26.02.2018
Что делать, если над ребенком издевается весь класс?

Подколы, насмешки, пинки. С этих «веселых», на первый взгляд, детских забав в школьной среде может начаться настоящая травля одного ученика другими. Чем могут закончиться систематические унижения для ребенка, страшно даже представить – начиная от нервных срывов и заканчивая суицидом. Как противостоять травле и обезопасить от нее своего ребенка, расскажет психолог Игорь Бадиев.

Печальные последствия буллинга

– Игорь Валерьевич, травля в школах – явление нередкое. Почему дети способны так жестоко обходиться с другими детьми? 

– Что такое травля? Это целенаправленные насильственные и систематические действия одного человека против другого, или одного человека против группы, или группы против одного человека. В психологии это явление определяют термином «буллинг» (от английского bully – «хулиган», «драчун», «насильник»). Термин достаточно молодой, хотя это явление известно давно. Например, в 1910 году Фрейд собирал конгресс, посвященный суицидам и насилию в средней школе. Как вы понимаете, последствия буллинга весьма печальны и трагичны. 

– Люди всегда друг друга задирают, обзывают, третируют, применяют друг против друга насилие. Чем же буллинг отличается от любой другой формы насилия? 

– Главная отличительная черта буллинга, например, от конфликта – это неравенство сил. Жертва не имеет возможности ответить агрессору (буллеру). Она слабее в любом плане – физическом, психологическом, социальном, финансовом, организационном. В результате происходит виктимизация жертвы – она принимает на себя эту роль и ведет себя соответствующим образом. Самостоятельно выйти из этой ситуации жертва не в состоянии. 

Ущерб от буллинга просто огромный. Жертва не может самостоятельно восстановиться, систематическая травля приводит ее к агрессивным или аутоагрессивным (агрессия, направленная на себя) действиям. Для нас, жителей постсоветского пространства, наиболее ярким примером буллинга является фильм «Чучело». 

– Героиня фильма, кажется, вышла победительницей из противостояния с одноклассниками?

– Нет. Она предприняла аутоагрессивные действия – обрила себе голову и фактически приняла на себя роль жертвы: «Если вы считаете меня не такой, как все, я буду такой». У нее случился нервный срыв в результате длительного психологического давления. В фильме одноклассники все осознали и раскаялись, однако в реальности все иначе – различные исследования показывают, что порядка 20% людей, участвующих в буллинге, не осознают, что они наносят жертве вред. 

– Неужели агрессоры не понимают, что делают? 

– Не понимают. Они считают, что просто так развлекаются. Это же весело. Подумаешь, что здесь обидного? 

Насмешки и травля – явление распространенное

Первое место по частоте встречаемости занимает вербальный буллинг. Это насмешки, обзывания, подколы, распускание слухов. Физический буллинг включает в себя не только систематические побои, но и пинки, плевки, толчки, прятанье вещей – все, что связано с физическим контактом. Буллинг через игнорирование – это второй по распространенности вид буллинга. Это бойкот, отказ от общения, изолирование человека, отказ ему в доверии, не замечание успеха. 

Систематическое негативное оценивание деятельности человека – это тоже буллинг. Современная форма травли – кибербуллинг, его оружие – звонки, социальные сети, Интернет. 
Масштабы этого явления просто поражают. Статистика показывает: в европейских странах порядка 17–18 % детей выступали в роли буллера и приблизительно столько же – в роли жертвы. В России около 50% детей являлись буллерами и более 80% школьников так или иначе сталкивались с буллингом. 

– С чем связан такой большой разброс между Европой и Россией? 

– На Западе раньше начали изучать и бороться с этим явлением. У нас же буллинг прорастает из советской школы воспитания  человека через коллектив и для коллектива. Та система воспитания по сути является способом систематической травли человека, проходящей под девизом, что члена общества нужно изменить, причем любыми средствами. 

Насколько огромны масштабы этого явления, нам трудно представить, потому что жертвы, как правило, молчат о том, что над ними издеваются. В результате виктимизации они не обращаются за помощью, начиная считать, что такое отношение к себе они заслужили. Это уничтожение самооценки как таковой. Мы с вами помним, что человек – существо социальное, а потребность в принятии, любви и уважении – это базовые потребности, против которых, в первую очередь, и направлены действия буллеров. 

Жертвой может стать каждый

– Почему один человек начинает нападать на другого? Какова природа буллинга?  

– В эволюционном плане все понятно: это животная природа. Посмотрите, как щенки, играя друг с другом, выстраивают иерархию внутри стаи. Но люди – не животные, у нас нет необходимости добиваться превосходства такими нецивилизованными средствами. 

Почему человек прибегает к буллингу? Начнем с агрессора. Как правило, травлю начинает один человек. Он выбирает себе жертву и начинает ее травить. Для чего он это делает? Чтобы вызвать у жертвы эмоции. Он «питается» страхом, злостью, гневом, обидой и ощущает при этом чувство собственного превосходства. Самоутверждается за счет другого, начинает чувствовать себя выше, лучше остальных. 

