Зловонный апокалипсис

Улан-Удэ может быть затоплен химическими и бытовыми отходами
A- A+
Аномальное количество снега создает угрозу затопления. При этом ни защитных сооружений, ни эффективных средств борьбы со снегом у столицы Бурятии нет. Мэрия подливает масла в огонь, складируя снег на свалках. Эксперты предрекают катастрофу: уже через месяц талая вода вперемешку с химическими и бытовыми отходами может устремиться по улицам города.

Беззащитная столица

«Как снег на голову» – это выражение жители Улан-Удэ нынешней зимой могли использовать в самом что ни на есть прямом смысле. В декабре на столицу Бурятии упала пятимесячная норма осадков. Последний раз синоптики наблюдали здесь подобную картину 60 лет назад.

В конце января власти столицы провели совещание, где разработали план, включающий в себя 40 мероприятий. Среди них – тренировка из серии «что делать, если город затопило», проверка коммунальных и прочих городских служб, проверка спасательных и плавсредств на случай возможной эвакуации населения, очистка канализаций, ликвидация свалок и многое другое. Заодно власти решили уведомить жителей СНТ и ДНТ, живущих в зонах затопления, как защитить имущество и жилье от водной стихии.

Такая активность со стороны городской власти не случайна: сегодня инфраструктура столицы, которая должна защищать от наводнений, находится в удручающем состоянии. Что подтверждают и эксперты:

– В плачевном. Фактически в нерабочем. Существует проект строительства дамбы в Улан-Удэ, проект чуть ли не на пять миллиардов рублей. Но предварительная проектная документация получила отрицательное заключение, – рассказал нам координатор рабочей группы по проблемам экологии и защиты леса отделения ОНФ в Бурятии Евгений Кислов.

В минприроды Бурятии подтверждают: проект есть, и он на согласовании. Только экологическую экспертизу документация проходит в третий раз. Речь идет о строительстве комплекса гидротехнических сооружений для укрепления подпорных стенок по обоим берегам Селенги и Уды на всем протяжении города. Стоимость проекта – 5,5 миллиарда.

– Было получено сначала отрицательное заключение экологической экспертизы Росприроднадзора здесь на месте. Потом мы получили положительное заключение, на экологическую экспертизу полгода ушло. Потом мы направляли в Москву, там три месяца опять рассматривали, получили замечания. И теперь опять вернули сюда. То есть у нас только год экспертиза занимает. Сейчас здесь опять будет рассмотрение, потом будем отправлять в Москву, – рассказывает начальник отдела регулирования водопользования и водного хозяйства минприроды Бурятии Евгения Маковеева.

Даже если все пойдет хорошо и Москва не станет в очередной раз заворачивать проект, строительство защитных сооружений начнется не раньше 2020 года.

Транссиб под угрозой

Таким образом, от разлива рек Улан-Удэ ничего не защищает. С другой стороны, и эксперты-экологи, и чиновники в голос уверяют, что в этом году такой вариант развития событий маловероятен.

– В основном у нас наводнения происходят не за счет таяния снега, а за счет обильных дождей, причем в верховьях рек. Были годы, когда у нас в Улан-Удэ были большие наводнения при отсутствии дождей. Это были дожди или где-нибудь в Монголии в верховьях рек, либо где-нибудь в восточной части, в верховьях Уды. Однозначно судить по количеству снега нельзя, – говорит Евгений Кислов.

Его слова подтверждает и председатель комитета городского хозяйства Константин Мошковский:

– У нас уровень рек очень низкий. Вы знаете, что последние годы были засушливые. Поэтому сейчас это ни о чем.

Но выдыхать рано. Опасность может прийти с другой стороны. Таящий снег может и не поднимет уровень рек. Но угроза затопления Улан-Удэ талой водой довольно высока.

– Причем это не просто снег, это снежная смесь с бытовым мусором, с отходами производства транспорта: масло, бензин, грязь и так далее, – говорит Евгений Кислов. И перечисляет возможные места затопления: – Это касается, прежде всего, улиц Балтахинова, Борсоева, железной дороги. Мы были с выездом на конечной остановке 56-го маршрута. Там несанкционированная свалка снега прямо над железной дорогой. Затопит Транссиб – остановится движение поездов на Транссибе. Вы представляете, какие последствия могут быть? Для нашей страны в целом.

Свалки поплывут?

По идее с такими проблемами должна справляться ливневая канализация. Но печальная статистика разбивает эти надежды: в Улан-Удэ протяженность «ливневки» – 32 километра при протяженности дорог с твердым покрытием в 450 километров.

– Мы определили потенциально опасные затопляемые места, которые не обеспечены ливневыми канализациями. Мы уже прочищали осенью ливневые канализации. Сейчас еще раз надо будет перед весенним периодом посмотреть, потому что за это время, возможно, они замусорились или забились, – говорит Константин Мошковский.

Всего в городе почти 50 мест, которые находятся под угрозой затопления. Таких мест в Октябрьском районе – 16, Советском – 10, Железнодорожном – 23.

Таким образом, единственный реальный способ избежать затопления – убирать снег.

– В Тюмени, например, и во многих других городах со снегом обращаются совсем по-другому. Есть специальные снегоплавильные установки. Они растапливают снег и подают на очистные сооружения. У нас этого нет. У нас снег просто складируется. Причем складируется не на специальной забетонированной или покрытой пленкой площадке, а просто – навалом, причем зачастую на возвышенностях, – говорит Евгений Кислов.

Глядя на список мест складирования снега, опубликованный мэрией, не остается сомнений, что вместе с талой водой столицу накроет поток мусора. Среди таких мест – улица Воронежская (возле бывшей городской свалки в поселке Стеклозавод) и полигон твердых бытовых отходов в Вахмистрово.

Активисты ОНФ, которые посетили стеклозаводкую свалку во время одного из рейдов, грозились подать заявление в природоохранную прокуратуру. Ведомство уже отреагировало:

– Как только нам поступили сведения, мы направили их в Роспотребнадзор по Бурятии, Бурприроднадзор, Управление Росприроднадзора. Эти органы компетентны рассматривать эти материалы, примут меры, – рассказал нам Борис Марков, помощник прокурора природоохранной прокуратуры.

Таким образом, власти Улан-Удэ одной рукой проводят абстрактные «учения», как вести себя в условиях катастрофы, другой – сами же увеличивают вероятность этой же катастрофы, складируя снег в опасных для города местах. До начала весны остается не так много времени. А исправить ситуацию уже вряд ли получится. Остается молиться, что тепло не придет резко и одномоментно, чтобы снег таял постепенно. Иначе – апокалипсис.

Владимир Пашинюк, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.