Спорт особого назначения

Бурятскому самбо исполняется 55 лет
A- A+

Один из самых популярных видов спорта в Бурятии вслед за вольной борьбой недавно справил свой полувековой юбилей. За это время «самозащита без оружия» стала не только спортивной кузницей чемпионов, но и настоящей школой жизни. И сегодня самбисты продолжают готовить для страны спортсменов, патриотов и защитников отечества.

Истоки военного спорта

Самбо стало развиваться в 20-х годах прошлого столетия, сначала во Владивостоке, затем в Новосибирске, при штабе Сибирского военного округа, а также в московском «Динамо». Его основу составляли японская борьба дзюдо, французская классическая борьба и национальные виды борьбы народов СССР. Первоначально новый вид единоборств носил служебный характер, так как использовался для специальной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Сегодня эта разновидность самбо называется «боевое самбо» и существует как отдельный вид спорта.

У истоков создания самбо в СССР стояли Василий Ощепков и Анатолий Харлампиев. Именно ученик Харлампиева Сергей Харжеев считается отцом-основателем этого вида спорта в Бурятии. Первая секция борьбы самбо была создана на базе факультета физвоспитания Бурятского пединститута в 1964 году.

– В 1959 году в Москве я попал в секцию самбо, хотя хотел записаться на спортивную гимнастику. Через два года я выполнил первый разряд, и меня заметил Евгений Харлампиев, который был главным тренером общества «Буревестник». Единственного азиата среди спортсменов было трудно не заметить. В итоге я стал тренироваться почти каждый день, день в «Лужниках», другой – в энергетическом институте с Харлампиевым. После тренировок я ехал домой на метро вместе с ним, нам было по пути, и в дороге общались о самбо. Он был ярым сторонником распространения самбо по всему Союзу и привлек меня. Каждые выходные мы ездили по клубам, коллективам и показывали самбо в действии, – рассказал ветеран КГБ, полковник в отставке и вице-президент федерации самбо Бурятии Сергей Харжеев.

В 1964 году Сергей Николаевич окончил институт и вернулся в Улан-Удэ. Отовсюду на молодого самбиста посыпались предложения открыть секцию самбо. В итоге он выбрал пединститут, где его поддержал ректорат. Первое занятие новой секции состоялось 1 сентября 1964 года.

– Я повесил в коридоре маленькое объявление, но в зал пришло огромное количество народу, от школьников до студентов. В итоге на ковер выходили поочередно. Приходилось начинать с нуля – самбовок и чешек ни у кого не было. Мою единственную куртку ребята примеряли на себя и шили дома из подручных материалов. Что характерно, самбистам помогали все, даже представители других видов спорта. Так, борцы Виктор и Геннадий Баймеевы и Геннадий Манжуев помогали проводить соревнования, – продолжает Сергей Николаевич.

Заводчане-самбисты

В 1970-х годах самбо получило заводскую прописку. Инициаторами создания школы самбо при спортклубе локомотиво-вагоноремонтного завода стали комсомольцы – командир боевого отряда Александр Лубсанов, Юрий Топский и Владимир Мацуков.

– Мы выбрали самбо для физической подготовки и самозащиты. Становление школы самбо пришлось на 73–74 год. Начинали с 15–20 человек, а через несколько лет в секцию ходило более 150 взрослых и ребятишек, – вспоминал в интервью нашей газете Александр Гомбоевич. – Нашей задачей были не только спортивные результаты, но и подготовка будущих работников правоохранительных органов и Советской армии. Многие наши ребята ушли в военные училища. Приведу пример: Юрий Вольный пришел к нам на завод в 16 лет. Мы взяли шефство над ним, так как он был сиротой. Он не только занимался самбо, но и пошел учиться дальше в юридический институт. Потом он дорос до судьи Верховного суда Бурятии и Конституционного суда. Вот такой показательный путь одного из самбистов.

Наставником самбо в заводской секции стал Сергей Васильев, который тогда еще учился на спортивном факультете пединститута.

