«Под крылом самолета…»

Масштабный проект авиазавода обеспечит Бурятию новыми поступлениями в бюджет и рабочими местами
A- A+
Уже в ближайшие годы Улан-Удэнский авиазавод запустит производство нового самолета ТВС-2ДТС. Сейчас конструкторы создают опытные образцы, власти Бурятии решают вопросы по господдержке федерального центра, а сам авиазавод готовится к выпуску нового продукта. Глава Бурятии и гендиректор холдинга «Вертолеты России» обсудили на месте перспективы масштабного проекта.

Свободная ниша

Первые реальные перспективы производства нового самолета на базе Улан-Удэнского авиазавода появились в прошлом году. Глава Бурятии Алексей Цыденов заручился поддержкой по этому вопросу правительства России и лично президента страны Владимира Путина.

Самолет ТВС-2ДТС по задумке авторов проекта должен занять нишу, которая на сегодня практически пустует. Ведь на рынке сегодня присутствуют лишь устаревшие модели российских самолетов Ан-2 и зарубежные аналоги, эксплуатация которых обходится достаточно дорого.

– Мы общались с коллегами из Якутии – востребованность высокая, – говорил генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский на недавней встрече с главой Бурятии и руководством авиазавода. – Если вернуться к статистике и к информации из советского периода времени, то в Советском Союзе самолетов типа Ан-2 летало 7400. Сегодня, как говорил Алексей Самбуевич, 1200 самолетов состоит в реестре, 300 летает. Это говорит о том, что самолеты востребованы.

Действительно, представители Якутии уже изъявили желание закупить 200 новых самолетов. 

– Мы проговорили необходимость в ближайшее время подготовить двустороннее соглашение, предусматривающее обязательства по покупке самолетов главным заказчиком – это Саха (Якутия). Коллеги из Якутии пригласили нас на первую декаду апреля к себе. Надеемся, что к тому времени уже будут готовые конкретные соглашения, мы их подпишем. Будем над этим работать, – отметил на той же встрече глава Бурятии.

Вне конкуренции

По предварительным оценкам, серийное производство легкого многоцелевого самолета ТВС-2ДТС будет запущено на Улан-Удэнском авиационном заводе в 2021 году. До 2020 года планируется закупить необходимое оборудование и выполнить подготовку производства.

– Мы планируем начать сертификацию самолета ТВС-2ДТС в 2019 году, для этих целей первые два опытных образца будут созданы на базе разработчика проекта – СибНИА имени С. Чаплыгина. С 2020 года к испытаниям смогут подключиться опытные образцы, собранные на Улан-Удэнском авиационном заводе, и к 2021 году мы рассчитываем получить сертификат и запустить серийное производство самолета, – отметил Андрей Богинский.

Перспективы у нового продукта, по мнению главы Бурятии и руководителя холдинга «Вертолеты России», достаточно высокие. На встрече разработчики представили обновленные характеристики самолета, которые превосходят мировые аналоги. Но главное преимущество – стоимость эксплуатации, которая, как обещают производители, будет на порядок ниже.

Кремль в помощь

Конечно, для того чтобы реализовать столь масштабный проект, потребуется поддержка федеральной власти.

– В первую очередь это, конечно, продолжение научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы, – пояснял Андрей Богинский. – Второй вопрос – в государственной программе развития авиационной промышленности предусмотрены субсидии на сертификацию, это второй вид поддержки. Ну, а далее – при подготовке маршрутной сети, конечно, надо будет смотреть поддержку субсидирования уже конкретно перевозок.

Также он рассказал, что сегодня уже действует поддержка для лизинговых компаний, которые привлекают кредиты для покупки, в том числе, самолетов российского производства.

– Есть соответствующие субсидии, связанные с закупкой запасных частей, субсидии, связанные с обучением инженерного и летного состава. Поэтому сегодня большой объем поддержки уже существует, просто им надо правильно воспользоваться, – говорил Андрей Богинский.

Сейчас прорабатываются различные варианты дорожной карты по реализации проекта. В одном из них решено учесть поддержку со стороны Минпрома и Минстранса России, а также правительства Бурятии.

Минимум импорта

Сейчас решается вопрос, где именно будут производиться комплектующие для нового самолета – в Бурятии или на других заводах холдинга «Вертолеты России». 

– У нас есть вариант, что композит будут производить предприятия холдинга «Вертолеты России», а мы здесь уже будем делать окончательную сборку. Но не отверточную сборку. Это пять тысяч часов на производство самолета из произведенного композита. Но мы надеемся, что создадим экономически выгодные условия для того, чтобы и композит производить здесь, – отметил Алексей Цыденов.

Кроме того, решается вопрос и по минимизации импорта комплектующих из-за границы. Ведь опытный образец самолета ТВС-2ДТС сделан с учетом иностранных комплектующих.

– Понятно, что одна из задач, которая стоит, – локализация этих комплектующих на той базе, которая есть в России. С другой стороны, мы сегодня с Алексеем Самбуевичем обсуждали возможности использования технопарка, который формируется здесь, в Улан-Удэ, – заявил Андрей Богинский. – Как говорится, на товарища надейся, сам не плошай. Поэтому мы будем разрабатывать меры по локализации.

В этой связи перспективы появляются и у Улан-Удэнского приборостроительного объединения. Ведь это предприятие рассматривалось как одно из основных в республике по программе импортозамещения.

– Завод имеет компетенцию по производству комплектующих уже сейчас. Есть наработки по диагностическому оборудованию, которое уже сейчас ставится на производство предприятием. Самолет много что содержит, поэтому какая-то кооперация возможна, – пояснил глава Бурятии.

Безусловно, если проект будет успешно реализован, республика получит множество бонусов: это и новые рабочие места, и дополнительные налоговые поступления в бюджет. Сегодня экономика республики как никогда нуждается в подобных проектах. И тот факт, что властям Бурятии удалось добиться такого внимания со стороны не только правительства России, но и крупных бизнес-структур, таких как «Вертолеты России», внушает осторожный оптимизм.

Леонид Григорьев, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.