18.06.2018
Новые правила купли-продажи подержанных иномарок ударят по карману жителей Бурятии

Улан-удэнский авторынок на улице Приречной спокойно переварил новацию Минпромторга РФ о запрете с 2019 года продажи подержанных иномарок из рук в руки. Частные автодилеры убеждены, что при переводе продаж на аукционную форму торговли они не пострадают. А вот обычным гражданам, которые захотят продать свою машину, во многих случаях теперь придется заплатить подоходный налог.

Россия вступила в неприятный поствыборный период, когда правительству дан карт-бланш на изыскание путей облегчения карманов дорогих россиян. Денег на олигархов и войны не хватает, кто-то же должен платить за банкет. На этот раз решили потрясти автомобилистов.

В стране, по некоторым оценкам, более 80% подержанных автомобилей продается по «серым схемам», а оборот ежегодно составляет около трех триллионов рублей. При этом лишь 20% граждан платят 13% налог после продажи машин. Посчитав, что это непорядок,  российские чиновники нашли способ увеличить налоги на тех, кто пока не платит. Для этого Минпромторг РФ предложил проект перевода продаж подержанных машин на электронные площадки, где реализация отслеживалась бы в режиме реального времени.

Механизм работы электронных аукционов заключается в том, что владелец подержанного автомобиля должен будет продавать машину на аукционе. Откуда ее затем выкупят дилеры с целью перепродажи конечному покупателю. Дилеры сами будут получать
государственный сертификат на участие в торгах. При этом занизить сумму сделки будет невозможно.

– При продаже автомобилей на авторынке по справке-счету обычно и продавцы, и покупатели соглашаются занижать реальную стоимость продаж, чтобы лишний раз не светиться. И машину продают по цене в 50–100 тысяч рублей, хотя в реальности она стоит гораздо дороже. Это делается для того, чтобы в случае перепродажи машины не попадать под налог, – рассказывает Сергей, улан-удэнский продавец авторынка на Приречной.

Дело в том, что при продаже автомобиля, который был в собственности менее трех лет и стоимостью выше 250 тысяч рублей, необходимо платить налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 13% от полученного дохода (разницы от покупной и продажной цен).

Такие продажи, когда автомобиль продавался дороже, чем покупался, были широко распространены в Бурятии еще несколько лет назад. Тогда жители республики нередко пригоняли машины с Приморья или других регионов и продавали по более высокой цене, чем покупали. Часто это бывали пострадавшие в ДТП машины, продававшиеся за бесценок с целью последующего ремонта и выгодной продажи.

Сегодня машин, которые продаются дороже, чем покупались, немного. Однако, если подходить к делу формально, сегодня большинство иномарок подпадает под налогообложение. Ведь покупались они «за 50 тысяч рублей», а реальная продажа на аукционах и даст ту разницу, с которой будет исчисляться налог. По данным компании «Автонет», нововведение способно приносить 10–20 миллиардов рублей подоходного налога в год. Для этого и затеваются аукционы, на которых будут проводиться сделки по вторичному рынку автомобилей. Ведь поставить на учет в ГИБДД проданную помимо аукциона машину будет невозможно.

Впрочем, улан-удэнские автодилеры относятся к инициативе минпромторга философски.

– Было немало попыток создать проблемы для продавцов иномарок – многократное повышение пошлин, введение утилизационного сбора, навязывание «кнопок» «Эры-ГЛОНАСС», теперь эти аукционы, но, думаем, и это мы переживем, – отмечают продавцы авторынка на Приречной. – А автомобилистам теперь придется ездить подольше на уже купленных авто, чтобы не попадать под налог.

Совет хороший. Однако жизнь частенько вносит коррективы в наши планы, и срочная продажа автомобилей – данность кризисного времени. Но уже сегодня автомобилистам впору задуматься о получении справок-счетов на приобретаемые автомобили по реальной цене покупки. Хотя пока проект по переводу сделок на аукционы еще остается лишь проектом, но  лучше, как говорится, подстраховаться на будущее.

Дмитрий Родионов, «Номер один»
^