статье «Причинение смерти по неосторожности», максимальное наказание – лишение свободы на два года. Во столько оценили жизнь Максима Батуева.

– Я прошу главу Бурятии Алексея Цыденова взять расследование под свой личный контроль. Мы верим, что Вы не оставите нас в беде и поможете наказать виновных, – официально через нашу газету обращается к главе республики мама Максима.

Вообще, судя по отзывам, в ДНС творится настоящий хаос: если приходишь на должность продавца, автоматически становишься и грузчиком, и маляром, и сантехником.

«Вы делаете все! Причем не важно, парень вы или девушка! Компания сильно ужалась в сотрудниках, поэтому на небольших филиалах тебе надо будет быть всем – продавцом, сервисником, настройщиком, кредитником, кассиром, кладовщиком, грузчиком, пылевытирателем, охранником, вышибалой», – пишут в отзывах о компании ДНС бывшие сотрудники сети.

И таких комментариев – десятки! Свое отношение к сотрудникам руководство продемонстрировало и на родственниках погибшего парня.

– Когда мы опубликовали жалобу в соцсетях, нам позвонили, и представитель сказал: «Назовите сумму, которая вас устроит». Естественно, никто с ним разговаривать не стал. Как мама может оценить жизнь сына? Нам не нужны их деньги, мы требуем наказания! – навзрыд плачет девушка.

Последние три месяца Снежина не живет, а существует. Они с Максимом планировали сыграть свадьбу этим летом. Впереди были грандиозные планы на жизнь. Их любви и взаимопониманию завидовали многие пары. Девушка с теплотой вспоминает о том, какими были их отношения.

– Он исписал признаниями все мои рабочие блокноты, ставил «напоминалки» в телефоне. Сидишь на работе, и тут раз – светится на экране: «Снежка, солнышко, я люблю тебя».  Я не могу без него, я задыхаюсь без него… – рыдает девушка – Почему они его не спасли?!

Елена Темникова, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.