23.02.2018
Служебные иномарки правительства Бурятии ремонтируют задаром?

19 февраля 2018 года состоялся электронный аукцион на выполнение ремонта служебных автомобилей правительственного автопарка на сумму 87,5 миллиона рублей. Этот аукцион может войти в историю как самый жульнический тендер с далеко идущими последствиями. Похоже, в очередной раз  независимые поставщики остаются за бортом, а на бюджетные деньги приходят «свои» фирмы.

Бой за полтора процента

Общеизвестно, что часто контракты по государственным закупкам получают фирмы, «сотрудничающие» с ответственными за это чиновниками.  Вот и аукцион, который прошел по заявке заказчика – ГКУ «Хозяйственно-транспортный комплекс администрации главы РБ  и правительства Бурятии» (ХТК), выиграла фирма, которая «уронила» цену контракта на 98,66%. А если быть точнее, с 87,5 миллиона до 1,1 миллиона рублей. Это меньше, чем 1,5% от первоначальной цены государственного контракта. 

Причем 19 февраля на электронной площадке до конца бились только две  фирмы, которые ранее участвовали в аукционах, и они шли, что называется, до конца. Речь не идет о каких-то фирмах-«прокладках», которые заводят на тендеры, чтобы «развести» других участников на «откат». Это вполне известные фирмы, ранее участвовавшие в тендерах. И, судя по всему, конечный победитель был твердо уверен, что игра стоит свеч. Добавим, что пока фирма-победитель фигурирует в аукционной документации в зашифрованном виде. Ее название станет известно в конце этой недели, когда ожидается подписание госконтракта.

Вопросов к проведенному электронному аукциону и ее участникам немало.  Так, согласно конкурсной заявке, первоначально стоимость услуги – час работы слесаря по ремонту автомобиля – была определена в 800 рублей. Этот нормо-час вполне реален. Конечно, стоимость может быть больше или меньше, в разумных пределах. К примеру, можно снизить цену работы автослесаря даже на 50%, если ремонтировать машину в гараже у дяди Васи. Но если мы говорим про служебные иномарки, которые возят главу Бурятии Алексея Цыденова, лицо охраняемое, а также других высокопоставленных лиц, то здесь «рабский труд» неуместен и даже опасен. А ведь победитель по госконтракту фактически именно это и предлагает. Оплата труда по стоимости сопоставима с похлебкой «доширак». Так, стоимость часа работы слесаря составила меньше десяти рублей. 

Впрочем, если победитель аукциона так сердечно любит ХТК и готов ремонтировать машины бесплатно, то вот с запасными частями, поставку которых обязуется обеспечить победитель аукциона, этот номер не прокатит. Поставить правительственному гаражу импортные запчасти меньше чем за 1,5% от рыночной цены невозможно! Или кто-то собирается закупать у оптовиков запчасть за одну тысячу рублей и ставить ее на правительственную машину за полтора рубля? Это что за «бизнес» такой? 

Фильтр для конкуренции

Конечно, знающие люди понимают, что стоит за подобным цирком. Добросовестные поставщики услуг при столь невыполнимых условиях по госконтракту просто отсеялись на первом же этапе аукциона. А те товарищи, что твердо идут на 1,5 процента от госконтракта, видимо, полностью уверены, что 98,5% реальной суммы работ  им оплатят по другим счетам. И вряд ли  кто-то будет проверять бухгалтерские  документы на предмет их стыковки между собой.

Добавим, что о странностях в работе ХТК «Номер один» уже сообщал. Так, в  декабре прошлого года состоялся аукцион, где были заявлены, мягко скажем, трудновыполнимые условия по госконтракту на 50 миллионов рублей. Ремонт и поставка запасных частей к автопарку правительства РБ должны были произойти в течение... одного рабочего дня! 

Естественно, что независимые  фирмы, узнав о подобных нереальных сроках, решили не рисковать, дабы не попасть в список недобросовестных поставщиков. Ведь в реальности уложиться в столь сжатые сроки нет возможности. Но что мы видим в итоге? Победитель тендера по документам умудрился отремонтировать  в одном из городских автосервисов 30 правительственных иномарок якобы за один день 28  декабря 2017 года. 

При этом, учитывая сложность работ и всего несколько работающих подъемников в данном автосервисе, эксперты выполнение такого масштаба работ – за один день – называют фантастикой. А учитывая тот факт, что кроме правительственных машин, в  эти дни там ремонтировались и другие клиенты, то такой «трудовой подвиг» представляется и вовсе нереальным. 

Еще более фантастическую скорость развил победитель по закупкам запчастей, которые он якобы доставил из других регионов РФ всего за три дня. В то время как в реальности запчасти идут в Бурятию  10–14 дней. По слухам, правительственные машины в реальности ремонтировали в этом же автосервисе практически весь декабрь, причем еще до заключения госконтракта.  Победитель получил 50 миллионов рублей. Думается, он не забыл тех, кто помог ему в этом непростом предновогоднем спринтерском забеге с препятствиями.  
 
Отметим, что при прежнем руководителе ХТК Дмитрии Петренко «туфтовых» схем с многократно заниженными ценами на автозапчастями и молниеносным ремонтом служебных машин не наблюдалось.  Информированные источники уверяют:  у проверяющих не было никаких вопросов к тендерам  по ремонту правительственного парка. Видимо, тогда контроль за расходованием десятков миллионов рублей бюджетных средств на ремонт служебных иномарок был строгим.  Будем надеяться, что в мутной схеме ремонта правительственных иномарок все же разберутся проверяющие структуры.

Дмитрий Родионов, «Номер один».
^