Пассивные члены буллинга – это наблюдатели, которые не вмешиваются и не пытаются остановить травлю. Они считают, что стоят в стороне, но по сути они начинают идентифицировать себя с буллером, как с более сильным, и поведение жертвы постепенно начинает и у них вызывать раздражение, недовольство и мало-помалу пассивные наблюдатели включатся в травлю. В итоге процесс приобретает групповой характер. 

При этом буллер и его соратники считают, что в их действиях виновата жертва. Она ведет себя неправильно, провоцирует их, а в некоторых случаях агрессоры считают, что таким способом они хотят изменить жертву в лучшую сторону.  

Жертвой буллинга может стать любой человек. Обычно это тот, кто не похож на других, причем не важно чем. Это могут быть какие-то физические признаки, социальные, физиологические, экономические. Жертвой может стать ребенок бедных родителей или, наоборот, из богатой семьи. 

Выбор жертвы буллинга всегда случаен. Пострадавшие от травли, которые поменяли место работы или учебы, не становились снова жертвами буллинга. Однако у буллера вероятность стать жертвой травли выше. Представьте, в классе была травля одного ребенка, его перевели в другую школу, а система отношений в школьном коллективе осталась прежней, способ поведения тот же. Кто выделяется от всех остальных больше всех? Тот, кто начал эту травлю – буллер. Поэтому, кто станет следующей жертвой буллинга, – вопрос случая.

Примечательно, что нефизические способы буллинга в психологическом плане более травмоопасны. Почему? Факт физической травли чаще всплывает наружу, он доказуем. А эмоциональный буллинг заметить сложнее. О нем могут знать только члены, участвующие в травле, он незаметен для других. Кроме того, по длительности он больше и по своему разрушающему действию сильнее. 

Остановить травлю

Что говорить по поводу детских коллективов, когда буллинг в нашем обществе – весьма и весьма распространенное явление. Мы очень часто сталкиваемся с ним, сами того не замечая. Причем частота встреч зашкаливает. Пытаясь защитить свои интересы, сделать лучше для кого-то, мы сами неосознанно выступаем в роли буллера. 

Пример тому – учитель, который говорит классу: «Дети, не обращайте внимания на драчуна Васю». Так он запускает процесс буллинга. Мы с вами помним, что агрессор и жертва – это роли, которые меняются местами. Агрессор рано или поздно, но всегда станет жертвой. Когда мы говорим ребенку: «Дай сдачи, не обращай на Петю внимания», мы учим его насилию. 

Проблема буллинга – это большая системная проблема насилия в школе и в обществе. Мы его оправдываем, считаем насилие приемлемым способом достижения целей и разрешения проблем. Но по сути, применяя насилие, особенно когда силы оказываются не равны, мы запускаем маятник насилия, и вопрос времени, когда мы превратимся в жертву. 

– Как остановить этот маятник?

– Наверное, первое, что нужно делать, когда мы видим травлю, – остановить ее любым способом. Мы должны понимать, что эта проблема не решается одним человеком – учителем, психологом или директором школы. Это системная проблема. Неприятие насилия и меры по борьбе с буллингом должны носить общеорганизационный характер. 

То есть, если мы в школе хотим остановить буллинг как явление, у нас внутри самой организации должны быть установлены четкие правила, которые исключают применение насилия, и установлена атмосфера безопасности и уважения ко всем членам этой организации без исключения. Это значит, что учитель не имеет права унижать ученика, других учителей или техработников. Ученику строго запрещено унижать другого ученика, учителя или технический персонал. 

Буллинг – это явление, которое проще предотвратить, чем остановить. Лекарством от него может быть уважительное отношение к себе и к другим людям. Жертв травли, в первую очередь, учат уважать себя. Если убито самоуважение, ты не можешь уважать другого человека, а это делает допустимым применение насилия. Это значит, что жертва может стать агрессором. 

– Что Вы посоветуете родителям и детям, чтобы противостоять травле? 

– Первое, что нужно сделать, – привить ребенку уважение и самоуважение. Человек с чувством собственного достоинства реже становится жертвой буллинга, потому что он не реагирует так, как нужно агрессору. Он не принимает на себя обзывательства и умеет достояно противостоять насилию – без агрессии.  Буллеру нужно вызвать агрессию у жертвы, и когда он ее не получает, у него пропадает к ней интерес. Жертве нужно не бояться обращаться за помощью – следует знать, что она ни в чем не виновата.  

– Какие признаки могут указать родителям, что ребенок в школе подвергается травле? 

–  Непонятно откуда взявшиеся синяки и царапины. Пропажа личных вещей, которая никак не объясняется. Сниженный, подавленный эмоциональный фон ребенка. Вопрос, как дальше действовать родителям, не имеет однозначного ответа. Во-первых, нужно остановить травлю любыми доступными средствами. Узнать, что происходит, поговорить об этом с ребенком. Главное, чтобы он вам доверился. А затем идти разбираться в школу, к учителям и за помощью к психологу. 

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
^