– Я был студентом второго курса, когда мне Александр Лубсанов предложил тренировать боевой комсомольский отряд. В то время я уже выступал на первенстве России по юниорам, поэтому согласился. Моими учениками были заводские ребята, и все старше меня. Спустя год мы поехали на соревнования в Усть-Кут, где первым мастером спорта стал Геннадий Серенев, – говорит Сергей Николаевич. – В 1974 году я ушел в армию, потом вернулся домой и стал работать в органах безопасности. Здесь я руководил военной и физической подготовкой личного состава, поэтому самбо мне очень пригодилось. Самбо – это базовый вид спорта для прикладных видов боевой подготовки.

Боевой отряд

Тумэн Санжиев воспитал шестерых чемпионов мира и целое поколение самбистов, которые прославляют малую родину далеко за ее пределами. Однако этой плеяды могло бы и не быть.

В 2000 году из спортивной школы № 9 Тумэн Санжиев попал в «Бурятзолото» по счастливой случайности. Когда его пригласили на собеседование, тренер честно признался, что может научить охранников только бросковой технике. «Нам нужно, чтобы они умели все», – ответили в компании. Через некоторое время по протекции Федора Махутова молодого тренера взяли инструктором в «Бурятзолото». Так началась золотая эпоха бурятского самбо.

– Пригласили на ставку, сказали, будешь тренировать охрану. Я согласился. Встал вопрос о зарплате – положили 6000, до этого тренером было всего 1200. Я готов был уходить первым и уходить последним, тем более что занимался любимым делом, – говорит Тумэн Жалсанович.

На новом месте молодой тренер получил полный карт-бланш.

– Валерий Дмитриев поставил задачу, чтобы наших ребят из охраны все знали и уважали. Я стал гонять их еще сильнее, организовал турнир на призы «Бурятзолото». Начал набирать хороших ребят и возить по соревнованиям. Пришли Дамба Раднаев, Сергей Доржитаров. Через несколько лет мы дошли до того, что выиграли Россию и мир, а ребята стали получать зарплату в «Бурятзолото» не как охранники, а как спортсмены, – вспоминает с ностальгией тренер.

К середине «нулевых», благодаря работе Тумэна Жалсанова и поддержке золотодобывающей компании, в России появился бренд бурятского самбо. Три года подряд боевые самбисты из нашей республики выигрывали командный чемпионат России, а на мировой арене один за другим пояс чемпионов получили Сергей Доржитаров, Баир Ванжилов, Дамба Раднаев, Баир Омоктуев, Баисхалан Эрдынеев. Андрей Будажапов присоединился к этой славной компании уже в 2010-е годы.

Именитых самбистов тренер встречал прямо у трапа вместе с Валерием Дмитриевым, который стал настоящим меценатом самбо.

– Сначала Валерий Ананьевич подарил Доржитарову как первому чемпиону мира двухкомнатную квартиру, а потом Ванжилову «трешку» – как трехкратному. Если бы Дмитриев и сейчас был директором «Бурятзолото», мы бы еще несколько квартир смогли выделить ребятам, – сожалеет Тумэн Жалсанович.

Сегодня большинство чемпионов мира работают в силовых структурах, где передают свой бесценный опыт ученикам. Лишь Баир Ванжилов «осел» на земле и стал фермером.

О любимом виде спорта Тумэн Санжиев может рассказывать часами. Сегодня самбисты тренируются не только в зале единоборств ФСК, но и в собственной школе, которая открылась шесть лет назад.

– Мы хотим создать свой музей славы. Начали с простого: повесили портреты чемпионов мира и ветеранов в нашей школе. Потом смотрю и чувствую, что как в музее ходим. Предложил вешать фотографии и тех ребят, что выигрывают медали именно сегодня. Надо их мотивировать, – считает тренер.

По словам Тумэна Жалсановича, самбо – спорт не для холериков и уже тем более не для слабонервных.

– У самбистов определенные черты характера. Такие затраты энергии просто не выдерживают холерики.  Нужно бороться в стойке и партере, удушающие приемы, кроссы. И трудно сделать что-то за счет одного удара, как в том же боксе. Наверное, поэтому мы такие спокойные, – замечает руководитель бурятского самбо.

Андрей Шевченко, «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.